Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:30, реферат
Коммерческий банк представляет собой достаточно сложную структуру, выполняющую множество разнообразных операций. В силу данного обстоятельства результативность деятельности и финансовая устойчивость банка во многом зависят от организации в нем эффективной системы анализа и планирования.
Анализ банковской деятельности основывается на традиционных для конкретной экономики методах. Специфика же экономического анализа деятельности коммерческого банка обусловлена особенностями проводимых им операций и заключается в следующем.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Роль и задачи анализа деятельности коммерческого банка. Выявление основных факторов, влияющих на деятельность………………………………………..………………………………..5
Глава 2. Аналитическая работа в коммерческом банке ……………………11
Глава 3. Основные направления экономического анализа банковской деятельности …….…………………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………………………..25
В
банках, имеющих сложную
Независимо от того, как структурно выстроена аналитическая работа, важнейшим элементом организации ее деятельности является форма представления результатов анализа или состав управленческой отчетности.
Однозначного ответа на вопрос о том, какая информация должна содержаться в отчетах по оценке деятельности, быть не может. Каждый банк самостоятельно разрабатывает формы отчетов, стремясь к тому, чтобы они наилучшим образом отражали его внутренние взаимосвязи и были понятны менеджерам разных уровней. Есть золотое правило: чем проще отчеты, тем они эффективнее.
Аналитическая информация должна быть понятной, полезной и обладать прогнозной ценностью. Многие банки еще до обязательного перехода на МСФО начали готовить аналитические (управленческие) отчеты на основе этих стандартов, поскольку данные российского бухгалтерского учета не позволяют в необходимой для принятия решений мере оценивать процентную политику, качество кредитного портфеля, стоимость имущества. Так, если по договору вклада предусмотрена уплата процентов по окончании установленного срока, то традиционный бухгалтерский учет позволит увидеть эти проценты на расходах в полной сумме один раз, когда они будут выплачены, например, по годовому вкладу – через год. То есть в течение предшествующих одиннадцати месяцев по бухгалтерскому учету стоимость этого вклада равна 0 % годовых, но в последний месяц срока стоимость вклада в процентах (годовых) по отчетности выявляется в полной мере. Принцип начисления, приятый в МСФО, позволяет ежемесячно видеть реальную стоимость вклада.
Формы
отчетов, содержащие информацию для менеджеров
разных уровней, различны. Руководителям
высшего звена требуется агрегированная
информация, а также информация по группам
продуктов и услуг, клиентской базе и подразделениям
организации, которая позволяет быстро
увидеть последствия принятых ранее управленческих
решений и складывающиеся тенденции развития
банка.
Глава 3. Основные направления экономического анализа банковской деятельности.
Структура отчетов соответствует основным направлениям анализа деятельности коммерческого банка.
Перечислим и охарактеризуем основные направления экономического анализа банковской деятельности.
Анализ деятельности банка в целом включает анализ собственных и привлеченных средств, активов, финансовых результатов, финансового состояния, базируется, как правило, на изучении финансовой отчетности и включает следующие методы:
– сплошной просмотр финансовой отчетности;
– горизонтальный анализ финансовой отчетности;
– вертикальный анализ финансовой отчетности;
– трендовый анализ финансовой отчетности;
– метод оценки финансовых коэффициентов.
Метод сплошного просмотра финансовой отчетности основывается на оценке абсолютных показателей деятельности банка. Такой подход предполагает последовательный просмотр финансовых отчетов по статьям, сопоставление статей между собой и выявление динамики. Например, анализ бухгалтерского баланса банка позволяет получить информацию о собственном капитале, его структуре, источниках привлеченных средств, величине активов и направлениях их размещения, размере прибыли (убытков), доходов и расходов и т.д. Достоинство метода сплошного просмотра отчетности в его простоте.
Горизонтальный анализ финансовой отчетности предполагает ретроспективную оценку деятельности банка путем сравнения абсолютных и относительных показателей финансовой отчетности сопоставляемых периодов.
В основу вертикального анализа финансовой отчетности положена оценка относительных показателей, характеризующих удельный вес отдельных статей финансовых отчетов в общем итоге отчета. Он включает в себя анализ структуры баланса, структуры доходов и расходов.
Эффективным
методом, позволяющим проследить динамику
изменения показателей
Наиболее
информативным методом
– стандартные или планируемые значения финансовых коэффициентов;
– средние показатели, рассчитанные на основе данных репрезентативной выборки по банкам некоторой группы;
– значения финансовых показателей, рассчитанные за предыдущие периоды.
Метод
анализа, основанный на использовании
финансовых коэффициентов, позволяет
выявить отдельные направления,
по которым целесообразно провести
более детальное исследование причин,
приведших к ухудшению
Анализ деятельности подразделений банка позволяет оценить вклад каждого подразделения в общие результаты. Расчет итогов деятельности по подразделениям (отделам, дополнительным офисам, филиалам) повышает заинтересованность работников в конечных результатах труда, на их основе разрабатываются системы коллективного и индивидуального материального стимулирования.
Определение результатов деятельности подразделений производится с использованием принципов бюджетирования. Бюджетирование – это процесс формирования и контроля исполнения детализированного плана доходов и расходов (бюджета) по подразделениям. Существует несколько моделей бюджетирования, и каждый банк в зависимости от структуры и задач может выбрать любую. При построении системы бюджетирования необходимо ответить на три основных вопроса:
1. По какому принципу распределять доходы между подразделениями?
Возможны два варианта. Первый: полученные доходы распределяются между подразделениями на основе использования механизма трансфертных цен. То есть подразделение, привлекшее ресурсы, «продает» их подразделению, которое эти ресурсы размещает; свои услуги другим подразделениям «продают» юристы, аналитики, бухгалтеры, и таким образом, каждое подразделение выходит на самоокупаемость. В этом случае некоторые подразделения как центры финансовой ответственности могут быть одновременно и центрами затрат, и центрами прибыли. Второй вариант: доходы относятся на счет того подразделения, которое реально способно их получить от совершения банковских операций. В этом случае для учетных, технических, обслуживающих служб финансовый результат не рассчитывается и подразделение как центр финансовой ответственности может быть либо центром прибыли, либо центром затрат.
2. По какому принципу распределять стоимость ресурсов (плату за привлеченные ресурсы в виде процентов) между подразделениями, размещающими ресурсы?
Здесь необходимо сделать выбор между распределением по конкретному привлечению для каждой проводимой подразделением операции и распределением стоимости ресурсов по среднему значению.
3. Следует ли распределять между подразделениями все общехозяйственные расходы?
Есть
два варианта. Первый: общехозяйственные
расходы полностью распределяются между
подразделениями. В качестве базы распределения
могут быть использованы разные показатели
в зависимости от вида расходов (табл. 1).
Таблица 1
Распределение
общехозяйственных
расходов
между подразделениями
банка
Виды расходов | База распределения |
Амортизационные отчисления | Пропорционально стоимости оборудования и занимаемой площади |
Арендная плата | Пропорционально занимаемой площади |
Содержание помещений | Пропорционально занимаемой площади |
Содержание и обслуживание оргтехники | Пропорционально стоимости оборудования |
Канцелярские расходы | Пропорционально численности работников |
Услуги телефонной связи | Пропорционально количеству закрепленных номеров |
Расходы на охрану банка | Пропорционально численности работников |
При
использовании второго варианта
в финансовых результатах деятельности
подразделений учитываются
Во
всех трех случаях первым назван более
трудоемкий вариант, применение которого
делает систему управленческого
учета в банке громоздкой, что
не всегда оправдано с точки зрения
основного принципа любого анализа:
эффект от использования результатов
анализа должен превосходить затраты
на его проведение. Сочетание различных
вариантов при ответе на каждый из поставленных
вопросов дает возможность использовать
любую из существующих моделей бюджетирования.
В табл. 2 приведен условный пример расчета
результатов деятельности подразделений
банка с использованием модели прямых
расходов и распределения стоимости ресурсов
по среднему значению процентной ставки.
Финансовый результат центра
прибыли при такой модели бюджетирования
представляет собой разницу между реальными
доходами и прямыми реальными затратами,
включая в необходимых случаях стоимость
привлеченных ресурсов.
Таблица 2
Информация
о деятельности подразделений
банка
за 1
месяц., тыс. руб.
Наименование подразделения | Доходы | Процентные расходы | Операционные расходы | Операционная прибыль |
Кредитное управление | 38 540 | 9 270 | 3 100 | 26 170 |
Фондовое управление | 12 480 | 2 750 | 4 310 | 5 420 |
Валютное управление | 15 230 | 3 260 | 6 870 | 5 100 |
Управление обслуживания корпоративных клиентов | 3 620 | – | 1 540 | 2 080 |
Управление обслуживания частных лиц | 3 850 | – | 1 270 | 2 580 |
Прочие | 1 200 | – | 250 | 950 |
ИТОГО | 74 920 | 15 280 | 17 340 | 42 300 |
Административно-управленческие расходы (АУР) | – | – | 15 790 | – |
В том числе: | – | – | – | |
Заработная плата | – | – | 7 550 | – |
Налоги | – | – | 2 600 | – |
Другие АУР | – | – | 5 640 | – |
ВСЕГО | 74 920 | 15 280 | 33 130 | – |
БАЛАНСОВАЯ ПРИБЫЛЬ | – | – | – | 26 510 |
Информация о работе Экономический анализ деятельности коммерческого банка