Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 14:16, дипломная работа
Внутренний анализ, используя наиболее полные данные обо всех аспектах деятельности предприятия, позволяет детально рассмотреть и оценить весь процесс образования, распределения и использования его финансовых ресурсов, предпринять действия, оптимизирующие этот процесс. Финансовый менеджер принимает решения об изменении структуры источников финансирования, направлений размещения средств именно на основе анализа по данным внутренней отчетности. Анализ в данном случае позволяет воздействовать на финансовое состояние предприятия непосредственно и оперативно.
Информационная база финансового менеджмента
Внутренний анализ, используя наиболее полные данные обо всех аспектах деятельности предприятия, позволяет детально рассмотреть и оценить весь процесс образования, распределения и использования его финансовых ресурсов, предпринять действия, оптимизирующие этот процесс. Финансовый менеджер принимает решения об изменении структуры источников финансирования, направлений размещения средств именно на основе анализа по данным внутренней отчетности. Анализ в данном случае позволяет воздействовать на финансовое состояние предприятия непосредственно и оперативно. Контрагенты предприятия, осуществляющие внешний анализ, не могут прямо влиять на его финансовое состояние. Однако, принимая решения, касающиеся инвестирования, кредитования и заключения договоров, они оказывают воздействие на возможности предприятия по изменению своего положения. Невозможность своевременно привлечь капитал, взять заем, потеря рынков реализации продукции — все это может привести в конечном итоге к банкротству. Таким образом, важность роли внешнего анализа в финансовом менеджменте нельзя недооценивать.
Результаты внутреннего анализа максимально закрыты в целях сохранения коммерческой тайны, тогда как данные внешнего анализа могут широко распространяться среди многих заинтересованных лиц и влиять на их решения относительно данного предприятия.
Следует признать, что возможности для адекватной оценки состояния фирмы у менеджеров предприятия объективно шире, чем у остальных заинтересованных лиц, однако сами источники, которыми все они пользуются, в основном, совпадают, а преимущества инсайдеров связаны с большим объемом, точностью и оперативностью получения информации, поступающей из такого источника, как “отчетность предприятия”. Но данные, необходимые аналитикам, формируются не только внутри предприятия, но и в окружающей его среде. В целом информационное обеспечение процесса анализа финансового состояния предприятия — это совокупность информационных ресурсов, необходимых для проведения аналитических процедур и способов их организации. Для пользователя, не являющегося инсайдером, большая часть данных поступает из внешних источников. Это означает на практике, что оценка состояния предприятия зависит от следующих аспектов, связанных с информацией:
1. Полезности.
2. Достоверности.
3. Полноты.
4. Своевременности.
5. Правильности интерпретации со стороны исследователя.
Первые 4 аспекта характеризуют качество информации как исходного материала для исследований, а пятый аспект связан непосредственно с процессом анализа.
Полезность информации определяется степенью ее влияния на управленческие решения, позволяя оценивать предыдущие и текущие события, а также делать необходимые прогнозы. Например, сведения о планируемой рентабельности нового инвестиционного проекта оказывают влияние на решение банка при выдаче долгосрочного кредита. Для заключения контракта на поставку продукции предприятиюконтрагенту такая информация не требуется.
Полезность информации может быть различной в зависимости не только от ее содержания, но и от типов пользователей (например, информация о выплате дивидендов для акционера полезна, а для кредитора, как правило, избыточна). Понятие “полезности” можно трактовать достаточно широко, включая в него такие аспекты, как достоверность, полнота и своевременность. В самом деле, для принимаемого решения недостоверная или неполная информация теряет свои полезные свойства. Мы считаем необходимым рассматривать эти свойства отдельно, применяя термин “полезность” к содержательной стороне информации.
Достоверность информации означает, что она должна адекватно описывать произошедшее событие. Для бухгалтерской информации, например, важно отсутствие ошибок, отражение операций в соответствии с их экономическим содержанием и принятыми правилами учета.
Полнота информации определяется как наличие всех необходимых данных для принятия решения. Вместе с тем, информация не должна быть избыточной (за исключением случаев дублирования информации с целью ее проверки на достоверность). Отсутствие некоторых сведений может привести к принятию неверного решения. Например, при совершении сделки по цене выше рыночной, что привело к существенному росту прибыли компании, необходимо отметить, что данная операция проведена с аффилированной фирмой. Отсутствие этой части информации создает у инвестора ложное впечатление об эффективности деятельности компании.
Укрупненно, все необходимые виды информации можно сгруппировать следующим образом:
1. Бухгалтерская отчетность предприятия.
2. Сведения о деятельности предприятия (торговой, производственной) нефинансового характера.
3. Данные финансовой отчетности предприятий—конкурентов, партнеров и прочих предприятий, с которыми возможно сравнение показателей исследуемого объекта.
4. Информация с рынка корпоративных ценных бумаг.
5. Макроэкономическая информация.
6. Правовая информация.
Можно сказать, что сведения от всех субъектов хозяйствования попадают в единое информационное пространство, откуда каждый пользователь может получить то, что необходимо ему для проведения анализа. Сведения, поступающие из единого информационного пространства, существенно трансформируются на пути к пользователю — они агрегируются (нередко с потерей полезности), часто теряют своевременность (т.к. на получение информации от предприятий и ее обработку и передачу конечным пользователям теряется время). Главное, что следует отметить, — качество информации, которая раскрывается на информационном рынке, очень сильно зависит от предприятия, несмотря на то, что существуют законодательно закрепленные параметры публичного раскрытия информации (необходимость публикации балансов открытых АО, проспектов эмиссии, специальные требования к компаниям, работающим на рынке ценных бумаг и т.п.). Общедоступная информация о предприятии — тот инструмент, с помощью которого оно может и резко повысить, и полностью потерять свою ценность в качестве объекта инвестирования, кредитования, договорных отношений. В общем виде взаимодействие между элементами информационного пространства можно описать при помощи следующей схемы (рис. 1).
Рис 1. Взаимодействие между элементами информационного пространства
При использовании расчетных показателей (ликвидные активы, собственный капитал и т.д.) следует изучить методику их вычисления, т.к. в зависимости от целей публикации она может искажать реальную картину. Сведения о заказчиках и других контрагентах предприятия, о видах производимой им продукции и услуг, как правило, достоверны. Применение таких данных существенно расширяет представления об объекте анализа.
Таким образом, данные официальной финансовой отчетности можно конкретизировать, уточнить, проверить, обеспечив, тем самым, большую достоверность результатов исследования.
Информация, необходимая для принятия решений контрагентами предприятия, его собственниками и менеджерами, формируется, прежде всего, в системе бухгалтерского учета. Внешними и внутренними пользователями этих данных являются лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также имеющие желание изучать эту информацию.
Официальная бухгалтерская отчетность, формируемая на предприятии, в настоящее время, в основном, предназначена для целей налогообложения. Переход на международные стандарты бухгалтерского учета призван устранить эту одностороннюю направленность и установить приоритеты, соответствующие мировой практике, в соответствии с которой инвесторы и кредиторы рассматриваются как основные пользователи информации о финансовом состоянии предприятия. Рассмотрим подробнее те виды финансовой отчетности, которые доступны внешним пользователям, их достоверность, ценность для получения информации о финансовом положении фирмы. Поскольку исследование рекомендуется проводить, используя данные предшествующих лет, необходимо исследовать, как трансформировались формы и содержание различных видов отчетов. Без учета подобных изменений невозможно адекватно оценить и динамику состояния предприятия, а, следовательно, и тенденции его развития в будущем. Нам кажется целесообразным изучать отчетность за несколько предшествующих лет, поэтому изменения в официальной отчетности предприятий будут рассматриваться, начиная с 1995 года. Кроме того, мы попытаемся сравнить информацию, предоставляемую пользователям из российской и международной отчетности (в данном случае — GAAP). Поскольку переход на международные стандарты бухгалтерского учета одновременно сопровождается попыткой выработать общие принципы бухгалтерской (финансовой) отчетности для стран ближнего зарубежья, интересно сопоставить принципы составления отчетности, предлагаемые Координационным советом по методологии бухучета странчленов СНГ, с российским вариантом и международными стандартами.
В соответствии с российским законодательством предприятия составляют годовой бухгалтерский отчет и квартальные отчеты в обязательном порядке. Кроме краткого аудиторского заключения, включаемого в годовой отчет, некоторые предприятия могут предоставить своим контрагентам полное аудиторское заключение. Эмиссия ценных бумаг (акций и облигаций) сопровождается составлением проспекта эмиссии, отчета по итогам выпуска ценных бумаг, а также квартальными и годовыми отчетами эмитента. Для предприятий, ценные бумаги которых входят в листинг фондовых бирж (или фондовых отделов бирж), предусмотрено заполнение анкет, вопросы которых освещают те стороны деятельности предприятий и те события, которые не нашли своего отражения в официальной отчетности. Кроме того, в соответствии с приказом Минфина от 21.11.1997 г. «О формировании годовой бухгалтерской отчетности», акционерному обществу, ценные бумаги которого обращаются на фондовом рынке, кроме отчетности по российским стандартам следует составлять дополнительную отчетность в соответствии с требованиями международных стандартов и предоставлять ее заинтересованным лицам, в частности — организаторам торговли на рынке ценных бумаг, инвесторам и др. (пункт 4.41). Таким образом, можно отметить, что чем сильнее предприятие связано с рынком ценных бумаг, тем больший объем информации оно предоставляет внешним пользователям.
А) Годовая бухгалтерская отчетность
Годовая бухгалтерская отчетность включает в себя:
1) бухгалтерский баланс (форма №1);
2) отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
3) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:
— отчет о движении капитала (форма №3);
— приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);
— пояснительная записка;
4) отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6) — предоставляется только общественными организациями (объединениями);
5) отчет об использовании бюджетных ассигнований (форма №22) и справка об остатках бюджетных средств, полученных из федерального бюджета, — предоставляют организации, получающие бюджетные ассигнования;
6) итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного по законодательству РФ аудита бухгалтерской отчетности.
Баланс предприятия отражает источники средств и направления их размещения на определенную дату. В левой части баланса отражаются активы предприятия по степени роста их ликвидности, в правой — пассивы (капитал и заемные средства) в порядке убывания срока до их погашения. Активы предприятия отражаются в трех разделах: внеоборотные активы, оборотные активы, убытки. В первом разделе выделяются нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения. Во второй раздел входят: запасы, НДС, дебиторская задолженность (краткосрочная и долгосрочная), краткосрочные финансовые вложения, денежные средства и прочие оборотные активы. Раздел “Убытки” состоит из убытков, относящихся к прошлым годам и к отчетному периоду. В каждой из групп активов, в свою очередь, происходит деление на конкретные виды, что позволяет более подробно отразить имущество, которым владеет фирма.
В пассиве основными разделами являются: капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные пассивы. В разделе “Капитал и резервы” отдельно показаны: уставный, добавочный, резервный капитал, фонды накопления и социальной сферы, целевого финансирования и нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного года. Долгосрочные пассивы состоят из двух групп: заемных средств и прочих долгосрочных пассивов. А краткосрочные пассивы — из заемных средств, кредиторской задолженности, расчетов по дивидендам, доходов будущих периодов (ДБП), фондов потребления, резервов предстоящих расходов и платежей и прочих краткосрочных пассивов. Детализация каждой группы заемных пассивов осуществляется в соответствии с видами кредиторов: бюджет, банки и т.п.
На наш взгляд, отражение фондов потребления, ДБП и резервов предстоящих расходов и платежей в третьем разделе баланса достаточно спорно. Что касается доходов будущих периодов, то они являются потенциальной частью капитала, которая превращается в прибыль по мере наступления периода, к которому она фактически относится. Резервы также могут стать частью капитала — при изменении учетной политики в следующем году (прекращении создания резервов) их остатки присоединяются к финансовому результату за прошедший год. Фонды потребления образуются за счет прибыли предприятия, а, следовательно, — до момента их использования являются частью его капитала. Относительно всех трех статей можно утверждать, что они не являются отражением существующей задолженности перед конкретными кредиторами. Таким образом, как нам кажется, более целесообразно отражать их в первом разделе баланса. Исправление этой неточности классификации пассивов по балансу производится обычно в процессе анализа.
Серьезные изменения содержания балансового отчета были произведены в соответствии с приказом Минфина “О типовых формах квартальной бухгалтерской отчетности организации и указаниях по их заполнению в 1996 году” от 27.03.96г.
Основные средства и нематериальные активы стали отражаться по нетто — стоимости (без учета износа), тогда как в отчетности за 1995 год присутствовали 2 вида оценки: первоначальная и остаточная стоимость, а также начисленный по ним износ. Указанные виды активов и долгосрочные финансовые вложения теперь детализированы посредством разбиения на целую группу статей, каждая из которых дает представление о конкретных видах имущества предприятия: здания, оборудование, патенты, лицензии и др.
Во втором разделе произошла перегруппировка статей: незавершенное производство, товар, готовая продукция, расходы будущих периодов, МБП, производственные запасы были объединены в группу “Запасы”, при этом МБП вместо двойной оценки стали показываться только по остаточной стоимости. Ранее все эти статьи (кроме товаров отгруженных) входили в самостоятельный второй раздел “Запасы и затраты”. В состав второго раздела также введены статьи, ранее отражавшиеся в отдельном третьем разделе “Денежные средства, расчеты и прочие операции”. При этом дебиторская задолженность разделилась на краткосрочную (до 12 месяцев) и долгосрочную (более 12 месяцев) группы, из состава которых исчезли задолженность персонала и бюджета (они вошли в статью “Прочие дебиторы”). Краткосрочные финансовые вложения также были детализированы по объектам вложений. Состав группы “Денежные средства” остался без изменений. Убытки стали показываться в самостоятельном, третьем разделе, т.к. их действительно нельзя отнести к оборотным активам.
Информация о работе Информационная база финансового менеджмента