Финансовые ресурсы организаций, их формирование, использование

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование источников формирования финансовых ресурсов предприятия, а также выявление проблем их формирования и использования.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность финансов предприятия;
- определить функции финансов предприятия;
- выявить структуру и источники формирования финансовых ресурсов;
- определить проблемы формирования финансовых ресурсов предприятия;
- провести оценку и анализ формирования и использования финансовых ресурсов ОАО

Оглавление

Введение ..............................................................................................................3
Глава 1. Сущность и функции финансовых ресурсов предприятия
1.1. Финансовые ресурсы предприятий как экономическая категория.......... 6
1.2. Функции финансовых ресурсов предприятия ...........................................8
Глава 2. Состав финансовых ресурсов предприятия
2.1. Структура и источники формирования финансовых ресурсов...............10
2.2. Проблемы, возникающие при формировании и использовании
финансовых ресурсов предприятия...........................................................16
Глава 3. Оценка и анализ использования финансовых ресурсов предприятия
(на примере ОАО «Беловское Энергоуправление») ...................... 22
Заключение ........................................................................................................28
Список литературы...........................................................................................31

Файлы: 1 файл

финансы организаций предприятий 2.2.docx

— 89.20 Кб (Скачать)

Реализация контрольной  функции осуществляется с помощью  финансовых показателей деятельности предприятий, их оценки и разработки мер для повышения эффективности  распределительных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Глава 2. СОСТАВ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИИ

 

    2.1. Структура и источники формирования  финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы могут  выступать в таких формах, как  финансовые ресурсы предприятий, некоммерческих учреждений, общественных организаций, в форме государственных финансов. Каждая из этих форм имеет свое предназначение, играет свою роль в развитии государства, деятельности предприятий и населения. Как известно, предприятие является основным звеном экономики, а финансовые ресурсы предприятия говорят о его состоятельности или несостоятельности. От результатов деятельности предприятий (от движения финансовых ресурсов, в частности) зависит экономическое положение государства, уровень жизни его граждан. 

Финансы предприятия составляют основу финансовой системы. Как хозяйствующий  субъект, предприятие взаимодействует  с поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, с банком, бюджетом и т.д. Однако финансовые отношения  возникают только тогда, когда на денежной основе происходит формирование собственных средств предприятия, его доходов, привлечение наемных  источников, распределение доходов, их использование на развитие самого предприятия.

Финансы предприятий - это  совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием  и использованием фонда денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов накопления.

Материальным носителем  финансовых отношений являются финансовые ресурсы, которые находятся в  распоряжении предприятий и предназначены  для удовлетворения его производственных и социальных потребностей.

Формирование финансовых ресурсов осуществляется из источников, которые можно подразделить на внутренние и внешние. 
Под внутренними и внешними источниками финансирования понимают соответственно собственные и привлеченные (заемные) средства. Известны различные классификации источников средств. 

Основой нормального функционирования предприятия является наличие достаточного объема финансовых ресурсов, обеспечивающих возможность удовлетворения возникающих  потребностей предприятия для текущей  деятельности и развития.

Финансовые ресурсы предприятия - это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенные для  выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по простому и  расширенному воспроизводству и  экономическому стимулированию на предприятии. 

Формирование финансовых ресурсов предприятий осуществляется за счет собственных и заемных  средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово- банковской системы в порядке перераспределения.

Принципиальное различие между источниками собственных  и заемных средств кроется  в юридической причине — в  случае ликвидации предприятия его  владельцы имеют право на ту часть  имущества предприятия, которая  останется после расчетов с третьими лицами.

Основными источниками финансирования являются собственные средства: уставный капитал, прибыль, амортизационные отчисления и др. 

Уставный капитал представляет собой сумму средств, предоставленных  собственниками для обеспечения  уставной деятельности предприятия. Содержание категории «уставный капитал» зависит  от организационно-правовой формы предприятия: 
· для государственного предприятия — стоимостная оценка имущества, закрепленного государством за предприятием на праве полного хозяйственного ведения; 
· для товарищества с ограниченной ответственностью — сумма долей собственников; 
· для акционерного общества — совокупная номинальная стоимость акций всех типов; 
· для производственного кооператива — стоимостная оценка имущества, предоставленного участниками для ведения деятельности; 
· для арендного предприятия — сумма вкладов его работников; 
· для предприятия иной формы, выделенного на самостоятельный баланс — стоимостная оценка имущества, закрепленного его собственником за предприятием на праве полного хозяйственного ведения.

При создании предприятия  вкладами в его уставный капитал  могут быть денежные средства, материальные и нематериальные активы. В момент передачи активов в виде вклада в  уставный капитал право собственности  на них переходит к хозяйствующему субъекту, т. е. инвесторы теряют вещные права на эти объекты. Таким образом, в случае ликвидации предприятия  или выхода участника из состава  общества или товарищества он имеет  право лишь на компенсацию своей  доли в рамках остаточного имущества, но не на возврат объектов, переданных им в свое время в виде вклада в уставный капитал. Уставный капитал, следовательно, отражает сумму обязательств предприятия перед инвесторами.

Уставный капитал формируется  при первоначальном инвестировании средств. Его величина объявляется  при регистрации предприятия, а  любые корректировки размера  уставного капитала (дополнительная эмиссия акций, снижение номинальной  стоимости акций, внесение дополнительных вкладов, прием нового участника, присоединение  части прибыли и др.) допускаются  лишь в случаях и порядке, предусмотренных  действующим законодательством и учредительными документами.

Среди внутренних источников финансовых ресурсов важнейшими являются прибыль и амортизационные отчисления. Прибыль предприятия формируется  в процессе его производственной деятельности, являясь ее конечным результатом. В условиях конкуренции  трудовой коллектив заинтересован  в росте прибыли, так как она  является источником роста производства, следовательно, и роста благосостояния работников предприятия. Однако, таким  источником служит не вся валовая  прибыль, полученная в результате хозяйственной  деятельности предприятия, а лишь часть  ее, остающаяся после уплаты налогов  и платежей в бюджет, называемая чистой прибылью. Она используется для формирования фондов накопления и потребления резервного фонда.

Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение  стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Амортизационные  отчисления включаются в себестоимость  продукции и затем в составе  выручки от реализации продукции  возвращаются на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником формирования фондов накопления.

Прибыль — основной источник формирования резервного капитала (фонда). Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных  убытков от хозяйственной деятельности, т. е. является страховым по своей  природе. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными документами, регулирующими деятельность предприятия  данного типа, а также его уставными документами.

Специфическим источником средств  являются фонды специального назначения и целевого финансирования: безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные  и возвратные государственные ассигнования на финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием  объектов социально-культурного и  коммунально-бытового назначения, на финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, находящихся на полном бюджетном финансировании, и др. 

Еще один источник внутренних резервов - добавочный капитал -образуется в результате прироста стоимости  имущества, выявленной в результате переоценки, получения эмиссионного дохода (от дополнительной эмиссии  акций, продажи акций выше номинала), безвозмездного получения ценностей  или имущества от других предприятий  и лиц (как правило, носят строго целевой характер). В уставных документах может предусматриваться создание неделимого фонда сверх суммы  уставного капитала, фонд используется как финансовый ресурс.

Внешние источники финансовых ресурсов предприятия финансовых ресурсов предприятия (или заемные финансовые средства) – это поступление извне. Они образуются за счет мобилизуемых на финансовом рынке и поступающих  в порядке перераспределения  средств. Ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, состоят из средств от продажи  собственных ценных бумаг (акций, облигаций  и другие) и кредитных инвестиций. 

Ресурсы, поступающие в  порядке перераспределения, состоят  из: 
 
• страховых возмещений по искам; 
 
• реализации страховых полисов и залоговых свидетельств; 
 
• финансовых ресурсов, формируемых на паевых началах (долевое участие в текущей и инвестиционной деятельности); 
 
• дивиденды, проценты по ценным бумагам других эмитентов; 
 
• финансовых ресурсов, поступающих от союзов, ассоциаций, отраслевых структур; 
 
• бюджетных ассигнований, субсидий и субвенций. 
 

Финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, представлены денежными  средствами, полученными от продажи  собственных акций, облигаций и  других видов ценных бумаг, а также  заемными средствами или крупными инвестициями. Они состоят из правовых хозяйственных  обязательств перед третьими лицами. Это долгосрочные и краткосрочные  кредиты банков, облигационные займы, а также средства других предприятий  в виде векселей. Эти средства передаются предприятию на основе платности и возвратности. 

д) Финансы некоммерческих учреждений (ФНУ) 

Некоммерческая деятельность не преследует цель получения определенных доходов. Но эти доходы используются на развитие самого учреждения. 
 
Источники финансовых ресурсов некоммерческих учреждений: 
-бюджетные средства; 
-внебюджетные государственные фонды; 
-средства населения; 
-денежные отчисления различных коммерческих структур, поступления средств за работы и услуги, выполненные в соответствии с договорами; 
-выручка от реализации продукции, включая средства от продажи билетов на массовые мероприятия; 
-выручка от сдачи имущества в аренду; 
-доходы от подготовки кадров (переподготовку, повышение квалификации и т.п.). 
 

е) ФОО (финансы общественных организаций) 
 
Они включают в себя: 
 
а) финансы общественных, в том числе профорганизаций; 
 
б) финансы политических и общественных движений; 
 
в) финансы специальных целевых фондов; 

г) финансы благотворительных фондов. 

Общественное объединение  — добровольное формирование, возникшее  в результате свободного волеизъявления граждан, объединенных на основе общности их интересов. 

Финансово - хозяйственная  деятельность общественных организаций  сочетает 2 способа использования  финансовых ресурсов: самоокупаемость и сметное финансирование. 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2.2.Проблемы, возникающие  при формировании и использовании финансовых ресурсов организации

 

    Форма собственности организации  оказывает существенное влияние  на формирование и использование  финансовых ресурсов.    

Так, государственным и муниципальным  унитарным предприятиям формировать  финансовые ресурсы помогают государственные  и муниципальные органы. В то же время коммерческие организации находятся на полном самофинансировании. Они вынуждены изыскивать средства на фондовом рынке, путем продажи акций и облигаций; на денежном рынке путем получения краткосрочных ссуд; на рынке капиталов путем получения долгосрочных ссуд; мобилизовывать собственные источники.6    

Крупнейшим  реинвестированным источником собственных  средств для замены оборудования и новых вложений является в большинстве случаев нераспределенная прибыль коммерческой организации. Нераспределенная прибыль есть результат целенаправленной политики собственников, стремящихся к внутреннему (в отличие от уставного и добавочного капитала) росту собственного капитала коммерческой организации.    

Практика  показывает, что реинвестирование прибыли — более приемлемая и относительно дешевая форма финансирования коммерческой организации, которая расширяет свою деятельность. К достоинствам варианта реинвестирования прибыли следует отнести: отсутствие дополнительных расходов, связанных с выпуском новых акций (трансакционных издержек); сохранение контроля за деятельностью коммерческой организации со стороны ее владельцев (так как количество акционеров не меняется).     

Прибыль коммерческой организации зависит  от соотношения доходов, полученных по итогам деятельности, с расходами, обеспечившими эти доходы. Выделяют валовую прибыль, прибыль от продаж, операционную прибыль, прибыль до налогообложения (по данным бухгалтерского учета), налогооблагаемую прибыль (по данным налогового учета), нераспределенную (чистую) прибыль отчетного периода, реинвестированную (капитализируемую нераспределенную) прибыль. Сопоставление выручки (без налогов и сборов в пользу третьих лиц) и производственной себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) позволяет сформировать показатель валовой (маржинальной) прибыли. Валовая прибыль, уменьшенная на величину управленческих и коммерческих расходов, есть показатель прибыли от продаж.    

Налогообложение прибыли предполагает формирование в регистрах налогового учета  показателя прибыли до налогообложения, а на его основе показателя налогооблагаемой прибыли, которая согласно действующему законодательству является объектом налогообложения.     

Проблемой формирования прибыли как финансового  ресурса является налогообложение. Если раньше увеличение прибыли достигалось в основном за счет роста доходов и (или) сокращения затрат силами трудового коллектива организации, то в последние годы немаловажная роль отводится умению финансового менеджера (либо главного бухгалтера) квалифицированно использовать заложенные в действующих нормативных документах возможности в целях сокращения налогооблагаемой прибыли. Например, применение ускоренной амортизации (в соответствие со ст. 259 Налогового кодекса РФ) не только означает фактический вывод из-под налогообложения части фонда развития, но и позволяет быстро накопить средства для обновления оборудования. Повышение размера отчислений на ремонт основных средств (образования ремонтного фонда) позволяет вывести из налогооблагаемой прибыли средства, направляемые на модернизацию производственного оборудования. Применение методики ЛИФО (last-in-first-out, LIFO) приводит к завышенной оценке производственных запасов и к меньшей величине прибыли. Поэтому величина уплачиваемого налога меньше, следовательно, больше средств остается у коммерческой организации. Используя методику ФИФО (first-in-first-out, FIFO), которая дает некоторую инфляционную добавку к прибыли, организация «проедает» собственные средства на приобретение сырья и запасов по возрастающим ценам     

Уменьшая  налоговое бремя различными способами организация увеличивает свою прибыль, которая потом идет на производственное и научно-техническое развитие, формирование финансовых активов — приобретение ценных бумаг, вклады в уставные капиталы других компаний и т.п. Часть прибыли, используемая на накопление, направляется на социальные нужды, например финансирование строительства объектов непроизводственного назначения. Конечным результатом использования прибыли является приобретение или создание нового имущества организации.     

Очевидно, что большая доля накоплений дает более быстрый рост объемов продаж и прибыли в будущем, в то же время недостаточная доля прибыли, направленной на потребление, может подорвать «экономическое здоровье» коммерческой организации.     

Когда внутренних источников финансирования (прибыли и амортизационных  отчислений) недостаточно для покрытия все возрастающих инвестиционных потребностей, акционерное общество может прибегнуть к эмиссии новых выпусков акций.     

Акция (фр. action) — вид ценной бумаги; единица капитала, которая  дает право ее владельцу на долю в распределяемой прибыли и в  остаточной стоимости акционерного общества, если оно ликвидируется.    

Установлен  строгий порядок оплаты дополнительных акций не денежными средствами: для  определения рыночной стоимости  имущества, вносимого в оплату акций независимо от их стоимости, обязательно привлечение независимого оценщика. Привлечение независимого оценщика является обязательным. Размещение ценных бумаг (акций, облигаций) на первичном рынке ценных бумаг осуществляется в двух формах: 1) через посредника, 2) путем прямого обращения к инвесторам.7    

В мировой практике и России наиболее распространен андеррайтинг — способ размещения ценных бумаг на рынке  капитала через посредника. Суть его  в том, что весь объем выпущенных ценных бумаг продается посреднику, в качестве которого выступает инвестиционный банк (андеррайтер), по оговоренной между банком и коммерческой организацией цене. Банк полностью или частично принимает на себя риски и реализует акции (облигации) на рынке ценных бумаг по более высокой цене. За операцию андеррайтинга банк получает компенсацию в виде разницы между ценой приобретения банком ценных бумаг у коммерческой организации и ценой их реализации на фондовом рынке. Альтернативой андеррайтингу является непосредственная продажа ценных бумаг коммерческой организации инвестиционным фондам (фирмам) и частным лицам.    

Проблемой формирования финансовых ресурсов организации  путем выпуска акций являются значительные издержки. Помимо оплаты банку за операцию андеррайтинга, эмиссия  новых акций влечет за собой и иные административные издержки: оплата регистрационного сбора за эмиссионный проспект, затраты на печать, уплата налога на операции с ценными бумагами  и другие расходы.    

Практика  крупных западных компаний показывает, что большинство из них крайне неохотно прибегает к выпуску дополнительных акций как постоянной составной части финансовой политики. Они предпочитают рассчитывать на собственные возможности, т.е. на развитие компании главным образом за счет реинвестирования прибыли. Причин тому несколько. Во-первых, дополнительная эмиссия акций — весьма дорогостоящий и протяженный по времени процесс (по оценке западных экспертов, расходы могут составить 5—10% номинала общей суммы выпущенных ценных бумаг). Во-вторых, эмиссия может сопровождаться спадом рыночной цены акций компании-эмитента. 

Эффективная производственно-финансовая деятельность организации невозможна без постоянного  привлечения заемных средств. Использование  заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности коммерческой организации, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, повысив тем самым рыночную стоимость организации. Практически все известные экономические чудеса — японские, корейские и др. — создавались на основе привлечения заемных средств. В 90-е гг. XX в. тесно сотрудничавшие с Южной Кореей американцы с удивлением обнаружили, что большинство корейских компаний по американским стандартам являются банкротами. Однако это обстоятельство ничуть не мешало корейцам бурно развиваться тридцать лет.8    

Заемный капитал характеризует в совокупности объем финансовых обязательств (общую  сумму долга) предприятия и включает:

долгосрочные кредиты  и займы, в том числе:

банковские кредиты, полученные в России;

зарубежные банковские кредиты;     

2)облигационные займы, в том  числе: облигации, эмитированные  в России; корпоративные еврооблигации;     

3) лизинг;    

4) бюджетные кредиты и прочие  заемные источники;    

5) краткосрочные обязательства, в  том числе: 

краткосрочные кредиты и  займы;

кредиторскую задолженность.     

За  счет долгосрочного финансирования обеспечиваются постоянные потребности  в денежных средствах. К долгосрочным кредитам и займам относятся заемные средства, задолженность по которым организация должна погасить более чем через 12 месяцев. Отсчет начинается с 1-го числа календарного месяца, следующего за тем месяцем, в котором кредиты и займы были получены. Долгосрочная и (или) краткосрочная задолженность может быть срочной и (или) просроченной.    

Срочной задолженностью считается  задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой  по условиям договора не наступил или  продлен (пролонгирован) в установленном  порядке.    

Просроченной задолженностью считается задолженность по полученным займам и кредитам с истекшим согласно условиям договора сроком погашения.    

Кредит  может быть предоставлен в денежной или товарной форме на условиях срочности, платности, возвратности и материальной обеспеченности.    

Рассматривая  вариант привлечения средств  с помощью долгосрочного кредита, организация выбирает банк, предлагающий меньшую процентную ставку при прочих равных условиях. Условия кредитного договора являются оптимальными для двух сторон, если в основу сделки заложен рыночный уровень процентной ставки, который позволяет уравнять рыночную стоимость капитала, полученную в обмен на задолженность, и нынешнюю стоимость платежей по ней, предстоящих в будущем.     

Процент по кредиту определяется путем начисления надбавки к базовой ставке. Базовая  ставка устанавливается каждым банком индивидуально исходя из учетной ставки Центрального банка России. Надбавка зависит от срока ссуды, качества обеспечения и степени кредитного риска, связанного с ее предоставлением.    

При формировании финансовых ресурсов путем  займа средств возникает ряд  проблем. Для получения кредита необходимы временные финансовые затраты на подготовку квалифицированного бизнес-плана, на проработку кредитной заявки в коммерческом банке.     

Практика  российских банков свидетельствует, что  их деятельность в области кредитования состоит в основном из краткосрочных ссуд, долгосрочные ссуды занимают незначительный удельный вес. Причинами такой ситуации являются: отсутствие у предприятий заемщиков квалифицированных бизнес планов и соответствующего обеспечения, высока ставка рефинансирования.    

Информация о работе Финансовые ресурсы организаций, их формирование, использование