Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:57, реферат
На каждом предприятии может быть своя специфика бюджетирования в зависимости как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Поэтому, говоря о назначении бюджетирования, необходимо помнить, что в каждой компании в качестве управленческой технологии оно может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства, свой инструментарий.
На средних и крупных предприятиях решение об утверждении сводного бюджета могут принимать:
Утвержденный бюджет
рассматривается как
Третий этап — анализ исполнения бюджета по итогам истекшего года. На этом этапе делается анализ финансового состояния предприятия, на основе которого вносятся необходимые коррективы в тактику и стратегию экономического развития организации. Для того чтобы система бюджетирования была эффективной, необходим ряд обязательных условий, без которых эта система попросту не сможет работать.
Во-первых, предприятие должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике.
Во-вторых, для того
чтобы разрабатывать бюджет, контролировать
и анализировать его
В-третьих, бюджетный
процесс не происходит в «безвоздушном
пространстве» — он всегда реализуется
через соответствующую
Понятие организационной структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ бюджета предприятия; совокупность структурных подразделений, являющихся объектами бюджетирования, то есть теми центрами ответственности, которыми назначается бюджетный план и которые ответственны за его исполнение.
Обратите
внимание!
Система управления
бюджетированием —
это регламент взаимодействия
служб аппарата управления
и структурных подразделений,
закрепляющий в соответствующих
внутренних нормативных
актах и инструкциях
обязанности каждого
подразделения на каждой
стадии бюджетного процесса.
Бюджетный процесс является
непрерывным и повторяющимся (регулярным).
Точно так же регулярно,
в соответствующие сроки
из аппарата управления,
из структурных подразделений
должна поступать учетная
информация, необходимая
для его обеспечения.
С другой стороны, структурные подразделения должны своевременно получать из аппарата управления бюджетное задание и коррективы, вносимые в него в течение бюджетного периода. Следовательно, важнейшей составляющей регламента бюджетного процесса является внутренний документооборот — совокупность регулярных, закрепленных в соответствующих внутренних актах и инструкциях информационных потоков подразделений предприятия в процессе разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета.
В-четвертых, процесс
разработки, контроля и анализа исполнения
бюджета предполагает регистрацию
и обработку больших массивов
информации, что затруднительно сделать
вручную. В бюджетном процессе уровень
оперативности и качества учетно-аналитической
работы существенно повышается, а
количество ошибок сокращается при
использовании программно-
В бюджетном процессе можно выделить:
1) аналитический блок, который включает:
2) учебный блок, который включает:
3) организационный блок, который включает:
4) программно-технический блок, который включает:
Все четыре компонента бюджетного процесса тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру системы бюджетирования на предприятии.
Так, например, внутренний документооборот находится на стыке учетного и организационного блоков, так как, с одной стороны, он охватывает совокупность информационных потоков, напрямую определяемых действующей системой управленческого учета, с другой же — он жестко закреплен внутренним регламентом в виде ряда внутренних нормативных актов, а это уже является частью системы управления.
Выводы
Важным фактором, определяющим эффективность реализации процесса бюджетирования, является точное следование иерархии целей, целевых показателей, мероприятий и бюджетов, затрагивающих несколько уровней управления. Основным элементом в данном случае является иерархия целей.
Цели нижнего уровня
управления должны соответствовать
целям верхнего уровня управления.
Только так на предприятии может
быть выстроена эффективная
Что касается мероприятий,
то здесь иерархическая связь
может быть двух видов. Первый вид
мероприятий проводится централизовано
на верхнем уровне управления и затрагивает
ряд подразделений, в которых
разрабатываются свои мероприятия,
но в русле проводимого «наверху».
Второй же вид реализуется только
на нижнем уровне и связан с верхним
уровнем управления через бюджеты.
Информация о работе Бюджетирование как метод финансового планирования деятельности организации