Аудит движения валютных средств на счетах. Анализ экспортных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:46, контрольная работа

Краткое описание

Многие российские фирмы являются активными участниками внешнеэкономической торговли. Для успешной самостоятельной работы в области внешнеэкономической торговли компаниям требуется большой опыт. Российские законы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность организаций, сложны и запутанны и не всегда однозначно трактуют отдельные хозяйственные ситуации, что негативно сказывается на результативности внешнеэкономических сделок.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Аудит движения валютных средств на счетах…..……………………………...4

2. Анализ экспортных операций………………………………………………..20

Выводы……………………………………………………………………………...28

Список использованной литературы………………………………..…………….29

Файлы: 1 файл

Аудит .docx

— 58.12 Кб (Скачать)

Однако, в настоящее время идет наращивание объемов экспорта “любой ценой”, которое влечет за собой утечку капитала за рубеж. Как следствие, возникает необходимость строгого учета и анализа экспортных операций, как мера осуществления контроля за возвратом валютной выручки. Такой учет и анализ необходим еще и для выработки правильных управленческих решений в отношении экспортных пошлин.

Организация учета внешнеэкономической  деятельности возложена на таможенную статистику внешней торговли и специальную  таможенную статистику Российской Федерации.

Основные правила и  процедуры ведения таможенной статистики РФ, сбор, обработка и публикация данных внешней торговли и порядок  их учета осуществляются в соответствии с методологией таможенной статистики внешней торговли РФ.

Методология должна обеспечивать международную сопоставимость данных и сопоставимость с данными государственной  статистики РФ для облегчения решения  разнообразных аналитических задач, к числу которых, в частности, можно отнести разработку общей  экономической политики страны, наблюдение за выполнением торговых соглашений, анализ рыночной конъюнктуры и др.

Для решения этих задач, а  также для исследования явлений  и процессов внешней торговли следует, прежде всего, систематизировать  цифровые данные, то есть вести статистический мониторинг внешнеторговых операций . А также разработать систему показателей, характеризующих эти операции.

Для формирования таможенной статистики внешней торговли используется система показателей статистического  мониторинга, основными в которых  являются исчисленные в денежном выражении экспорт и импорт.

Статистические показатели позволяют проводить различного рода аналитические исследования экспортных операций, для чего таможенными органами могут быть использованы такие статистические методы анализа, как: сводка и группировка; графический метод; индексный метод; факторный анализ; анализ динамики внешней торговли и многие другие.

Развитие экспорта является необходимым условием расширения участия  страны в международном разделении труда с целью ускорения социально  – экономического развития общества. Только путем увеличения производственного  экспортного потенциала и создания условий для сбыта продукции  на зарубежных рынках может быть обеспечено получение валюты для импорта  товаров, конвертабельность национальных валют и устойчивость их курсов.

Поэтому создание условий  для развития производства и экспорта товаров является главным стержнем внешнеэкономической политики стран.

В практике деятельности многих компаний периодически возникает необходимость  анализа внешней экономической  деятельности участников тех или  иных рынков.

Типичными причинами интереса к таким данным может быть потребность  изучения ситуации на рынке с высокой  импортной / экспортной составляющей (бытовая  техника, одежда, стеклянная тара, автохимия, оборудование для производства слоистых пластиков и т.п.), либо заинтересованность в информации о каких-либо отдельных компаниях, осуществляющих импортно-экспортные операции (конкурентный анализ, бенчмаркинг).

Обычно анализ ВЭД используется для решения таких задач как11:

- выявление объема импорта, а также доли импортированной продукции в общем объеме потребления на каком-либо рынке, а также оценка динамики этих показателей;

- выявление объема экспорта, а также его доли в общем объеме производства продукции в стране, а также оценка динамики этих показателей;

- выявление основных участников рынка, наиболее активно ведущих импортно-экспортные операции;

- выявление основных регионов-импортеров / экспортеров продукции;

- выявление основных таможенных пунктов, через которые ведется импорт / экспорт того или иного товара;

- выявление типов продукции, которая наиболее активно импортируется / экспортируется;

- оценка влияния сезонного фактора на объем импорта / экспорта;

- оценка реакции рынка импорта / экспорта на различные изменения, происходящие в области политики, законодательства, цен на товары и ресурсы, выход на рынок новых игроков, а также на прочие события.

Перечисленные задачи достаточно часто являются составляющими комплекса  исследований, нацеленных на оценку привлекательности  того или иного рынка для выхода нового игрока, выбор региона для  строительства нового завода, выявление  специфики деятельности конкурирующих  компаний и т.п.

Изучение импортно-экспортных операций, позволяющее более точно  оценить ситуацию на рынке, рекомендуется  во всех случаях, когда изучаемый  сегмент рынка наполнен импортом более чем на 5 – 10%. Аналогично и  анализ экспорта имеет смысл проводить для тех рынков, на которых более 5 – 10% производимой продукции поставляется в другие страны.

Методология анализа экспортных и импортных операций. Методологической основой таможенной статистики внешней  торговли является Приказ ФТС России от 18 декабря 2006 года N 1329. " Методология исчисления системы индексов внешней торговли на основе данных таможенной статистики"12, которым установлены основные правила и процедуры ведения таможенной статистики, базирующиеся на положениях Таможенного кодекса РФ и Закона РФ "О таможенном тарифе".

Согласно Таможенному  кодексу РФ, используемая при ведении  таможенной статистики методология  должна обеспечивать международную  сопоставимость данных и сопоставимость с данными государственной статистики, используемой в Российской Федерации, поэтому необходим учет особенностей методологии для выявления причин возможной несопоставимости данных взаимной торговли между странами-контрагентами. Главная причина расхождения  данных в том, что экспорт в  каждой стране регистрируется по своим  национальным правилам.

Экспортная операция представляет собой деятельность, направленную на продажу и вывоз за границу  товаров для передачи их в собственность  иностранному контрагенту. Для продавца не имеет значения, что будет делать с этим товаром покупатель – пустит в переработку, реализует на внутреннем рынке или перепродаст в третьей стране. Для продавца и его страны в любом случае это будет экспортная операция. Ее основными признаками являются заключение контракта с иностранным контрагентом и пересечение товаром границы страны - экспортера. Необходимым условием экспортной операции является наличие товара, пользующегося спросом на внешнем рынке.

В Федеральном законе от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) дается следующее определение экспорта: “Экспорт – вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе13.

Факт экспорта фиксируется  в момент пересечения товаром  таможенной границы РФ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без  вывоза товаров с таможенной территории РФ за границу, в частности, при закупке  иностранным лицом товара у российского  лица и передаче его другому российскому  лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.

Виды экспортных операций.

Реэкспортная операция –  коммерческая деятельность направленная на продажу и вывоз из страны ранее ввезенных товаров. Главным условием является – отсутствие переработки этого товара. Согласно нормативным актам РФ с реэкспортными товарами допускаются следующие действия:

- маркировка,

- упаковка,

- расфасовка.

Обязательным условием этих действий является – их стоимость  не должна превышать половины экспортной цены контракта.

Выгоды реэкспорта:

- при отсутствии устойчивых торговых связей между странами контрагентами;

- при наличии благоприятных коммерческих условий стране реэкспортера;

- при перепродаже товара;

- в случае закупки за рубежом комплектующих узлов и деталей которые затем реэкспортируются в составе комплексного оборудования.

Реэкспортные операции осуществляются 2-мя способами:

1. Когда товар ввозится  в страну реэкспортером и затем из нее продается контрагенту (импортеру).

2. Товар идет на прямую, а расчеты и документация через  3-ю страну.

Для осуществления экспортной операции продавец должен провести комплексное  исследование рынка, и прежде всего:

- изучить конъюнктуру рынка данного товара, т.е. выявить существующий и ожидаемый спрос на него, на базе имеющихся источников информации определить уровень цен, по которым товар может быть предложен на рынке, тенденции их изменения;

- изучить торгово-политические, транспортные и правовые условия работы на рынке, в частности содержание межправительственных соглашений, регулирующих ввоз товара, систему государственного регулирования внешней торговли в стране – импортере, включая уровень таможенного обложения предлагаемого экспортером товара, нетарифные барьеры – запреты и ограничения порядок использования квот и получение лицензий, требование к сертификации товара, тарифы железных дорог и фрахтовые ставки, законодательство по страхованию, а также законодательство, регулирующее деятельность иностранных фирм в стране – покупателе, и т.д.;

- изучить фирменную структуру рынка, определить фирмы, которые играют ведущую роль на рынке данного товара и могут быть как потенциальными партнерами, так и конкурентами, исследовать формы и методы их работы на рынке.

На основе комплексного изучения рынка экспортеру следует с учетом конкурентоспособности предлагаемого  товара определить наиболее целесообразные формы и методы работы на рынке: заключение прямых контрактов с потребителями, организацию сбыта через смешанные общества и совместные предприятия или использование сети иностранных посредников. Экономические расчеты могут подсказать целесообразность использования различных видов встречной торговли, поставки машин и оборудования в разобранном виде или сдачи их в аренду.

Крайне слабое использование  преимуществ глобализации мировой экономики для повышения национальной конкурентоспособности обусловлено рядом объективных факторов, а именно, падением технического уровня и эффективности отечественного производства в ходе реформ, особенностями формирования международной специализации страны, усилением международной конкуренции, трудностями геоэкономического и торгово-политического позиционирования России14.

Экспортные сделки оформляются  внешнеторговым контрактом, заключаемым продавцом и покупателем в письменной форме на основе общепризнанных принципов и норм международного права, а также с учетом национального законодательства участников сделки в области торговли, таможенного и валютного регулирования.

Контракт, заключенный с  иностранным торговым партнером, служит юридическим основанием, определяющим права и обязанности, участвующих  в сделке сторон, и является подтверждением законности осуществления торговой сделки. Основное содержание внешнеторгового  контракта заключается в определении  предмета сделки, требований, предъявляемых  к поставке, и валютно-финансовых условий его выполнения.

Предмет сделки состоит в  четком определении наименования, количества и характеристики товаров или  услуг, предоставляемых продавцом  покупателю. При необходимости указывается  тип, вид, сорт изделий, их состав, предназначение и т.п. Одним из важнейших пунктов  контракта являются условия поставки, включающие целый ряд требований при переходе товара от продавца к покупателю.

Внешнеторговый контракт обязательно предусматривает вид  транспорта, которым должен быть доставлен  товар к месту его назначения, - воздушным, железнодорожным, автомобильным  и др. Неотъемлемой частью контракта  является и определение его стоимости  или цены в виде денежной суммы, которую  покупатель обязуется перечислить  поставщику товара (работ, услуг).

Контрактная стоимость устанавливается  в свободно-конвертируемой валюте и  по взаимному согласию сторон фиксируется  в договоре.

В контракте обязательно  оговариваются условия оплаты товара, включающие порядок и форму расчетов, сроки и валюту платежа. Кроме  того, контрактом предусматриваются  взаимоотношения сторон в случае непредвиденных форс-мажорных обстоятельств  или желания одной из сторон расторгнуть  договор, а также предусматриваются  штрафные санкции за несоблюдение условий  контракта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Операции, осуществляемые в  иностранной валюте, относятся к  числу наиболее сложных объектов учета, поэтому аудит этих операций целесообразно осуществлять методом  сплошного контроля и поручать высококвалифицированным  специалистом.

Целью аудита валютных средств  и валютных операций является выражение  мнения о достоверности отчетности аудируемых организации и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Информация о работе Аудит движения валютных средств на счетах. Анализ экспортных операций