Анализ рынка шампуней для волос

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является формирование ассортимента шампуней по потребительским предпочтениям покупателей на примере магазина «Оптима».
Для достижения цели в ходе курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
Изучить факторы, формирующие и сохраняющие качество шампуней.
Исследовать ассортимент шампуней торгового предприятия «Оптима».
Выявить потребительские предпочтения покупателей при выборе шампуней.
Сформировать ассортимент шампуней торгового предприятия «Оптима», удовлетворяющий потребительским предпочтениям.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА I ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШАМПУНЕЙ ДЛЯ ВОЛОС
1.1 Анализ рынка шампуней для волос 5
1.2 Классификация шампуней для волос 7
1.3 Факторы, формирующие качество шампуней для волос 10
1.3.1 Состав шампуней для волос 10
1.3.2 Технология производства шампуней для волос 21
1.4 Факторы, сохраняющие качество шампуней для волос 22
1.5 Характеристика потребительских свойств шампуней для волос 23
ГЛАВА II АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ШАМПУНЕЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В МАГАЗИНЕ «ОПТИМА»
2.1 Характеристика организационной деятельности магазина
«Оптима»
28
2.2 Анализ структуры ассортимента шампуней на предприятии «Оптима» 29
ГЛАВА III ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ШАМПУНЕЙ ДЛЯ ВОЛОС
3.1 Метод изучения потребительских предпочтений шампуней для волос 34
3.2 Анализ результатов потребительских предпочтений шампуней для волос 34
3.3 Сравнительная оценка результатов исследования ассортимента шампуней для волос магазина «Оптима» и потребительских предпочтений 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Изучение потребительских предпочтений шампуней для волос.doc

— 361.00 Кб (Скачать)

     Солюбилизаторы - это специальные вещества, в присутствии которых повышается растворимость труднорастворимых ингредиентов (отдушек, консервантов, бактериостатических добавок). Они хорошо растворяются в воде, могут растворяться в жирах, маслах и некоторых органических растворителях. Часто используют для растворения отдушки. Некоторые биодобавки перед введением в шампунь также растворяют в солюбилизаторах, например, масло жожоба, зародышей пшеницы, жирорастворимые витамины. В качестве солюбилизаторов обычно используют этиловый спирт, глицерин, пропиленгликоль, моноэтиловый эфир диэтиленгликоля.

     Для коррекции водородного показателя добавляют мягкие кислоты (лимонную, молочную, ортофосфорную) или щелочи (гидроокись натрия, моно- или триэтаноламин). рН шампуня должен быть таким, чтобы обеспечивать эффективность всех компонентов, входящих в его состав. Регуляция уровеня рН важна с точки зрения снижения возможности раздражения кожи при использовании шампуней.

     Опалесцирующие  добавки используются для придания опалесценции ("перламутровости") прозрачным шампуням. Обычно они представляют собой воскообразные продукты, малорастворимые, но легко диспергирующиеся в шампунях. При их подборе основное внимание обращается на то, чтобы их применение не ухудшало других важных свойств шампуня, в частности пенообразования.

     Замутнители позволяют придать шампуням однородно  замутненный внешний вид. Замутнители  маскируют визуальные неоднородности продукта, позволяя, практически не меняя рецептуру, придать продукту новые потребительские свойства. Замутнители совместимы с анионными и неионогенными типами ПАВ. Разработаны замутнители для кондиционеров, содержащих катионные ПАВ. Они представляют собой водные дисперсии полимеров, легко смешиваются с водой и экономичны в использовании. В отличие от опалесцирующих и перламутровых добавок, замутненные косметические изделия не похожи на традиционные моющие средства, а напоминают крем, лосьон или косметическое молочко, питающее и смягчающее кожу. Это соответствует мировым тенденциям в производстве косметических изделий. В последние годы покупатели в Европе и Америке отдают предпочтение кремообразным моющим композициям.

     Красители вводят с целью создания законченного "образа продукта" или для маскировки нежелательных оттенков. Красители должны быть безопасны для потребителей, поэтому для косметических изделий используют вещества, разрешенные директивой ЕЭС. Кроме того, они должны быть светоустойчивыми и не должны взаимодействовать с компонентами шампуня и упаковкой.

      Известно, что удачно подобранная отдушка  в немалой степени обеспечивает успех шампуню. Однако отдушка не только "украшает" продукт, создавая его неповторимый образ, но и нивелирует запах сырья. Отдушка должна быть совместима с ПАВ и другими активными веществами, входящими в состав шампуня.

Для чего нужны кондиционирующие добавки? В  процессе жизни волоса под воздействием повреждающих внешних факторов (расчесывание плохой расческой, обесцвечивание, химия, а также комбинация этих и других факторов) происходит разрушение кутикулы волоса. В связи с этим существует необходимость рекондиционирования (восстановления) структуры волоса. Белковосодержащее волокно волоса имеет на своей поверхности отрицательно заряженные химические группы, которые способны образовывать комплексы с катионными (положительно заряженными) поверхностно-активными веществами, полипептидами и другими веществами. Суть кондиционирования состоит в том, что катионные реагенты и полипептиды из белковых гидролизатов притягиваются к отрицательно заряженным группам и таким образом создают защитный слой на поверхности волоса. Причем, чем больше были повреждены волосы, тем активней идет процесс кондиционирования, и тем заметней эффект.

     Вода  в шампуне может достигать 80% и  более, поэтому качество воды имеет  большое значение при производстве шампуней. Прежде всего, вода должна быть микробиологически чистой, в противном  случае она станет источником загрязнения  продукта. Необходимо, чтобы в ней отсутствовали соли железа и жесткости (кальция, магния). Соли жесткости уменьшают пенообразование в шампуне, железо может разрушать активную добавку и изменять цвет. Для связывания солей жесткости в шампуни добавляют хелатные соединения, например Трилон Б. Содержание тяжелых металлов в воде не должно превышать допустимые нормы. При производстве шампуней, обязательно проведение специальной водоподготовки с целью получения умягченной, микробиологически чистой воды.[3]

     Также в состав многих шампуней входят биодобавки:

- Белки. Использование белковых биодобавок в косметике очень распространено. Причем, если прежде в косметике использовались в основном протеины животного происхождения (коллаген, кератин, эластин), то сейчас все чаще используются растительные и морские протеины. Растительные белки экстрагируют из бобов, пшеницы, овса, сои, миндаля и других. Широко используется морской коллаген. Основными полезными свойствами белков являются: неплохая впитываемость кожей, возможность проникновения через ороговевшие слои кожи к волосяным фолликулам, эффект образования пленки, увлажняющее действие, уменьшение раздражений от поверхностно-активных веществ в шампунях, ограничение набухания волос в растворах ПАВ, стабилизация пены моющих средств, улучшение эластичности, облегчение укладки волос, придание объема волосам, усиление блеска волос.

- Аминокислоты, являясь структурными частями белка, также применяются в шампунях. Свободные аминокислоты способны удерживать влагу в роговом слое кожи, а также ускорять заживление. Часть из них является "незаменимыми", т.е. поступающими в организм человека только с пищей. В средствах для волос аминокислоты способствуют улучшению состояния слабых и поврежденных волос за счет "цементирования" кератиновых структур.

- Липиды играют важную роль в функционировании кожи головы и волос. По сути, функция шампуня и состоит в том, чтобы удалить не только грязь, но и жиры. Однако удаление всего жира приводит не только к дискомфорту от чрезмерной сухости скальпа, но и к потере защитной функции кожи. Кроме того, тотальное удаление жира шампунем, по принципу обратной связи, приводит к еще большему его выделению. Поэтому частое мытье жирных волос шампунем "от жирных волос" приводит к увеличению их жирности. Для восстановления липидного слоя в шампунь вводят пережиривающие добавки. При передозировке пережиривающих компонентов, шампунь может быть жирным на ощупь, и при использовании давать "чувство непромытых волос". Такой "пережиренный" шампунь "утяжеляет" волосы и уменьшает пышность. Поэтому чаще в состав шампуней вводят модифицированные жиры - оксиэтилированные эфиры жирных кислот и масел, которые такими свойствами не обладают.

- Церамиды (сфинголипиды). Вместе с жирными кислотами и холестерином церамиды представляют собой основную фракцию (40 - 66%) липидов ороговевшего слоя кожи. В коже церамиды заполняют межклеточное пространство между кератиноцитами ороговевшего слоя и образуют многослойные липосомы (жидкие кристаллы, вместе с жирными кислотами и стиролами), которые важны для удержания воды в коже. В волосах церамиды оказывают связывающее действие между клетками кутикулы. Введение церамидов улучшает структуру волос, особенно после окрашивания, завивки, инсоляции. Поскольку церамиды являются натуральной составной частью кожи и волос, они не токсичны и эффективны в небольших концентрациях.

- Липопротеины - это ацилированные аминокислоты, полученные в результате гидролиза кератина, казеина, коллагена и других протеинов. Благодаря своей структуре, растворимы в маслах, легко адсорбируются на коже и волосах, быстро проникают через различные слои эпидермиса. На волосах, поддерживают или восстанавливают защитный липидный слой. Обладают хорошими водоудерживающими свойствами и препятствуют потере влаги. На основе этих продуктов разработаны рецептуры для ухода за поврежденными волосами.

- Лецитины распространены в животных и растительных организмах, особенно богаты ими органы и клетки, способные к размножению и энергетической деятельности - мозговое вещество, нервы, яичный желток, семена. Лецитин, проникая глубоко в кожу, омолаживает ее, придает ей упругость и эластичность, способствует проникновению других веществ внутрь клетки. Благотворно действует и на волосы, улучшая их состояние, нарушенное завивкой или краской, придает волосам мягкость и живой блеск. Препарат, получаемый из яичного желтка называется оволецитином. Соевый лецитин получают из бобов сои.

- Растительные масла могут быть использованы в составе шампуней только при растворении солюбилизаторами. Наиболее популярными маслами являются кокосовое (благодаря способности образовывать защитную пленку на поверхности волоса, вводится в шампуни и бальзамы для ослабленных и ломких волос), жожоба (обладает пленкообразующими свойствами, оказывает на волосы кондиционирующий и стимулирующий эффект, делает волосы мягкими и блестящими, восстанавливает их структуру; рекомендуется для окрашенных, поврежденных и слабых волос), семян винограда (применяется в средствах для жирных и поврежденных волос), зародышей пшеницы (регенерирует и питает кожу и волосы, защищает от солнечной радиации, покрывает волосы защитной пленкой, что придает волосам гибкость и блеск).[6] 

1.3.2 Технология производства шампуней для волос

     Перед производством шампуня все его компоненты обязательно проходят контроль качества, после этого они помещаются в смеситель, где растворяются в воде. От качества воды зависит качество шампуня, поэтому на предприятии она проходит несколько ступеней очистки. Следующая стадия производства шампуня – это смешение компонентов в мешалке, куда последовательно добавляются водно-спиртовой экстракт и поверхностно активные вещества. Регулировка подачи воды осуществляется при помощи водного счётчика.

     В процессе производства шампуня в  него добавляются витамины и натуральные  экстракты, призванные придать шампуню дополнительные полезные свойства. На последнем этапе производства шампунь расфасовывается по бутылкам на автоматической разливной линии.[6] 

   1.4 Факторы, сохраняющие качество шампуней для волос

         К факторам, сохраняющим  качество товаров, относятся упаковка и маркировка.

      Фасовка и упаковка шампуней - конечная технологическая операция производства, влияющая на их качество и прежде всего на сохраняемость. При порче шампуней могут выделяться газ, изменятся окраска, вкус и консистенция, снижаться активность, введённых в препарат животных и растительных экстрактов. Согласно ГОСТ 27429-87 «Изделия парфюмерно-косметические жидкие. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение» шампуни фасуют в полимерные бутылки, баллоны, тубы. Также допускается фасовать шампуни в пакетики вместимостью до 10 см3 . Потребительскую тару укупоривают всеми видами укупорочных средств, обеспечивающих сохранность продукции при транспортировании, хранении и использовании, не взаимодействующие с жидкостями. Укупорка должна быть герметичной. Герметичность - основное требование фасовки, так как при потере влаги в процессе хранения продукты могут затвердеть, потерять текучесть и стать непригодными к применению. Потребительскую тару и укупорочные средства изготавливают из материалов, разрешенных органами санитарно-эпидемиологического надзора для применения в контакте с парфюмерно-косметическими товарами.

     На  стабильность качества косметических  товаров влияют свет, кислород воздуха, упаковочный материал, побочные продукты распада растительных и животных экстрактов, которые образуются под воздействием микробов. В присутствии воздуха, при нарушении герметичности тары, количество микроорганизмов возрастает, что ведёт к порче косметического средства.

     Еще одним фактором, сохраняющим качество товаров, является маркировка.

   На  каждой единице потребительской  тары с шампунем указывается:

  • Наименование, название (при наличии) и назначение изделия;
  • Наименование  изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну) и местонахождения организации (адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (при наличии);
  • Товарный знак изготовителя (при наличии);
  • Объем, см3 , или масса нетто, г;
  • Состав изделия (с указанием ингредиентов в порядке их уменьшения их массовой доли в рецептуре изделия);
  • Условия хранения;
  • Дата изготовления (меся, год) и срок годности (месяцев, лет), или «годен (использовать) до (месяц, год)»;
  • Обозначение нормативного или технического документа, в соответствии с которым изготовлено или может быть идентифицировано изделие;
  • Информация о сертификации.

   Наименование, название и назначение изделия указывают на лицевой стороне  этикетки. Остальные обозначения допускается указывать на обратной стороне. Шампуни должны сопровождаться информацией о способе применения и предостережениями  при использовании изделия.

   Шампуни хранят при температуре не ниже + 50 и не выше +250. Не допускается хранение шампуней под прямыми лучами солнечного света и вблизи отопительных приборов. [1] 

    1.5 Характеристика потребительских свойств шампуней для волос

   Шампуни придают красивый внешний вид и здоровое состояние волосам и коже головы, поэтому имеют большое гигиеническое, эстетическое и психологическое значение. Они очищают, увлажняют, питают, укрепляют, защищают от неблагоприятных факторов природы, устраняют воспалительные процессы. Потребительские свойства шампуней можно разделить на следующие основные группы:

Информация о работе Анализ рынка шампуней для волос