Анализ показателей рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Западная экономика показала нам, что в рыночной экономике существует жестокая борьба между производителями за выживаемость, так называемая конкуренция в которой необходимо всегда быть информированным о любых изменениях происходящих в рыночной конъюнктуре и уметь принимать правильные решения. Необходимо, чтобы любой производимый продукт или оказываемая услуга были максимум конкурентоспособными.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретический анализ рентабельности предприятия
1.1 Роль и значение рентабельности в предприятия
1.2 Показатели рентабельности
1.3 Методы повышения рентабельности производства
Глава 2. Анализ показателей рентабельности предприятия
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Технико-экономическая характеристика
2.3 Анализ показателей рентабельности предприятия
2.4 Анализ порога прибыли
2.5 Резервы увеличения рентабельности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

рентабельность.docx

— 39.96 Кб (Скачать)

Проведем анализ рентабельности производственного  капитала(П), исчисляемой как отношение  балансовой прибыли к среднегодовой  стоимости основных средств(F) и материальных оборотных фондов(E):

(5)

Анализ будем проводить  аналогично факторному анализу рентабельности в предыдущих пунктах, т.е. методом  цепных подстановок.

Изменение уровня рентабельности производственной деятельности за счет изменения величины балансовой прибыли:

Rп = Rусл1 - Rбаз  = 2,14% - 5% = -2,86%.

Изменение уровня рентабельности за счет изменения среднегодовой  стоимости ОПФ:

Rф = Rусл2 - Rусл1 = 2,2% - 2,14% = 0,06%

Изменение уровня рентабельности за счет изменения среднегодовой  стоимости остатков оборотных средств:

Rс = Rотч - Rусл2 = 2% - 2,2% = -0,2%

Общее изменение  уровня рентабельности производственной деятельности:

R = Rотч - Rбаз = 2% - 5% = -3%.

Тот же результат  можно получить как сумму изменений  за счет влияния каждого фактора:

R = -2,86 + 0,06 +(-0,2) = -3 %

Таблица 2.3

Расчет влияния  факторов на изменение уровня рентабельности производственного капитала в отчетном году по сравнению с предыдущим 

Показатель 

Условия расчета 

Порядок расчета 

Уровень рентабельности, %.  

Балансовая прибыль, тыс. руб.. 

Среднегодовая стоимость  основных средств, тыс. руб. 

Среднегодовая стоимость  остатков оборотных средств    

База 

1815 

20578 

15208 

П1/(F1+E1) 

5%  

Усл1 

766 

20578 

15208 

П2/(F1+E1) 

2,14%  

Усл2 

766 

19547 

15208 

П2/(F2+E1) 

2,2%  

Отчет 

766 

19547 

18560,5 

П2/(F2+E2) 

2%  
 

По результатам  проведенного анализа можно сделать  следующие выводы:

Наибольшее уменьшение уровня рентабельности производственной деятельности произошло в связи  с уменьшением величины балансовой прибыли. При снижении величины прибыли  на 1049 тыс. руб. уровень рентабельности снизился на 2,86%.

За счет уменьшения среднегодовой стоимости ОПФ  на 1031 тыс. руб. уровень рентабельности увеличился на 0,06%.

Увеличение среднегодовой  стоимости остатков оборотных средств  на 3352,5 тыс. руб. привело к уменьшению рентабельности за счет влияния этого  фактора на 0,2%

В итоге общее  изменение уровня рентабельности производственной деятельности в 2002 г. по сравнению с 2001 г. составило -3%. Т.е. с каждого  рубля стоимости ОПФ и ОС, предприятие  стало получать прибыли на 3 коп., меньше в отчетном году по сравнению  с предыдущим.

2.4 Анализ порога  прибыли

Снижение уровня рентабельности произошло за счёт роста  уровня себестоимости. На величину себестоимости  влияют различные факторы, которые  можно свести в две группы.

Первая группа - внешние  факторы, отражающие общий уровень  развития экономики страны и независящие  от деятельности хозяйствующего субъекта.

Вторая группа - внутренние факторы, непосредственно связанные  с результатами деятельности хозяйствующего субъекта, с предпринимательской  активностью. К этим факторам относится  объём выручки от реализации продукции, формы и системы оплаты труда, повышение производительности труда, улучшение использования основных фондов и оборотных средств и  т.п.На уровень себестоимости продукции  большое влияние оказывает выручка  от реализации продукции. Все затраты  по отношению к выручке, к объёму выручки, можно разделить на две  группы: условно-постоянные и условно-переменные.

Условно-постоянными  являются затраты, сумма которых  не меняется при изменении выручки  от реализации продукции. К этой группе относятся: арендная плата, амортизация  основных фондов, износ нематериальных активов, износ малоценных и быстро изнашивающихся предметов и т.д. Условно-постоянные затраты анализируются  по абсолютной сумме.

Условно-переменные затраты - это затраты, сумма которых  изменяется пропорционально изменению  объёма выручки от реализации продукции. Эта группа включает: расходы на сырьё, транспортные расходы, расходы на оплату труда и т.д. Переменные затраты анализируются путём сопоставления уровней затрат в процентах к объёму выручки.

Деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные позволяет  чётко показать зависимость между  выручкой от реализации продукции, себестоимостью и размером прибыли от реализации продукции. Эта зависимость выражается с помощью графика рентабельности, который строится по данным таблицы:

Таблица 2.4 

Показатель 

2002 год  

Выручка 

52334  

Себестоимость 

50824  

Постоянные издержки 

17159  

Переменные издержки 

33665  
 

Кроме того, для построения графика, необходимо рассчитать точку  безубыточности. То есть определить минимальный  объём выручки от реализации продукции, при котором уровень рентабельности хозяйствующего субъекта будет равен 0,00%.

Тмин = (Ипост * Т) / (Т - Ипер)

Где: Тмин - минимальный  объём выручки, при котором рентабельность равна 0,00%,

Ипост - сумма условно-постоянных затрат,

Ипер - сумма условно-переменных затрат,

Т - выручка от реализации продукции.

В нашем случае точка  безубыточности будет следующей:

Тмин=(17159*52334)/(52334-33665)=48101 тыс.руб.

На рисунке:

FC-условно-постоянные  затраты;

VC-условно-переменные  затраты;

TC-суммарные затраты  или себестоимость;

В - выручка от реализации продукции;

Q* - условный объем  реализации продукции.

Точка пересечения  прямой суммарных затрат и прямой выручки называется точкой безубыточности. Она показывает ту предельную сумму  выручки от реализации продукции  в стоимостной оценке и в натуральных  единицах, ниже которой деятельность хозяйствующего субъекта будет убыточной, так как линия себестоимости  выше линии выручки от реализации продукции.

В нашем случае, точка  безубыточности равна 4801 тыс.руб., а  выручка от реализации продукции  в 2002 году составила 52 334 тыс. рублей. То есть выручка от реализации ОАО «АзРТИ»  находится выше точки безубыточности и предприятие получает прибыль  в размере 1510 тыс. рублей.

Разница между выручкой от реализации и точкой безубыточности называется запасом финансовой прочности. В нашем случае он равен:

ЗФПабс.= В - Т = 52334-48101=4233 тыс.руб.,

где Т- значение точки  безубыточности.

Кроме того, запас  финансовой прочности может быть выражен в процентах, отношение  абсолютного значения запаса финансовой прочности к значению выручки  от реализации продукции:

ЗФП% = ЗФПабс./ В =4233*100%/52334=8%

Таким образом, предприятие  будет сохранять наличие прибыли  при снижении выручки на величину 4223 тыс.руб. или до 8%.

Как видно, этот рисунок  позволяет довольно просто подойти  к решению таких сложных проблем, как:

1.Что случится  с прибылью, если выпуск продукции  или выручка от реализации  уменьшится (возрастет)?

2.Что случится  с прибылью, если цена будет  увеличена (уменьшена), себестоимость  снижена (увеличена), а реализация  упадет (возрастет)?

Кроме того, на основе данных об условно-постоянных, условно-переменных затратах можно рассчитать силу воздействия  операционного рычага. Сила воздействия  операционного рычага показывает на сколько процентов изменится  прибыль при изменении выручки  на один процент. Сила воздействия операционного  рычага (СВОР) рассчитывается следующим  образом:

СВОР=(Выручка - Переменные затраты) / Прибыль

=(52334-33665)/1510=12

Таким образом, при  увеличении выручки на один процент  прибыль увеличится на двенадцать процентов. Такое большое значение операционного  рычага говорит о значительной степени  предпринимательского риска ОАО "АзРТИ".

2.5 Резервы увеличения  рентабельности

Основными источниками  резервов повышения уровня рентабельности продаж являются увеличение суммы прибыли  от реализации продукции и снижение себестоимости товарной продукции. Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:

*100 (5)

где РR - резерв роста  рентабельности;

Rв - рентабельность  возможная;

Rф - рентабельность  фактическая;

РП - резерв роста  прибыли от реализации продукции;

VРПвi -возможный уровень  затрат приходящихся на один  рубль продукции, который рассчитывается  по формуле VРПвi=(1-Резерв снижения  себестоимости);

Свi - возможный уровень  себестоимости i-х видов продукции  с учетом выявленных резервов снижения;

Пф - фактическая  прибыль от реализации продукции;

Иф - фактическая  сумма затрат по реализованной продукции.

Резерв повышения  уровня рентабельности составит:

РR = (1510 + 21960,59)*100 / (50824*0,8) - (1510*100/50824) = 55 %

Мы видим, что в  случае внедрения описанных выше мероприятий рентабельность производственной деятельности может увеличиться  на 55% и составить: 3%+ 55% = 58%.

На основе проведенного анализа хозяйственной деятельности предприятия можно сделать следующие  выводы:

1) Прежде всего,  нельзя не заметить, что результаты  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия в 2002 году ухудшились  по сравнению с 2001 г.

Прибыль от реализации продукции уменьшилась на 35,7%

Рентабельность продаж уменьшилась на 57,6%

Часть своей продукции  предприятие реализует по более  низким ценам другим предприятиям в  форме взаимозачетов, что отрицательно сказывается на его финансовых результатах;

Нельзя не отметить увеличение себестоимости продукции  в 2002 г. по сравнению с 2001 г. на 50,5%.

Все это говорит  о не эффективном функционировании предприятия в отчетном году. Более  того, сравнивая темпы роста прибыли  и выручки от реализации, можно  сделать вывод, что предприятие  идет по регрессивному пути развития, т.е. при росте выпуска продукции  показатели прибыли и рентабельности не только не остались на прежнем уровне, а снизились на некоторую величину. Это говорит о не достаточно эффективном  использовании предприятием своих  ресурсов.

2) Но конечно есть  и положительные моменты:

Реализация продукции  увеличились на 50,7%;

Выручка от реализации повысилась на 44,9%;

Затраты на 1 руб. реализованной  продукции снизились на 1,1%

Производительность  труда увеличилась на 44,3%

Рентабельность товарной продукции увеличилась на 56,1%

По сравнению с  недостатками, положительные моменты  не значительны и большой роли, в определении степени эффективности  работы предприятия, не играют.

В ходе анализа были выявлены резервы роста прибыли  за счет нескольких факторов:

За счет увеличения объема реализации продукции;

За счет снижения себестоимости товарной продукции;

За счет повышения  среднереализационных цен вследствие оптимизации структуры реализации продукции.

По результатам  анализа можно сделать следующие  предложения:

А) Во-первых, для  получения максимальной прибыли  предприятие должно наиболее полно  использовать находящиеся в его  распоряжении ресурсы, и в первую очередь оно должно использовать возможный резерв по производству на имеющемся у него оборудовании дополнительной продукции. Увеличение выпуска снижает  издержки на единицу продукции, т.е. затраты на ее изготовление в расчете  на единицу продукции снижаются, а следовательно, снижается себестоимость, что в конечном итоге ведет  к увеличению прибыли от реализации продукции. Ну а кроме этого, дополнительное производство рентабельной продукции  уже само по себе дает дополнительную прибыль. Таким образом, при увеличении выпуска и, соответственно, реализации рентабельной продукции увеличивается  прибыль в расчете на единицу  продукции, а также увеличивается  количество реализуемой продукции, каждая дополнительная единица которой  увеличивает общую сумму прибыли. Вследствие этого, увеличение выпускаемой рентабельной продукции при условии ее реализации дает значительный прирост объема прибыли. В нашем случае дополнительный прирост объема выпускаемой продукции может дать предприятию 1812 тыс. руб. дополнительной прибыли.

Информация о работе Анализ показателей рентабельности