Анализ ликвидности предприятия и оценка направлений ее повышения. Анализ коэффициентов ликвидности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является произведение анализа ликвидности предприятия и определение механизмов управления ликвидностью предприятия. Объектом исследования выступит ОАО «Ингушнефтегазпром», а предметом – процесс управления ликвидностью. Будут даны характеристики и выводы по всем показателям и оценка общего состояния предприятия.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3
1.Понятие ликвидности и теоретические аспекты анализа ликвидности предприятия………………………………………………………………………4
1.1.Ликвидность предприятия. Понятие и сущность…………………...…..4
1.2.Коэффициенты, характеризующие ликвидность предприятия и методика их расчета……………………………………………………….….7
1.3.Оценка направлений повышения ликвидности………………………..17
2.Анализ ликвидности предприятия на примере ОАО «Ингушнефтегазпром»……………………………………………………….…21
2.1. Общая информация о компании…………………………………..……21
2.2. Анализ и оценка ликвидности баланса предприятия……………...…..22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 506.00 Кб (Скачать)

Министерство финансов Российской Федерации

Всероссийская Государственная Налоговая  Академия

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

По дисциплине: «Экономический анализ»

На тему: «Анализ ликвидности предприятия и оценка направлений ее повышения. Анализ коэффициентов ликвидности»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 4ого курса  финансово-экономического факультета очной формы обучения группы ФО-408

Соловова Марина

 

 

 

Москва 2012г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3

1.Понятие ликвидности  и теоретические аспекты анализа ликвидности предприятия………………………………………………………………………4

1.1.Ликвидность предприятия.  Понятие и сущность…………………...…..4

1.2.Коэффициенты, характеризующие ликвидность предприятия и методика их расчета……………………………………………………….….7

1.3.Оценка направлений повышения ликвидности………………………..17

2.Анализ ликвидности предприятия на примере ОАО «Ингушнефтегазпром»……………………………………………………….…21

2.1. Общая информация  о компании…………………………………..……21

2.2. Анализ и оценка ликвидности  баланса предприятия……………...…..22

Заключение……………………………………………………………………….27

Список литературы………………………………………………………………28

Приложение………………………………………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целью деятельности любого предприятия является получение  прибыли и её максимизация. Но тем  не менее, зачастую возникает необходимость определения граничных показателей, а именно: до какой величины предприятие может увеличивать затраты или уменьшать валовой доход, чтобы не нести убытки; или до какой величины можно наращивать дебиторскую задолженность и так далее. Необходимость подобных расчётов, в первую очередь связана с поиском финансовых ресурсов для финансирования расширенного производства, то есть, для инвестиций. Зная порог рентабельности, и управляя ликвидностью, предприятие может получить чёткую картину, сколько средств ему можно привлекать, увеличивая кредиторскую задолженность.

Существует несколько  степеней ликвидности. Так, недостаточная  ликвидность, как правило, означает, что предприятие не в состоянии  воспользоваться преимуществами скидок и возникающими выгодными коммерческими возможностями. На этом уровне недостаток ликвидности означает, что нет свободы выбора, и это ограничивает свободу действий руководства. Более значительный недостаток ликвидности приводит к тому, что предприятие не способно оплатить свои текущие долги и обязательства. В результате — интенсивная продажа долгосрочных вложений и активов, а в самом худшем случае — неплатежеспособность и банкротство.

Целью курсовой работы является произведение анализа ликвидности  предприятия и определение механизмов управления ликвидностью предприятия. Объектом исследования выступит ОАО «Ингушнефтегазпром», а предметом – процесс управления ликвидностью. Будут даны характеристики и выводы по всем показателям и оценка общего состояния предприятия.

 

 

1.Понятие ликвидности  и теоретические аспекты анализа ликвидности предприятия

    1. Ликвидность предприятия. Понятие и сущность

Задача анализа ликвидности  баланса возникает в связи  с необходимостью давать оценку платежеспособности организации, т.е. ее способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам за счет наличия готовых средств платежа (остатка денежных средств) и других ликвидных активов.

От понятия «платежеспособность» следует отличать понятие «кредитоспособность». Кредитоспособность — система условий, определяющих способность предприятия привлекать кредит в разных формах, выполняя все связанные с ним финансовые обязательства в полном объеме и в предусмотренные сроки.

Ликвидность предприятия  — это наличие возможности  погашать задолженности предприятия в сжатые сроки. Степень ликвидности определяется отношением объема ликвидных средств, находящихся в распоряжении предприятия (актив баланса), к сумме имеющихся задолженностей (пассив баланса).1 Другими словами, ликвидность предприятия — это показатель его финансовой стабильности.

Ликвидность предприятия  проявляется через ликвидность  его активов и баланса в  целом. Прежде всего ликвидность  предприятия - это ликвидность его  активов, то есть их способность быть превращенными в деньги, как правило, по рыночной цене или с небольшой уступкой в цене. Степень ликвидности определяется соотношением между денежными средствами и быстро реализуемыми активами предприятия, предприятия или банка и суммой их краткосрочных обязательств. К быстро реализуемым (ликвидным) активам относятся государственные ценные бумаги, акции и облигации крупных акционерных компаний, пользующиеся постоянным спросом на фондовой бирже, срочные векселя солидных фирм, беспрепятственно принимаемые к учёту и переучёту банками, золото и др. драгоценные металлы, а также бесспорная дебиторская задолженность, подлежащая погашению по первому требованию или через краткие сроки. У промышленных и торговых предприятий к ликвидным активам относятся также легко реализуемые товарно-материальные ценности. Чем выше доля активов, способных быстро превратиться в денежную наличность, тем выше ликвидность предприятия, фирмы, банка.

Ликвидность баланса предприятия – такое соотношение между активами и пассивами бухгалтерского баланса предприятия, при котором обеспечивается соответствие между группами активов и пассивов, как по сумме, так и по срокам погашения.

Ликвидными называются такие средства, которые могут быть использованы для погашения долгов,  к таким относят:  

  • наличные деньги в кассе;
  • депозитные вклады;
  • размещенные на счетах банках;
  • ценные бумаги;
  • реализуемые элементы оборотных средств (топливо, сырье и т.п.).

Предприятие должно регулировать наличие ликвидных средств в пределах оптимальной потребности в них, которая для каждого конкретного предприятия зависит от следующих факторов:

    1. размер предприятия и объема его деятельности (чем больше объем      производства и реализации, тем больше запасы товарно-материальных ценностей);
    2. отрасли промышленности и производства (спрос на продукцию и скорость поступления от ее реализации);
    3. длительность производственного цикла (величины незавершенного производства);
    4. времени, необходимого для возобновления запасов материалов (продолжительности их оборота);
    5. сезонности работы предприятия;
    6. общей экономической конъюнктуры.

Предприятие может быть ликвидным в той или иной степени, поскольку в состав текущих активов входят самые разнородные оборотные средства, среди которых имеются как легко реализуемые, так и труднореализуемые. Если соотношение текущих активов и краткосрочных обязательств ниже, чем 1:1, то можно говорить о том, что предприятие не в состоянии оплатить свои счета. Соотношение 1:1 предполагает равенство текущих активов и краткосрочных обязательств. Принимая во внимание различную степень ликвидности активов, можно с уверенностью предположить, что на все активы будут реализованы в срочном порядке, а следовательно, и в данной ситуации возникает угроза финансовой стабильности предприятия. Если же значение коэффициента текущей ликвидности. значительно превышает соотношение 1:1, то можно сделать вывод о том, что предприятие располагает значительным объемом свободных ресурсов, формируемых за счет собственных источников.

В зависимости от степени ликвидности, то есть от скорости превращения в деньги, активы любого предприятия разделяются на следующие группы2:

1) Наиболее ликвидные активы. К ним относятся все денежные средства (наличные и на счетах) и краткосрочные финансовые вложения. Данные для этого показателя берем из строки 260 раздела 2 "Оборотные активы" баланса предприятия.

2) Быстро реализуемые активы. Они включают дебиторскую задолженность и прочие активы. Данные для этого показателя получаем, суммируя числа из строк 230 и 240 раздела 2 баланса предприятия.

3) Медленно реализуемые активы. В этот показатель входят статьи раздела 2 актива "Запасы и затраты", за исключением строчки "Расходы будущих периодов", а также статьи "Долгосрочные финансовые вложения", "Расчеты с учредителями" из раздела 1 актива. Формула для вычисления данного показателя будет, таким образом, иметь вид: (210 — 217) + 140.

4) Трудно реализуемые активы. Под ними подразумеваются: "Основные средства", "Нематериальные активы", "Незавершенные капитальные вложения", "Оборудование к установке". В строках баланса данный показатель получит следующее выражение: стр. 120+110+130.

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

1) Наиболее срочные пассивы. К ним относится кредиторская задолженность и прочие пассивы. Для того, чтобы высчитать этот показатель, суммируем следующие строки баланса: с 620 по 670.

2) Краткосрочные пассивы. Они охватывают краткосрочные кредиты и заемные средства. Нужная нам строка баланса: 690.

3) Долгосрочные пассивы. Они включают долгосрочные кредиты и заемные средства. То есть, нам нужна, в данном случае, строка 590.

4) Постоянные пассивы. К ним относятся статьи раздела 1 пассива "Источники собственных средств". Для сохранения баланса актива и пассива итог данной группы уменьшается на сумму статьи "Расходы будущих периодов", то есть строка 490 минус строка 217 баланса.

 

    1. Коэффициенты, характеризующие ликвидность предприятия и методика их расчета

Ликвидность хозяйствующего субъекта можно узнать по его балансу. Значит, по существу, ликвидность баланса изучаемого предприятия будет означать ликвидность всего предприятия в целом.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

В зависимости от степени ликвидности, то есть от скорости превращения в деньги, активы любого предприятия разделяются на следующие группы:

А1 - Наиболее ликвидные активы. К ним относятся все денежные средства (наличные и на счетах) и краткосрочные финансовые вложения. Данные для этого показателя берем из строки 260 раздела 2 "Оборотные активы" баланса предприятия;

А2 - Быстро реализуемые активы. Они включают дебиторскую задолженность и прочие активы. Данные для этого показателя получаем, суммируя числа из строк 230 и 240 раздела 2 баланса предприятия;

А3 - Медленно реализуемые активы. В этот показатель входят статьи раздела 2 актива "Запасы и затраты", за исключением строчки "Расходы будущих периодов", а также статьи "Долгосрочные финансовые вложения", "Расчеты с учредителями" из раздела 1 актива. Формула для вычисления данного показателя будет, таким образом, иметь вид: (210 – 217) + 140;

А4 - Трудно реализуемые активы. Под ними подразумеваются: "Основные средства", "Нематериальные активы", "Незавершенные капитальные вложения", "Оборудование к установке". В строках баланса данный показатель получит следующее выражение: стр. 120+110+130.

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты.

П1 - Наиболее срочные пассивы. К ним относится кредиторская задолженность и прочие пассивы. Для того, чтобы высчитать этот показатель, суммируем следующие строки баланса: с 620 по 670;

П2 - Краткосрочные пассивы. Они охватывают краткосрочные кредиты и заемные средства. Нужная нам строка баланса: 690;

П3 - Долгосрочные пассивы. Они включают долгосрочные кредиты и заемные средства. То есть, нам нужна, в данном случае, строка 590;

П4 - Постоянные пассивы. К ним относятся статьи раздела 1 пассива "Источники собственных средств". Для сохранения баланса актива и пассива итог данной группы уменьшается на сумму статьи "Расходы будущих периодов", то есть строка 490 минус строка 217 баланса.

Более точно оценить  ликвидность баланса можно на основе проведенного внутреннего анализа  финансового состояния. В этом случае сумма по каждой балансовой статье, входящей в какую-либо из первых трех групп актива и пассива, разбивается на части, соответствующие различным строкам превращения в денежные средства для активных статей и различным срокам погашения обязательств для пассивных статей:

♦   до 3 месяцев;

♦    от 3 до 6 месяцев;

♦    от 6 месяцев  до года;

♦    свыше года.

Так группируются в первую очередь суммы по статьям, отражающим дебиторскую задолженность и прочие активы, кредиторскую задолженность и прочие пассивы, а также краткосрочные кредиты и заемные средства.

Для распределения по срокам превращения в денежные средства сумм по статьям раздела II актива используются величины запасов в днях оборота. Далее суммируются величины по активу с одинаковыми интервалами изменения ликвидности и величины по пассиву с одинаковыми интервалами изменения срока погашения задолженности. В результате получаем итоги по четырем группам по активу (не считая трудно реализуемых активов и постоянных пассивов).

Информация о работе Анализ ликвидности предприятия и оценка направлений ее повышения. Анализ коэффициентов ликвидности