Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 15:46, курсовая работа
Первая часть работы посвящена теоретическим вопросам анализа ФХД, а именно сущности анализа, его принципам и видам.
Особое место уделено второй, практической части курсовой работы, в которой проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности реально действующего предприятия.
Таким образом, в данной работе рассмотрен круг вопросов, связанных с анализом финансово-хозяйственной деятельности в целом и в части практического применения аналитических процедур.
Введение 3
1. Теоретические основы 5
1.1. Экономическая сущность, цели и задачи финансового анализа 5
1.2. Методика расчета и анализа платежеспособности и ликвидности предприятия 9
2. Характеристика и комплексный анализ производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «СТРОЙТЕХНИКА» 22
2.1. Характеристика предприятия 22
2.2. Анализ технико-экономических показателей эффективности функционирования предприятия 24
2.3. Анализ объема, качества и конкурентоспособности продукции 25
2.4. Анализ себестоимости 28
2.5. Анализ прибыли и рентабельности 29
2.6 Анализ безубыточности 31
2.7. Анализ ликвидности и вероятности банкротства 33
2.8. Анализ финансового состояния предприятия 35
Заключение 38
Список использованной литературы 39
4. Для комплексной оценки
К = (А1 + 0,5*А2 + 0,3*А3) / (П1 + 0,5*П2 + 0,3*П3)
Оценивает изменения финансовой ситуации в компании сточки зрения ликвидности. Данный показатель применяется при выборе надежного партнера из множества потенциальных партнеров на основе финансовой отчетности. Значение данного коэффициента должно быть больше или равно 1.
5. Коэффициент обеспеченности собственными средствами показывает, насколько достаточно собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Он определяется:
K = (П4 - А4) / (А1 + А2 + А3)
Значение данного коэффициента должно быть больше или равно 0,1.
6. Коэффициент маневренности функционального капитала показывает, какая часть функционирующего капитала заключена в запасах. Если этот показатель уменьшается, то это является положительным фактом. Он определяется из соотношения:
K = А3 / [(А1+А2+А3) - (П1+П2)]
В ходе анализа ликвидности баланса каждый из рассмотренных коэффициентов ликвидности рассчитывается на начало и конец отчетного периода. Если фактическое значение коэффициента не соответствует нормальному ограничению, то оценить его можно по динамике (увеличение или снижение значения). Следует отметить, что в большинстве случаев достижение высокой ликвидности противоречит обеспечению более высокой прибыльности. Наиболее рациональная политика состоит в обеспечении оптимального сочетания ликвидности и прибыльности предприятия.
Наряду с приведенными показателями для оценки состояния ликвидности можно использовать показатели, основанные на денежных потоках: чистый денежный поток (NCF - Net Cash Flow); денежный поток от операционной деятельности (CFO - Cash Flow from Operations); денежный поток от операционной деятельности, скорректированный на изменения оборотного капитала (OCF - Operating Cash Flow); денежный поток от операционной деятельности, скорректированный на изменения оборотного капитала и удовлетворения потребности в инвестициях (OCFI - Operating Cash Flow after Investments); свободный денежный поток (FCF - Free Cash Flow).
2.
Характеристика и комплексный
анализ производственно-
ЗАО "СТРОЙТЕХНИКА" - предприятие, имеющее 73-летний опыт производства стартерных аккумуляторных батарей для двигателей внутреннего сгорания. Завод основан в 1935 году по решению руководства страны. Сегодня - это современное предприятие, входящее в состав Группы компаний "РУССКИЕ АККУМУЛЯТОРЫ".
В настоящее время производит около 60 типов аккумуляторных батарей различных товарных марок для легковых и грузовых автомобилей тракторов.
Выпускает необслуживаемые аккумуляторные батареи, залитые и заряженные, прямой и обратной полярности по выводным клеммам.
Ряд аккумуляторных батарей из необслуживаемых был награжден золотыми знаками качества "Российская марка".
Система качества предприятия сертифицирована Госстандартом России на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
Продукция завода по производству аккумуляторных батарей сертифицирована на безопасность по требованиям Госстандарта России.
Предприятие является членом ассоциации EAN в части штрихового кодирования.
В настоящее время предприятие является одним из основных поставщиков АВТОВАЗа по аккумуляторной батарее 6СТ-55АЗ. Среди потребителей Подольского аккумуляторного завода ГАЗ, ТАГАЗ, ЗИЛ, УАЗ, ЛИАЗ, ВМТЗ и другие. Потребителей привлекает высокое качество продукции, приемлемые цены, надежность поставщика, его многолетний опыт работы и постоянное желание совершенствовать выпускаемую продукцию. Предприятие старается расширять номенклатуру продукции, тем самым осваивая новые рынки сбыта. Внедряются прогрессивные технологичные новинки, позволяющие сделать более надежной и долговечной работу аккумуляторов. Первыми в стране специалисты завода освоили технологию конвертирования сепараторов, которая значительно увеличивает отдачу мощности батареи. Это особенно востребовано в зимнее время, так как запуск двигателя автомобиля становится более надежным. В производстве используются полиэтиленовые сепараторы “DARAMIC”. Они изготовлены в форме конвертов, исключающих возможность ”короткого” замыкания между электродными пластинами. Моноблоки и полипропилена, которые применяют для изготовления аккумуляторов, предусмотрены для эксплуатации при диапазоне колебаний температуры от –50˚C до +60˚C.
Широко развита дилерская сеть предприятия. Представительства расположены во многих российских городах и за рубежом. Вакансии предоставляются специалистам, имеющим соответствующее образование, которые могут предоставить потенциальным клиентам полную информацию о технических параметрах продукции, ее назначении, оптимальном использовании.
Стратегия предприятия направлена на освоение производства современных конструкций выпускаемых аккумуляторных батарей, улучшение качества выпускаемой продукции, снижение издержек деятельности.
Основные технико-экономические показатели предприятия - это система измерителей, абсолютных и относительных показателей, которая характеризует хозяйственно-экономическую деятельность предприятия. Комплексный характер системы технико-экономических показателей позволяет адекватно оценить деятельность отдельного предприятия и сопоставить его результаты в динамике. Основные технико-экономические показатели предприятия сравниваются за несколько лет или периодов, что позволяет сделать вывод о положительных или отрицательных изменениях в деятельности предприятия. Технико-экономические показатели деятельности предприятия используются для планирования и анализа производственных возможностей предприятия, оценки трудовых и технических возможностей, эффективности использования производственных фондов и трудовых ресурсов. Основные технико-экономические показатели являются основой при разработке производственно-финансового плана предприятия.
Рассмотрим основные технико-экономические показатели деятельности ЗАО «СТРОЙТЕХНИКА»в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия ЗАО «СТРОЙТЕХНИКА».
Показатели |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
Темпы роста, % | |||
План |
Факт |
плану |
к 2010г |
к 2011г | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Объем валовой продукции, тыс. руб. |
440 543 |
471 351 |
945 345 |
950 567 |
100,6 |
215,8 |
201,7 |
Объем товарной продукции, тыс. руб. |
436 981 |
467 435 |
930 124 |
934 356 |
100,5 |
213,8 |
199,9 |
Объем реализованной продукции, тыс. руб. |
423 565 |
454 266 |
920 500 |
918 942 |
99,8 |
217,0 |
202,3 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
360 734 |
413 205 |
805 500 |
814 902 |
101,2 |
225,9 |
197,2 |
Затраты на руб. товарной продукции, руб. |
0,85 |
0,91 |
0,88 |
0,89 |
101,3 |
104,1 |
97,5 |
Среднесписочная численность ППП, чел. |
334 |
340 |
400 |
400 |
100 |
119,8 |
117,6 |
Производительность труда ППП, тыс. руб./чел. |
1 268 |
1 336 |
2 301 |
2297 |
99,8 |
181,2 |
171,9 |
Среднемесячная заработная плата ППП, тыс.руб. |
25 |
29 |
29 |
30 |
103,4 |
120,0 |
103,4 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
62 831 |
41 061 |
115 000 |
104 040 |
90,5 |
165,6 |
253,4 |
Рентабельность продаж, % |
14,83 |
9,04 |
12,49 |
11,32 |
90,6 |
76,3 |
125,3 |
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. |
85 156 |
169 671 |
150 850 |
155 865 |
103,3 |
183,0 |
91,9 |
Уровень механизации производства, % |
83,5 |
84,3 |
86,3 |
86,5 |
100,2 |
103,6 |
102,6 |
Фондоотдача |
4,97 |
2,68 |
6,10 |
5,90 |
96,6 |
118,5 |
220,2 |
Фондовооруженность труда, тыс. руб./чел. |
254,96 |
499,03 |
377,13 |
389,66 |
103,3 |
152,8 |
78,1 |
Анализ табл. 2.1. показывает, что ЗАО «СТРОЙТЕХНИКА»в целом работает эффективно. Наблюдается рост всех видов продукции, как в сравнении с планом анализируемого года, так и в динамике за предшествующие 3 года. Следует отметить, что рост объемов производства продукции был обеспечен интенсивными факторами, так как темпы роста производительности труда в динамике постоянно опережают темпы роста численности работающих.
Анализ таблицы показывает, что на анализируемом предприятии в течении последних трех лет просматривается рост себестоимости выпускаемой продукции. Затраты на руб. реализованной продукции растут и составили на конец 2012 года 89 коп/руб. Прибыль от продаж увеличивается. Прирост производительности труда опережает прирост заработной платы, следовательно на предприятии преобладает интенсивный путь развития.
От объема, качества, ассортимента выпускаемой и реализованной продукции зависят издержки, прибыль, рентабельность, конкурентоспособность и рыночная активность организации. В настоящее время большое значение приобретает качество продукции и наличие возможности выбора товара из предлагаемого ассортимента. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время как решающее условие повышения ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке. Анализ ассортимента выпускаемой продукции представим в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Ассортимент выпущенной продукции в 2012 году
Наименование изделий |
Объем товарной продукции |
Засчитывается в пределах плана, тыс. руб. |
Выполнение плана, % | ||
План, тыс. руб. |
Факт, тыс. руб. |
Выполнен, % | |||
276100 |
290007,27 |
105,04 |
276100 |
- | |
414150 |
428105,97 |
103,37 |
414150 |
- | |
207075 |
220957,92 |
106,70 |
207075 |
- | |
303710 |
276197,4 |
90,94 |
276197,4 |
- | |
Прочее |
179465 |
165718,44 |
92,34 |
165718,44 |
- |
ИТОГО: |
1 380 500 |
1 380 987 |
100,04 |
1339240,84 |
97,01 |
В анализируемом периоде фактический объем выпущенной продукции незначительно превышает плановое задание на 0,6 %. Плановые задание не выполнено по производству червячных пар, валов и плунжеров, в то же время наблюдается превышение запланированных показателей по производству шестерен. Ассортимент не сбалансирован, основная причина чего состоит в том, что плановое задание было составлено без аналитических исследований потребностей рынка. Рост объема товарной продукции был обеспечен перевыполнением планового задания по производству шестерен.
На фоне общего роста объема продукции более быстрыми темпами увеличивается объем новой и сертифицированной продукции (таб. 2.3). Возрастает объем продаж изделий на экспорт. Коэффициент обновления за 2010-2012 гг. увеличился на 50%, но его величина (0,07) свидетельствует, что предприятие недостаточно активно занимается технической политикой. Коэффициент сертификации увеличился в 1,33 раза. Несмотря на то, что качество продукции в изготовлении – коэффициент забракованности - не изменяется и его величина невелика, возрастает удельный вес зарекламированной продукции ЗАО «СТРОЙТЕХНИКА» в процессе эксплуатации ее у потребителя.
Следовательно, выходной контроль качества изделий недостаточно строг, что в конечном итоге может привести к потере потребителей и конкурентоспособности выпускаемых изделий.
Таблица 2.3.
Качество и уровень прогрессивности продукции
Показатели |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
Темпы роста, % | |
к 2010г. |
к 2009г. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Объем реализованной продукции, тыс. руб. |
423 565 |
454 266 |
918 942 |
202,3 |
217,0 |
в т.ч. новой, тыс. руб. |
16 943 |
22 713 |
64 326 |
283,2 |
379,7 |
Стоимость сертифицированной продукции, тыс. руб. |
33 885 |
45 427 |
101 084 |
222,5 |
298,3 |
Стоимость продукции на экспорт, тыс. руб. |
2 965 |
3 634 |
9 189 |
252,9 |
309,9 |
Стоимость зарекламированной продукции, тыс. руб. |
3 389 |
4 088 |
7 352 |
179,8 |
217,0 |
Стоимость потерь от брака, тыс. руб. |
1 271 |
1 363 |
2 757 |
202,3 |
217,0 |
Коэффициент обновления, доля |
0,04 |
0,05 |
0,07 |
140,0 |
175,0 |
Коэффициент сертификации, доля |
0,08 |
0,11 |
0,11 |
110,0 |
137,5 |
Коэффициент экспортизации, доля |
0,007 |
0,008 |
0,01 |
125,0 |
142,9 |
Коэффициент рекламации, доля |
0,008 |
0,009 |
0,008 |
88,9 |
100,0 |
Коэффициент забракованности, доля |
0,003 |
0,003 |
0,003 |
100,0 |
100,0 |