Анализ и оценка эффективности деятельности предприятия и тенденции его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 08:54, курсовая работа

Краткое описание

Анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения мероприятий по их использованию.
Цель данной курсовой работы - проанализировать финансовое состояние Закрытого Акционерного Общества «ЧФМК» (ЗАО «ЧФМК»).
Предмет исследования: финансовое состояние закрытого акционерного общества (ЗАО) «ЧФМК» за период с 2007 по 2009 г.г.
Объектом исследования в работе является - ЗАО «ЧФМК».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..……3
1. Анализ финансового состояния предприятия…………………………………….....4
1.1. Анализ имущественного положения предприятия……………………………......4
1.2. Оценка размещения средств в активах предприятия………………………….. …8
1.3. Анализ капитала, вложенного в имущество предприятия……………………....10
1.4. Оценка собственного оборотного капитала…………………………………..…. 14
1.5. Оценка чистых активов предприятия……………………………………........... ..18
1.6.Анализ показателей эффективности управления
активами предприятия……………………………………………………………….......19
1.6.1. Оценка реальных активов предприятия…………………………………….… ...19
1.6.2.Анализ показателей оборачиваемости для оценки деловой активности
предприятия………………………………………………………………………….........21
1.7.Анализ показателей финансовых рисков, связанных с вложениям
капитала предприятия………………………………………………………………........22
1.7.1.Анализ показателей финансовой устойчивости для оценки
капитала предприятия…………………………………………………………………....22
1.7.2.Анализ показателя ликвидности для оценки платежеспособности
предприятия……………………………………………………………...……………… .24
2.Анализ (экономических) финансовых результатов и выявление резервов
увеличения прибыли предприятия………………………………………………….… .28
2.1.Анализ состава, динамики и структуры прибыли предприятия……………….. ..28
3.Анализ и оценка эффективности деятельности предприятия и тенденции
его развития…………………………………………………………………………… ..31
3.1.Анализ показателей рентабельности предприятия……………………………... ..31
3.2.Факторный анализ по моделям фирмы «Du Pont» и пути повышения
эффективности деятельности предприятия……………………………………….….. .33
4. Анализ расходов на объем продаж и направления их снижения…………....... … 34
Заключение…………………………………………………………………………..... ...36
Список литературы………………………………………………………………… …...37

Файлы: 1 файл

afkhd_6_var_1.doc

— 739.00 Кб (Скачать)

 

 

3.2. Факторный анализ  по моделям фирмы «Du Pont» и пути повышения эффективности деятельности предприятия

 

Назначение модели Дюпон – выявить факторы, определяющие эффективность функционирования бизнеса, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. Эта модель используется и для сравнительной оценки риска инвестирования или кредитования данного предприятия.

Всем факторам модели и по уровню значимости, и по тенденциям изменения присуща отраслевая специфика, которую аналитик должен учитывать. Так, показатель ресурсоотдачи может иметь относительно невысокое значение в высокотехнологичных отраслях, отличающихся капиталоемкостью, напротив, показатель рентабельности хозяйственной деятельности в них будет относительно высоким. Высокое значение коэффициента финансовой зависимости могут позволить себе фирмы, имеющие стабильное и прогнозируемое поступление денег за свою продукцию. Это же относится к предприятиям, имеющим большую долю ликвидных активов (предприятия торговли и сбыта, банки).

 

Таблица 16

Исходная информация

Показатель

     

Изменение, тыс.руб (+, -)

Темп роста,% 

 

2007 год

2008 год

2009 год

2008год/

2007год

2009год/

2008год

2009год/

2007год

2008/

2007

2009/

2008

2009/

2007

1.РА(рентабельность активов)

25,92

18,57

10,46

-7,35

-8,11

-15,46

71,64

56,33

40,35

2.Пчист(чистая прибыль), тыс. руб.

499916

406717

253169

-93199

-153548

-246747

81,36

62,25

50,64

3.А(стоимость активов), тыс. руб.

1928405

2190661

2420568

262256

229907

492163

113,6

110,49

125,52

4.Qр(выручка), тыс. руб.

4503426

5017004

5361446

513578

344442

858020

111,4

106,87

119,05


 

РА1 = (П чист (2009)/Qр (2008)) * (Qр (2008)/А (2008)) = 253169:5017004*5017004:2190661=0,05*2,29=0,1145

∆ РА (П чист) = 0, 1145– 18,57 = -18,456

РА11 = (П чист (2009)/Qр (2009)) * (Qр (2009)/А (2008)) = 253169:5361446*5361446:2190661=0,047*2,447=0,115

∆ РА (Qр) = 0,1145– 0,115=- 0,0005

∆ РА (А) = 10,46– 0,115= 10,345

ПРОВЕРКА: ∆ РА (П чист) + ∆ РА (Qр) + ∆ РА (А) = ∆ РА =

= -18,456- 0,0005+ 10,345= -8,11

По итогам расчета мы видим: при уменьшении чистой прибыли на 49% рентабельность активов уменьшается на 18,5, а при увеличении стоимости активов на 25,5% рентабельность активов увеличивается на 10,3. Согласно данным, увеличение активов происходит на 25,5% и при уменьшении чистой прибыли на 49% снижается рентабельность активов на 8,11%.

 

 

4. Анализ расходов  на объем продаж и направления  их снижения


Резервы увеличения массы прибыли определяются при разработке бизнес-плана предприятия на очередной плановый период. Источником информации служат данные анализа прибыли: тенденции в изменении состава и суммы прибыли; уровень влияния отдельных факторов в целом по предприятию и по отдельным изделиям на изменение прибыли в отчетном периоде; распределение чистой прибыли после налогообложения.

В анализе прибыли основными факторами, влияющими на величину суммы прибыли являются: изменение объема реализации продукции; изменение структуры реализованной продукции (работ, услуг) в натуральном выражении, изменение себестоимости реализованной продукции (работ, услуг), изменение цен реализованной продукции (работ, услуг). Воздействие этих показателей, чаще всего, взаимосвязано.

В решении подобных взаимосвязанных задач, относимых к задачам «Издержки – Объем – прибыль» (Costs – Volume – Profit» или сокращенно CVP) и «Заемный капитал – Прибыль» используют показатели операционного (ореrаting 1еvеrage) и финансового рычагов (finanсial 1еvеrage – leverage в дословном переводе – рычаг) которые позволяют выявить как измениться прибыль при изменении объема реализации с учетом изменения структуры переменных и постоянных издержек (операционный рычаг); использования для этого заемных средств (финансовый рычаг). Использование понятия «рычага», например, в операционном анализе более наглядно потому, что изменение объема реализации воздействует на изменение прибыли как рычаг. Если его величина достаточно высока, то малейшее изменение объема и соответствующего ему поступления выручки может привести к значительным изменениям в ожидаемой к получению прибыли, т.е. напоминает действие рычага. Операционный (производственный) левередж– это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.

Механизм действия операционного рычага основывается на непропорциональности изменения величины постоянных издержек и величины объема производства. Подлежащие покрытию постоянные издержки зависят от размеров амортизационных отчислений, налогов, включаемых в себестоимость, затрат на коммунальные платежи, расходов на управление и т.п., и при снижении объема производства их величина, практически, остается постоянной (конечно, в достаточно короткий период, так как в долгосрочном периоде все издержки переменные). Снижение объема продаж предопределяет снижение поступления выручки и, соответственно, валовой маржи, что при сложившейся величине постоянных издержек уменьшает массу прибыли (прибыль равна разнице между валовой маржой и постоянными издержками и снижение поступления выручки увеличивает долю постоянных издержек в себестоимости). Если же предприятие планирует за счет инвестиций, например, осуществить модернизацию производства, иные действия, повышающие объемы используемых внеоборотных активов, оно тем самым увеличивает постоянные издержки за счет роста амортизационных отчислений (кроме всего прочего, в период их освоения почти всегда снижается объем производства), или приняло метод начисления амортизации, увеличивающий отчисления в амортизационный фонд, что также приводит к увеличению постоянных издержек, то все это влияет на снижение прибыли. Зависимость между изменением выручки, и соответствующим изменением прибыли и отражается при помощи операционного рычага.

В анализе соотношения между издержками, объемом производства и прибылью, ключевыми переменными являются объем выпуска, цена единицы продукции, величина переменных и постоянных затрат. В этом соотношении, описывающем соотношение переменных и постоянных издержек и прибыли, при определенном объеме выпуска продукции предпочтительно выполнять анализ безубыточности (brеаk-еvеп - апа1уsis). Предприятие терпит убытки до тех пор, пока объем продаж (и производства) не достигнет некоторой величины – точки безубыточности (на рис. эта точка указана стрелкой). Ниже этой точки производство убыточно. В этой же точке доход предприятия равен издержкам. Выше этой точки она получает прибыль.

Для того, чтобы не откладывать время выхода на рынок с тем объемов товаров, который позволит удовлетворить спрос и увеличить сумму прибыли, предприятие может воспользоваться заемными средствами для финансирования приобретения или основных, или оборотных (так как аналогичная ситуация возникает при нехватке оборотных средств), или тех и других средств вместе. Своевременное их приобретение, подкрепляемое планами получения регулярного дохода в условиях высокого спроса, обеспечивает возможность существенного увеличения прибыли в плановом периоде. В этой ситуации, полученные заемные средства как рычаг увеличивают возможности предприятия по производству и реализации продукции, а ожидаемый доход обеспечит не только продолжение деятельности в достигнутых объемах, но и позволит существенно увеличить массу прибыли от роста объема реализации.

Эффект рычага возникает только в том случае, если, как это уже указывалось, привлечение заемных средств позволяет увеличить сумму прибыли, обеспечивающую повышение рентабельности собственного капитала. В наличие подобного эффекта и есть смысл привлечения заемных средств. В ситуации, когда предприятие привлекло для финансирования инвестиций заемные ресурсы, а одновременно используемые в производстве собственные средства стали приносить больше дохода, предприятие работает больше на себя, а не только на кредитодателя. Если этого не случиться, то предприятие будет вынуждено выплачивать и проценты, и долг по кредиту не за счет прибыли, а из других фондов. В этом экономический смысл финансового рычага. Таким образом, если привлечение заемных средств не увеличивает сумму прибыли, обеспечивающую повышение рентабельности собственного капитала, то их привлечение экономически нецелесообразно.

 

 

 

Заключение

 

На основании данных, полученных в ходе исследования финансового состояния, делаем следующие выводы.

Имущество ЗАО «ЧФМК» к 2009 году вырастает на 492163тыс. руб. или на 25,5% и составляет 2420568 тыс. руб. Это происходит благодаря увеличению оборотных активов на 680728 тыс. руб. или на 43%, внеоборотные активы за этот же период уменьшились на 188565тыс. руб. или на 13%.

Положительное изменение оборотных активов произошло за счет увеличения запасов на 527109тыс. руб. (прирост составил 161,3%), увеличения  краткосрочных финансовых вложений на 44436 тыс.руб. (увеличение на 157%), увеличились денежные средства на 2336тыс.руб. (увеличение составило 32%).

В 2009 году наблюдается снижение стоимости основных средств на 383158 тыс. руб., увеличение стоимости незавершенного строительства на 13670тыс. руб., увеличение долгосрочных финансовых вложений на 181200 тыс. руб.

Доля  внеоборотных активов в 2008 году уменьшилась на 5%, в 2009 году снизилась до 52%. Доля основных средств снизилась на 30%. Оборотные активы предприятия в 2009 году составили 48%.  Доля запасов предприятия составляет 35,3%, что на 18% больше, чем в 2007году.  Доля дебиторской задолженности снизилась  на 33%.

В оборотных активах предприятия увеличились запасы предприятия на 527109 тыс.руб., увеличение удельного веса запасов составило 5%,  краткосрочные финансовые вложения увеличились на 44436 тыс.руб., увеличение удельного веса составило 0,34%, денежные средства предприятия увеличились на 2336 тыс.руб., их доля увеличилась на 0,7%.

Собственный капитал предприятия в 2008 году увеличился на 303427тыс.руб., к 2009 году снизился на 183107 тыс.руб. и в 2009 году составил 1282262, уставной капитал к 2009 году увеличился на 170000 тыс.руб., добавочный капитал увеличился на179753 тыс.руб.(увеличение на 34%) . Заемный капитал в 2008 году снизился на 41171 тыс.руб., к 2009 году увеличился на 413014 тыс.руб. и составил 1138306тыс.руб. Предприятие не имеет долгосрочных кредитов. Кредиторская  задолженность за весь период увеличивается на 336951тыс.руб., это увеличение составляет 50%.

Активы предприятия на конец анализируемого периода составляют 2347832 тыс.руб., пассивы, принимаемые к расчеты на конец анализируемого периода составляют 1137936 тыс.руб., стоимость чистых активов акционерного общества в 2009 году составляет 1209896 тыс.руб., что на 598746 тыс.руб. меньше чем в 2007 году.

Выручка предприятия за весь период увеличилась на 858020 тыс.руб., однодневный оборот ЗАО «ЧФМК» увеличился на 2383,39 тыс.руб. Срок оборота оборотных средств увеличился на 40 дней, срок оборота запасов увеличился на 31 день, дебиторской задолженности снизился на 50 дней. Срок кредиторской задолженности возрос на 14  дней.

Рентабельность при уменьшении чистой прибыли на 49% снижается на 18,5, а при увеличении стоимости активов на 25,5% рентабельность активов возрастает на 10,3. В итоге увеличение активов на 25,5% и уменьшении чистой прибыли на 49% снижается рентабельность активов на 8,11%.

Таким образом, финансовое состояние ЗАО «ЧФМК» является неустойчивым, платежеспособность предприятия - низкая, низкие показатели рентабельности.

 

Список литературы

 

1. Анализ хозяйственной  деятельности. Серия «Экономика» [Электронный  ресурс]. – Мультимедийное учебное  пособие. – М.: Руссо-бит, 2005.

2. Басовский, Л.Е. Комплексный  экономический анализ хозяйственной  деятельности: учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н.Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 366 с.

3. Баканов, М.И. Теория экономического  анализа / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с.

4. Банк, В.Р. Финансовый анализ / В.Р. Банк, С.В. Банк, А.В. Тараскина. – М.: Проспект, 2007. – 158 с.

5. Басовский, Л.Е. Комплексный  экономический анализ хозяйственной  деятельности / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 366 с.

6. Белолипецкий, В.Г. Финансы  фирмы / В.Г. Белолипецкий. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 244 с.

7. Бочаров, В.В. Финансовый  анализ / В.В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2003. – 240 с.

8. Васильева, Л.С. Финансовый  анализ [Электронный ресурс]. – Мультимедийный  учебник  / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. – М.: КНОРУС, 2008.

9. Гиляровская, Л. Анализ  и оценка эффективности использования активов коммерческих организаций / Л. Гиляровская, А. Соболев // Аудитор. – 2000. - №10. - С.36-44.

10. Дыбаль, С.В. Финансовый  анализ: теория и практика / С.В. Дыбаль. – М.: Цена: Бизнес-пресса, 2007. – 264 с.

11. Ефимова, О.В. Финансовый анализ / О.В.Ефимова. – М.: Бухгалтерский учет, 2007. – 528 с.

12. Канке, А.А. Анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия / А.А. Канке, И.П. Кошевая. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 288 с.

Информация о работе Анализ и оценка эффективности деятельности предприятия и тенденции его развития