Анализ и диагностика финансовых результатов и оценка имущественного состояния предприятия транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта – приобретение студентом теоретических знаний и навыков использования рабочих приемов анализа и диагностики результатов деятельности предприятия в условиях рыночной экономики и конкуренции.
В задачи курсового проекта входят:
- овладение организационными основами проведения экономического анализа и диагностики;
- овладение методологией анализа качественных результатов по использованию ресурсов производства;
- приобретение навыков по экономическому анализу эффективности труда и общей эффективности производства;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. Теоретические и организационные основы экономического анализа и диагностики хозяйственно - экономической деятельности предприятия. 4
Классификация видов экономического анализа и их роль в управлении предприятием. 4
Подготовка исходных данных 10
РАЗДЕЛ 2. Анализ и диагностика общих оценочных показателей по объему производства и экономическим результатам 24
РАЗДЕЛ 3. Анализ и диагностика имущественного и финансового состояния предприятия. 43
Выводы…...……………………………………………………………………………....54
Список рекомендуемой литературы 566

Файлы: 1 файл

АИДФХДП КР.doc

— 1.05 Мб (Скачать)

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа 
 

по дисциплине: «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности» 

на тему:         «Анализ и диагностика финансовых результатов

                       и оценка имущественного состояния предприятия транспорта» 
 
 
 
 
 

            выполнил     

            проверил      
             
             

              
             
             
             
             
             
             

2011 г.

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

      Цель  курсового проекта – приобретение студентом теоретических знаний и навыков использования рабочих приемов анализа и диагностики результатов деятельности предприятия в условиях рыночной экономики и конкуренции.

      В задачи курсового проекта входят:

   - овладение организационными основами  проведения экономического анализа  и диагностики;

    - овладение  методологией анализа качественных  результатов по использованию  ресурсов производства;

    - приобретение  навыков по экономическому анализу  эффективности труда и общей эффективности производства;

    - приобретение  навыков в оценке финансовых  результатов и финансового состояния  предприятия.

      Непосредственной  практической задачей курсового  проекта является выполнение расчетов, оформление таблиц, иллюстраций и заключительной записки по анализу и диагностике годовых результатов финансово-хозяйственной деятельности транспортного предприятия, выполняющего перевозки, погрузочно-разгрузочные работы, собственную добычу нерудных строительных материалов, а также других работ и услуг по обслуживанию портовой техники, комплексному обслуживанию флота. 

      Индивидуальный  числовой код и вариант для  выполнения курсового проекта:

      A=7, B=0, C=7, D=1; ОАО №2 выгрузка, ДСК -1 выгрузка. 
 
 
 

 

РАЗДЕЛ 1. Теоретические и организационные основы экономического анализа и диагностики хозяйственно - экономической деятельности предприятия.

Классификация видов экономического анализа и их роль в управлении предприятием.

      Классификация экономического анализа хозяйственной  деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач, для разработки методики его проведения и для организации аналитического процесса.

      По  отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой (теория анализа хозяйственной деятельности), который является теоретической и методологической основой экономического анализа во всех отраслях экономики.

      По  признаку времени экономический  анализ подразделяется на перспективный (предварительный) и ретроспективный (последующий, исторический).

      Перспективный анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и планов-прогнозов, предупреждения нежелательных результатов.

      Перспективный анализ в зависимости от длины  временного горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный (стратегический). Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а долгосрочный — свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный — стратегической политики предприятия в области бизнеса. Второй вид менее детализирован, чем первый, но его роль значительно выше. Если выбрана правильная стратегия развития предприятия, то тогда легче принимать тактические решения. В условиях рыночной конкуренции стратегический анализ становится неотъемлемой частью управленческой деятельности.

      Ретроспективный анализ осуществляется после совершения хозяйственных актов. Он необходим  для изучения тенденций развития, контроля за выполнением оперативных  планов, объективной оценки и диагностики  результатов деятельности предприятия  и уровня предпринимательских рисков.

      Ретроспективный анализ в свою очередь делится  на оперативный и итоговый. Оперативный  анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения  ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его — оперативно оценивать изменения относительно заданных параметров, выявлять недостатки и причины их возникновения, своевременно принимать корректирующие меры по их устранению. Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, коммерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный анализ приобретает особое значение.

      Итоговый  анализ изучает результаты работы за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная и объективная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

      Оперативный и итоговый анализы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности бизнеса.

      По  пространственному признаку можно  выделить анализ внутрифирменный и  межфирменный. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий, что позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности, внести коррективы в стратегическую и тактическую политику предприятия.

      По  аспектам исследования выделяют финансовый, операционный (технико-экономический), социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический, маркетинговый, инвестиционный, функционально -стоимостный и другие виды анализа.

      Важное  место среди всех видов экономического анализа занимает финансовый анализ, который может быть охарактеризован  как процесс познания сущности финансового  механизма функционирования субъектов  хозяйствования. Основное его назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д.

      Операционный  анализ связан с оценкой и прогнозированием результатов операционной деятельности предприятия, выявлением резервов увеличения выпуска продукции, изменения ее структуры, совершенствования техники, технологии и организации производства.

      Социально-экономический  анализ проводят экономические службы предприятия, социологические лаборатории, статистические органы. Он изучает  взаимосвязь социальных и экономических  процессов, их влияние друг на друга  и на экономические результаты хозяйственной деятельности.

      Экономико-статистический анализ применяется статистическими  органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.

      Экономико-экологический  анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

      Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

      Инвестиционный  анализ используется для разработки программы и оценки эффективности  инвестиционной деятельности предприятия.

      Функционально-стоимостный  анализ (ФСА) исследует функции, которые  выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и так далее.

      По  методике исследования объектов различают качественный и количественный (факторный) анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, ситуационный анализ (анализ чувствительности), маржинальный (предельный) анализ, экономико-математический анализ и т.д.

                Качественный анализ — это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках изучаемых явлений и процессов.

      Количественный  анализ основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов.

      Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики  состояния экономики предприятия  на основе типичных признаков, характерных  для определенных экономических  явлений. К примеру, если темпы роста  валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста товарной продукции выше темпов реализации продукции, то это признак затоваривания (работы на склад). Наличие просроченных обязательств, замедление оборачиваемости капитала, хроническая убыточность — индикаторы вероятности банкротства предприятия.

      Знание  признака позволяет быстро и довольно точно установить характер происходящих процессов, не производя глубоких фундаментальных  исследований, требующих дополнительного времени и средств.

      Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого  сложного инструментария.

      Ситуационный  анализ предназначен для решения конкретных управленческих задач в условиях изменившейся ситуации (экономической, правовой, политической и т.п.). Для его проведения требуется системное аналитическое исследование, способное всесторонне оценить ситуацию и последствия принимаемого решения, умение генерировать и анализировать альтернативные варианты решений в условиях неопределенности.

      Маржинальный  анализ — это метод оценки и  обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. С его помощью определяют критические величины объема продаж, цены, постоянных и переменных расходов, при достижении которых финансовый результат будет равен нулю. Оптимальный уровень производства оказывается в точке пересечения кривых предельных издержек и предельного дохода.

      С помощью экономико-математического  анализа выбирается наиболее оптимальный  вариант решения экономической  задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования производственного потенциала предприятия.

      По  субъектам (пользователям) анализа  различают внутренний (управленческий) и внешний анализ. Внутренний анализ осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Его результаты являются коммерческой тайной. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

      По  степени охвата объектов анализ делится  на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а  при выборочном — по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.

Информация о работе Анализ и диагностика финансовых результатов и оценка имущественного состояния предприятия транспорта