Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:14, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение методики формирования и анализа чистой прибыли, выявление причин ее изменений и определение путей ее оптимизации.
С учетом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятию чистой прибыли;
- изучить методику формирования прибыли на предприятии;
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ………….5
1.1 Сущность и понятие чистой прибыли……………………………………….5
1.2 Методика формирования чистой прибыли………………………………….7
1.3 Методика анализа чистой прибыли………………………………………...10
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «БАШКИРНЕФТЕПРОДУКТ»…………………………………………………13
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Башкирнефтепродукт»…………….13
2.2 Формирование чистой прибыли на предприятии………………………….14
2.3 Анализ чистой прибыли предприятия……………………………………16
3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ……………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..29
ПРИЛОЖЕНИЯ
Сумма налога на прибыль снизилась на 317475 тыс. руб. за счет снижения налогооблагаемой прибыли на 896493 тыс. руб. и изменения налога на прибыль с 24% в 2008 г. до 20% в 2009 г.
На величину чистой прибыли оказывает влияние фактор первого уровня, влияющий на величину чистой прибыли, - налогооблагаемая прибыль и ставка налога на прибыль.
На величину налога оказало влияние уменьшение налогооблагаемой прибыли в сумме:
,
где ΔПН – изменение налогооблагаемой прибыли;
СН0- ставка налога на прибыль базисного года.
Чтобы увидеть какое влияние оказало снижение налоговой ставки необходимо рассчитать изменение по формуле:
,
где ΔСН – изменение ставки налога на прибыль;
ПН - налогооблагаемая прибыль отчетного года.
На величину чистой прибыли оказывают также влияние доходы, облагаемые по специальным, отличным от налога на прибыль, ставкам и вычитаемые из валовой прибыли при расчете налогооблагаемой прибыли. Это факторы второго уровня, влияющие на величину налогооблагаемой прибыли:
На рассматриваемом предприятии не было доходов, которые облагаются по специальным ставкам, не производились отчисления в резервный фонд и предприятие не имеет льгот по налогу на прибыль.
Итак, из таблицы 1 следует, что сумма чистой прибыли снизилась в основном за счет снижения прибыли от реализации продукции. В то же время, снижение ставки по налогу на прибыль привело к увеличению суммы чистой прибыли.
Поэтому,
изыскивая пути увеличения чистой прибыли,
данному предприятию необходимо
в первую очередь обратить внимание
на факторы, отрицательно влияющие на
формирование ее величины.
2.3 Анализ
чистой прибыли предприятия
Как уже было сказано в первой главе, влияние факторных показателей на прибыль может быть представлено аддитивной моделью. Факторный анализ данной модели показывает прямую зависимость между изменением факторных показателей и результативного показателя. Изменение данных показателей происходит на равновеликое значение.
В
таблице 2 представлены данные для анализа
чистой прибыли предприятия, которые были
взяты из отчетности ОАО «Башкирнефтепродукт»
за 2008 и 2009 г.г. (приложение 1,2).
Таблица 2
Формирование чистой прибыли
Показатели | 2008 г. | 2009 г. | ∆абс | ∆отн, % |
1. Выручка от реализации | 21263799 | 20204568 | -1059231 | -4,98 |
2. Себестоимость проданной продукции | (14896030) | (12932299) | -1963731 | -13,18 |
3. Валовая прибыль | 6367769 | 7272269 | 904500 | 14,2 |
4. Расходы периода | (3588168) | (5488059) | 1899891 | 52,95 |
5. Прибыль от продаж | 2779601 | 1784210 | -995391 | -35,81 |
6. Сальдо прочей деятельности | (218097) | (119199) | 98898 | 45,35 |
7. Прибыль до налогообложения | 2561504 | 1665011 | -896493 | -35 |
8. Временные разницы | (1292) | 836 | 2128 | 164,71 |
9. Налог на прибыль и иные платежи | (715351) | (397876) | -317475 | -44,38 |
10. Чистая прибыль | 1844861 | 1267971 | -576890 | -31,27 |
Из таблицы 2 видно, что в отчетном периоде чистая прибыль ОАО «Башкирнефтепродукт» сократилась на 31,27% или на 576890 тыс. руб. На это отрицательно повлияло сокращение выручки от реализации продукции на 4,98% или на 1059231 тыс. руб., увеличение коммерческих и управленческих расходов на 52,95%. При этом в отчетном периоде наблюдается и положительная тенденция улучшение некоторых показателей, например, себестоимость проданной продукции снизилась на 13,18% или на 1963731 тыс. руб., произошло сокращение прочих расходов на 45,35% или на 98898 тыс. руб., в результате снижения прибыли до налогообложения снизился налог на прибыль на 44,38% или на 317475 тыс. руб.
Основную
часть прибыли предприятие
- объем реализации продукции;
- структура продукции;
-
себестоимость единицы
- средняя реализационная цена единицы продукции.
Для
факторного анализа прибыли от реализации
продукции ОАО «
Необходимые данные для факторного анализа приведены в таблице 3.
Таблица 3
Основные показатели финансовой деятельности общества
Показатель | 2008 год | 2009 год |
1. Объем реализации нефтепродуктов (тыс. тонн) | 882,7 | 872,9 |
2. Выручка от продажи товаров и услуг (тыс. руб.) | 21 263 799 | 20 204 568 |
3. Средняя реализационная цена единицы продукции, (тыс. руб.) | 24 089,5 | 23 146,5 |
4. Полная себестоимость 1 тыс. тонны реализованных нефтепродуктов (тыс. руб.) | 20940,5 | 21102,5 |
5. Переменные затраты на единицу продукции, (тыс. руб.) | 16875,5 | 14815,3 |
6. Постоянные затраты на весь объем продукции, (тыс.руб.) | 3588168 | 5488059 |
5. Сальдо прочей деятельности | (218097) | (119199) |
6. Налог на прибыль и иные платежи | 715351 | 397876 |
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в отчетном периоде произошло снижение чистой прибыли на 579041,7 тыс. руб. На это повлияло изменение следующих факторов:
- снижение объема реализованной продукции на 9,8 тыс. тонн привело к снижению прибыли от реализации продукции на 30860,2 тыс. руб.;
- снижение цены на 943 тыс. руб. привело к снижению прибыли от реализации продукции на 823144,7 тыс. руб.;
- рост себестоимости 1 тыс. тонн реализованной продукции на 162 тыс. руб. привело к снижению прибыли от реализации продукции на 141409,8 тыс. руб.;
- снижение прочих расходов в отчетном периоде привело к повышению чистой прибыли на 98898 тыс. руб.;
-
снижения налогооблагаемой
Для того чтобы более полно изучить взаимосвязь между показателями и точнее изучить влияние факторов, необходимо использовать методику маржинального анализа.
Для
маржинального анализа прибыли
используем данные таблицы 2, таблицы 3
и формулу (1.15):
Методом
цепных подстановок произведем расчет
влияния факторов на результативный
показатель:
На основании проведенного маржинального анализа можно сделать вывод, что чистая прибыль в отчетном периоде снизилась на 579011,3 тыс. руб. На это повлияли следующие факторы:
- сокращение объема выпущенной продукции привело к снижению прибыли от реализации продукции на 70697,2 тыс. руб.;
-
снижение цены на 1 тыс. тонн
реализованной продукции
- снижение переменных затрат на 1 тыс. тонн продукции привело к росту прибыли от реализации на 1798348,6 тыс. руб.;
-
повышение постоянных затрат
на весь объем продукции
-
снижение прочих доходов
-
снижения налогооблагаемой
3. ПУТИ
ОПТИМИЗАЦИИ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ
Прибыль
как главный результат
К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции, а также другие факторы.
В
связи с тем, что подавляющую
часть валовой прибыли
Прежде всего следует учитывать, что на прибыль от реализации товарной продукции влияет изменение остатков нереализованной продукции. Чем больше этих остатков, тем меньше прибыли предприятие получит от реализации продукции. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных коммерческой деятельностью и условиями реализации продукции. Предприятие может произвести больше продукции, чем существующие возможности ее реализации.
Кроме
того, в нереализованных остатках
готовой продукции может
Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.