Анализ чистой прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение методики формирования и анализа чистой прибыли, выявление причин ее изменений и определение путей ее оптимизации.
С учетом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятию чистой прибыли;
- изучить методику формирования прибыли на предприятии;

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ………….5
1.1 Сущность и понятие чистой прибыли……………………………………….5
1.2 Методика формирования чистой прибыли………………………………….7
1.3 Методика анализа чистой прибыли………………………………………...10
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «БАШКИРНЕФТЕПРОДУКТ»…………………………………………………13
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Башкирнефтепродукт»…………….13
2.2 Формирование чистой прибыли на предприятии………………………….14
2.3 Анализ чистой прибыли предприятия……………………………………16
3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ……………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..29
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа копия.docx

— 67.90 Кб (Скачать)

     Выручка характеризует также финансовые результаты деятельности предприятия. На производственных предприятиях выручка складывается из сумм, поступивших в оплату продукции, работ, услуг на счета предприятия в учреждениях банков или непосредственно в кассу предприятия. Предприятиями торговли и общественного питания валовой доход от реализации товаров определяется как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров. Для нехозрасчетных организаций валовой доход – это доход от хозяйственной и иной коммерческой деятельности.

     Полная  фактическая себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) включает стоимость сырья, расходы на оплату труда производственных рабочих, а также накладные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства: на содержание управленческого персонала, аренду, электроэнергию, техническое обслуживание и текущий ремонт.

     Прибыль (убыток) от прочей реализации – это  сальдо прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг) подсобных, вспомогательных  и обслуживающих производств, невключаемой в объем реализации основной товарной продукции. Здесь же отражаются финансовые результаты реализации излишних и неиспользуемых материальных ценностей. Они определяются как разность между продажной (рыночной) ценой имущества и первоначальной или остаточной стоимостью имущества, скорректированной на индекс инфляции [5, с.47].

     Чистая  прибыль (ЧП) – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Она  определяется как разница между  облагаемой налогом балансовой прибылью (ПБ) и величиной налогов с учетом льгот (Н):

                                                                                                 (1.4)

     Показатели  прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия. 

     1.3 Методика анализа чистой прибыли 

     Влияние факторных показателей на прибыль  можно представить в виде аддитивной модели:

                              ,                         (1.5)

     где В – выручка от реализации продукции;

     С – полная фактическая себестоимость реализованной продукции;

     КР  – коммерческие расходы;

     УР  – управленческие расходы;

     СПД – сальдо прочей деятельности;

     НП  – размер налога на прибыль.

     Как известно, размер выручки от реализации зависит от таких факторов, как  цена реализованной продукции, удельный вес каждого вида продукции в  общем объеме реализации и количество реализуемой продукции [4, с.64]. Такую зависимость можно записать в виде следующей формулы:

                                                                         (1.6)

     где УДi — показатель структуры реализованной продукции;

     VРПОБЩ — общий объем реализации продукции;

     Цi — цена i-го вида продукции.

     Факторную модель себестоимости реализованной  продукции можно представить  в виде такого выражения:

                                       ,                                   (1.7)

     где УДi — показатель структуры произведенной продукции;

     VРПОБЩ — общий объем производства продукции;

     Сi — себестоимость единицы i-го вида продукции.

     Таким образом, факторная модель прибыли от реализации продукции может быть представлена следующим образом:

                                                 (1.8)

     При определении влияния коммерческих и управленческих расходов следует учесть, что это факторы обратного влияния по отношению к прибыли. В связи с этим в расчетную формулу добавляется знак «минус».

                            ∆,                (1.9)

     где ∆ЧПКР,УР — изменение чистой прибыли за счет изменения величины коммерческих и управленческих расходов.

     Расчет  влияния сальдо прочих доходов и расходов на изменение размера чистой прибыли описывается формулой:

                                      ,                                (1.10)

     где ∆ЧПСПД — изменение чистой прибыли за счет изменения сальдо прочих доходов и расходов.

     Влияние величины расходов по налогу на прибыль определяется следующим образом:

                                       ,                                  (1.11)

     где ∆ЧПнп — изменение чистой прибыли за счет изменения величины расходов по налогу на прибыль.

     Большой интерес представляет методика маржинального  анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие  от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить  взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.

     По  методике факторного анализа прибыли, применяемой в нашей стране, обычно используют следующую модель:

                                                 (1.12)

     При этом исходят из предположения, что  все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга, данная модель не учитывает взаимосвязь  объема производства (реализации) продукции  и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. И, наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции [3].

     В зарубежных странах для обеспечения  системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и  прогнозирования ее величины используют следующую модель:

                                         ,                                (1.13)

     где р – цена единицы продукции;

     b - переменные затраты на единицу продукции;

     А - постоянные затраты на весь объем  продаж данного вида продукции.

     Эта формула применяется для анализа  прибыли от реализации отдельных  видов продукции. Она позволяет  определить изменение суммы прибыли  за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и  суммы постоянных затрат.

     Методика  маржинального анализа прибыли  несколько усложняется в условиях многопродуктового производства, когда  кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние структуры (удельного веса) реализованной продукции [9, с.319].

     Для изучения влияния факторов на изменение  суммы прибыли от реализации продукции  в целом по предприятию можно  использовать следующую модель:

                              ,                  (1.14)

     где рi – цена единицы i-го вида продукции;

     bi - переменные затраты на единицу i-го вида продукции.

     Из  приведенных выше формул можно вывести  формулу маржинального анализа  чистой прибыли:

                                (1.15) 

2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «БАШКИРНЕФТЕПРОДУКТ» 

2.1 Характеристика  предприятия ОАО «Башкирнефтепродукт» 

     ОАО «Башкирнефтепродукт» является одним  из ведущих операторов по реализации нефтепродуктов в Республике Башкортостан. Компания занимается закупкой, хранением  и реализацией бензина и других нефтепродуктов. В «Башкирнефтепродукт» входит 20 филиалов на территории Республики Башкортостан и за ее пределами. Резервуарный парк позволяет одновременно хранить  более 600 тыс. м3 нефтепродуктов. Доля «Башкирнефтепродукта» на розничном рынке Башкирии — 25%, в компании насчитывается более 280 АЗС.

     Реализация  нефтепродуктов через АЗС является основным (более 97%) доходом деятельности предприятия. Ежегодный объём реализации нефтепродуктов составляет около 1,5 млн. тонн. Предприятие владеет широкой  сетью АЗС (более 280 в собственности  и свыше 40 – в аренде). С целью  сохранения конкурентоспособности  предприятие уделяет большое  внимание расширению своей сети АЗС [16].

     Компания  уделяет значительное внимание повышению  качества обслуживания клиентов. Автозаправочные станции ОАО «Башкирнефтепродукт» привлекают внимание водителей современным дизайном, оригинальной архитектурой, новыми топливораздаточными колонками и, что немаловажно, удобными въездами и выездами.

     В июле 2009 года ОАО «Башкирнефтепродукт» открыл первую в Республике Башкортостан водную заправочную станцию, расположенную  на Павловском водохранилище. Заправочный  комплекс на воде предназначен для заправки бензином водного транспорта, преимущественно легкомоторных и маломерных речных судов, катеров, яхт.

     ОАО «Башкирнефтепродукт» одним из первых в России в 1993 году начало внедрять систему безналичных расчетов за нефтепродукты на АЗС по электронным пластиковым картам. Сегодня карточки принимаются к оплате на более чем 300 автозаправочных станциях. Все это позволяет сократить время на заправку автомобилей и сделать этот процесс максимально удобным для водителей [15].

     Благодаря росту мировых цен на нефть  и нефтепродукты, а также расширению потребительского спроса, предприятие  на протяжении последних лет демонстрирует  устойчиво положительную динамику роста объёма продаж и является одним  из наиболее рентабельных предприятий  в отрасли.

     Высокий промышленный потенциал Республики Башкортостан обеспечивает устойчивый спрос на нефтепродукты. Доля «Башкирнефтепродукта»  на розничном рынке нефтепродуктов Башкирии по оценкам составляет около 25%, в т.ч. на рынке автомобильного топлива – 68%. Основным конкурентом  по реализации нефтепродуктов на региональном рынке является ООО «Лукойл - Уралнефтепродукт» (доля на рынке бензина – 27%).

     Большинство нефтесбытовых предприятий, как  правило, входят в состав вертикально-интегрированных  нефтяных компаний. В отличие от них ОАО «Башкирнефтепродукт» ведёт  независимую деятельность, т.е. закупает нефтепродукты на свой баланс у поставщиков (главным образом, у Уфимского  и Новоуфимского НПЗ) и самостоятельно их реализует. Таким образом, центром  генерации прибыли выступает  само предприятие [16].  

2.2 Формирование  чистой прибыли на предприятии 

     Чистая  прибыль является одним из важнейших  экономических показателей, характеризующих  конечные результаты деятельности предприятия. Количественно она представляет собой разность между суммой балансовой прибыли и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций, отчислений в благотворительные фонды и других расходов предприятия, покрываемых за счет прибыли. В таблице 1 приведены показатели, характеризующие изменение чистой прибыли под влиянием снижения налоговой ставки и налогооблагаемый базы.

     Таблица 1

     Расчет  влияния налога на прибыль на величину чистой прибыли

Показатели 2008 г. 2009 г. Изменения
Прибыль до налогообложения   2561504   1665011   -896493
Ставка  налога на прибыль 24% 20% -4%
Временные разницы        (1292)             836         2128
Налог на прибыль и иные платежи     (715351)     (397876)   -317475
Чистая  прибыль   1844861    1267971   -576890

Информация о работе Анализ чистой прибыли