Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:06, реферат
К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).
Присущее
телевидению "давление
Фрагментация,
ритуализация и персонализация
информации уводят телевидение
на путь показа внешней,
СМИ
обладают большими
Огромные возможности активного воздействия СМК на политическое сознание
и поведение граждан свидетельствуют о важнейшей роли "четвертой власти" в современном обществе. Некоторые исследователи массовых коммуникаций
говорят даже о грядущей эпохе "медиократии" - власти СМИ, которые не столько отражают и интерпретируют действительность, сколько конструируют ее по своим правилам и усмотрению.
СМИ управляются и контролируются определенными лицами или же специальными органами. В коммерческих СМИ функции такого контроля выполняют прежде всего их собственники, в государственных - государственные службы, в общественно-правовых - общественность, политические организации и объединения. При этом во всех случаях предполагается, что СМИ действуют в рамках закона.
В
большинстве стран мира
Демократический контроль со стороны общества за масс-медиа, конечно,
не имеет ничего общего с предварительной цензурой, существующей в тоталитарных и авторитарных государствах, и не является нарушением свободы слова и выражения мнений. Информационная, политическая и любая другая свобода одних людей требует ограничений в тех случаях, когда она нарушает свободу и права других граждан и целых государств.
В
современном мире с развитием
спутникового телевидения и
формации транснациональные информационные корпорации формируют неадекватные социально-экономическим реальностям этих стран потребности и ценностные ориентации, культивируют роскошь и "потребительство в мире бедности" и тем самым дестабилизируют политическую ситуацию, разрушают культурную самобытность народов. Такая свобода информации нуждается в ограничениях. Информационная власть, подобно власти политической и экономической, нуждается в контроле со стороны общества.
Помимо специальных органов государственного или общественного контроля
использовать СМИ в интересах граждан и предотвратить негативные последствия их деятельности помогает коммуникационное воспитание населения и, особенно, молодого поколения. Политико-коммуникационное воспитание молодого поколения получает
все большее распространение в западных демократиях. Очевидно, что оно еще более необходимо России и другим посткоммунистическим странам, в которых грамотность населения в области массовых коммуникаций низка, а возможности их использования в манипулятивных целях высоки. Лишь комплексно решая различные проблемы в области массовых коммуникаций на основе учета мирового опыта и собственных общественных реальностей, эти страны смогут создать эффективную и жизнеспособную демократию.
Особенно велика роль СМИ в переходные периоды общественного развития, поскольку без их активной деятельности невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения и добиться массовой поддержки политики социальных преобразований.
7.Заключение.
СМИ позволяют современному человеку по-настоящему полно осознать свое место в политическом пространстве. Поэтому отбор наиболее важной информации и ее представление – важная задача всей системы СМИ, что, естественно, открывает широкие возможности для манипулирования массовым сознанием. Информированность
граждан, в том числе политиков, прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования и редукции, осуществленных газетами, радио и телевидением, а также от способа и форм подачи информации.
Массовые (в том числе авторские) опросы показывают, что в обществе наблюдаются прямопротивоположные оценки и суждения по поводу деятельности средств массовой информации. С одной стороны, публично декларируемая приверженность СМИ принципам свободы слова и зачастую весьма сдержанное отношение (а иногда
дистанцирование и даже противостояние) журналистов к политической власти привлекают к СМИ симпатии части населения. С другой стороны, необходимость выживания в рыночных условиях вынуждает масс-медиа руководствоваться порой
в большей степени не этическими принципами и общественными интересами, а соображениями прибыли. В результате значительная часть населения высказывает в адрес СМИ вполне основательные упреки в ангажированности и необъективности.
Двойственность, противоречивость, неоднозначность функционирования СМИ в обществе
связаны с необходимостью совмещения в их деятельности профессиональной этики и получением максимальной прибыли, что обусловлено переходным состоянием российского общества.
Эта проблема по-разному решается различными средствами массовой информации, равно как по-разному понимаются роль и функция СМИ в российском обществе. Также различно решается и проблема преодоления дистантности аудитории,нередко за счет доли усиления политического маркетинга и использования средств манипулирования.
Реализация нынешнего потенциала воздействия СМИ на массовое политическое сознание
и формирование
гражданского общества неоднозначна,
разнонаправленна, неравновесна. В нем
продолжает преобладать инструментальная
функция. Ограниченные возможности информационного
воздействия СМИ на массовое политическое
сознание связаны с тем, что значительная
часть населения не доверяет СМИ – причем
как отдельным каналам трансляции политической
информации, так и в целом масс-медиа в
качестве социально-политического института.__
Литература:
6. Т.В. Конюхова Фундаментальные исследования, 2005, № 3
7. Мария Сергеевна Ивченкова Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология 2008 № 2