Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:06, реферат
К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).
Наличие развитых, демократически организованных СМИ, объективно
освещающих политические события, - одна из важнейших гарантий стабильности демократического государства, эффективности управления обществом. И,
наоборот, невыполнение
СМИ своих функций в
коренным образом исказить ее цели и ценности, нарушить ее эффективность и
подорвать жизнеспособность, превратить демократию в иллюзию, форму скрытого, манипулятивного господства правящих слоев и классов. Современные оценки влияния средств массовой информации на политическое сознание и поведение людей в российском обществе весьма неоднозначны и даже противоречивы. Среди многих различных точек зрения можно выделить две основные. С одной стороны, довольно распространено представление о том, что политическое сознание и поведение людей существенно зависит от информационного поля, создаваемого СМИ. В этой связи уместно привести слова Э. Денниса, предполагающего, что СМИ ≪формируют≫ мышление, ≪воздействуют≫ на мнения и установки своей аудитории, ≪подводят≫ ее к определенным видам поведения, например, голосованию за определенного кандидата.
Ряд других авторов считают, что влияние СМИ на поведение граждан осуществляется
путем создания определенного общественного мнения: ≪Благодаря возможности придавать общественному мнению массовость, СМИ обладают способностью управлять и даже манипулировать им≫.Более того, отдельные исследователи массовых коммуникаций (а вместе с ними многие политики и журналисты) с недавних пор начали говорить о грядущей эпохе ≪медиакратии≫ – власти СМИ, которые уже не столько
отражают и интерпретируют действительность, сколько конструируют ее по своим правилам и усмотрению. ≪Пресса самым непосредственным образом участвует как в производстве, так и в распространении мнений, то есть она не выражает, а создает общественное мнение, она не отражает представления людей о мире, а формирует сами эти представления, а значит и их видение мира… На наш взгляд, применительно к России наиболее адекватно компромиссное понимание. Не отрицая в целом серьезного влияния СМИ на политическое сознание и поведение населения, необходимо учитывать важные ограничения могущества СМИ. Одно из таких ограничений связано с возможными внутренними противоречиями самого информационного поля, порождаемого СМИ.
, СМИ, будучи частью современной действительности со всеми ее противоречиями, конфликтами, в той или иной мере воспроизводят их. Поэтому потоки информации состоят из множества противоречащих, нередко взаимоисключающих друг друга сообщений и материалов. И хотя программы и материалы СМИ в своей совокупности оказывают влияние на формирование общественного мнения, но они не штампуют его. Иными словами, плюрализм информационного пространства и свобода выбора информационных источников позволяют уменьшить зависимость политического поведения от воздействия СМИ. И наоборот, когда большинство различных СМИ вдруг начинают действовать согласованно, тотально (например, предвыборная кампания Единой России и Медведева),их влияние резко возрастает.
Хотя масс-медиа призваны решать определенные задачи в политической системе и обществе, в реальной жизни они достаточно самостоятельны, имеют собственные, часто расходящиеся с потребностями общества цели деятельности и используют для их достижения различные методы. Политическое влияние СМИ осуществляют через воздействие на разум и чувства человека.
В
демократических государствах
массовых коммуникаций, рассчитанная на убеждение людей с помощью ин-
формирования и аргументации, построенной в соответствии с законами логики.
Эта модель соответствует сложившемуся там типу менталитета и политической
культуры людей. Она предлагает состязательность различных СМИ в борьбе за
внимание и
доверие аудитории. В этих государствах
запрещено законом
Живое
слово и зрительный образ
го влияния на личность, которое нередко может затмить рациональные доводы
и аргументы. Этим широко пользуются тоталитарные, авторитарные и особенно
этнократические режимы, обильно насыщая свою политическую пропаганду
эмоциональным содержанием, подавляющим разум человека. Здесь СМИ широко используют методы психологического внушения, основанные на страхе и
вере, для разжигания фанатизма, недоверия или ненависти к политическим оппонентам, лицам других национальностей и всем неугодным.
Несмотря на важность эмоционального воздействия, все же главное влияние на
политику СМИ осуществляют через информационный процесс. Основными
этапами этого процесса являются получение, отбор, препарирование,
комментирование и распространение сведений. От того, какую информацию,
в какой форме и с какими комментариями получают субъекты политики, очень
во многом зависят их последующие действия. "Иметь важную информацию
значит иметь власть; уметь отличать важную информацию от неважной
означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную
информацию в
собственной режиссуре или
политологии ФРГ .
Непосредственное
обладание такой властью - прерогатива
СМИ. Они не только отбирают
сведения, поставляемые информационными
агентствами, но и сами
какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования и редукции, осуществленных газетами, радио и телевидением, а также от способа и форм подачи информации. Одно из важнейших средств политического влияния СМИ - определение тем и направлений дискуссий, концентрирующих внимание общественности и правительства. СМИ обычно сами определяют, что нужно и что не нужно выносить на суд общественности. Выбор политических тем и требований осуществляется не только в зависимости от пристрастий и интересов владельцев и руководителей СМИ, но и под влиянием специфических правил, складывающихся в условиях плюрализма информации в современном рыночном обществе. В нем главный критерий успеха СМИ и условие выживания большинства
из них - внимание публики. Для того чтобы привлечь это внимание, масс-медиа, подчас даже не осознавая этого, при выборе тем публикаций и передач обычно руководствуются следующими общими принципами:
1.
Приоритетность, важность (действительная
и мнимая) и привлекательность
темы для граждан. В
2.
Неординарность фактов. Это означает,
что информация об
3. Новизна фактов. Привлечь внимание населения в большей степени способны сообщения, еще не получившие широкой известности. Это могут быть новейшие данные о результатах развития экономики или численности безработных, о полете к другим планетам, о новых политических партиях и их лидерах и т.д.
4.
Политический успех. Согласно
этому принципу, в передачи и
статьи попадают сообщения об
успехах политических лидеров,
партий или целых государств.
Особое внимание уделяется
5.
Высокий общественный статус. Чем
выше статус источника
Следование
СМИ правилам, ориентированным лишь
на количество аудитории и
победу в конкурентной борьбе,
обусловливает их склонность
к поверхностному освещению
Создание такой
картины мира во многом зависит также
от способов распространения информации.
СМИ пользуются двумя основными
способами распространения
Дробление
информации, создавая видимость
ее разносторонности и
Фрагментарный способ подачи информации многие исследователи считают спецификой телевизионного жанра, следствием присущего ему свойства,
называемого "давлением визуальности". Суть этого свойства состоит в том, что в силу своих аудиовизуальных возможностей телевидение ориентировано на передачу главным образом визуализируемой, т.е. имеющей зрительный образ, информации. Поскольку же научная и другая серьезная информация обычно плохо совместима с экранным изображением, то она оставляется для печатных коммуникационных средств и радио.
Такое "разделение труда" между СМИ было бы вполне допустимо и даже
целесообразно для демократического общества, если бы сопровождалось соответствующим перераспределением времени аудитории в пользу журналов, газет
и книг. Однако общей тенденцией современного мира является растущее влияние телевидения как наиболее привлекательного средства получения политической и иной информации и относительное ослабление воздействия на население печатной продукции и радиопередач. Так, например, в ФРГ граждане тратят в 5,3 раза больше времени на просмотр телепередач, чем на чтение газет. К тому же телевидение лидирует среди других СМИ по силе убеждающего воздействия и доверию граждан, поскольку люди обычно склонны больше верить увиденному, чем услышанному или прочитанному.