Свобода слова, СМИ и его гарантия в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:32, реферат

Краткое описание

Цели и задачи. Целью настоящей работы является исследование сущности и содержания свободы слова в конституционном праве Российской Федерации.
Поставленная цель достигается в результате решения следующих задач:
анализ разработанных в юридической науке подходов к понятию "свобода слова" в соотношении с категориями "информация" и "коммуникация";
определение сферы применения статьи 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) в Российской Федерации;
исследование свободы слова как основного права личности;
исследование закрепленных в статье 29 Конституции РФ конституционных гарантий права на свободу слова;
установление предусмотренных Конституцией РФ границ и пределов права на свободу слова;

Оглавление

Введение 3
Глава 1 . Понятие права на свободу слова 5
Глава 2. Конституционные гарантии права на свободу слова 8
Глава 3. Свобода СМИ 10
Заключение 14
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Политология СМИ.docx

— 36.62 Кб (Скачать)

Казанский Национальный Исследовательский  Технологический Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Свобода слова, СМИ и его гарантия в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань, 2012

Содержание

Введение            3

Глава 1 . Понятие права на свободу слова     5

Глава 2. Конституционные гарантии права на свободу слова 8

Глава 3. Свобода СМИ 10

Заключение 14

Список литературы 16

 

Введение

Актуальность  темы. Свобода слова относится к важнейшим правам и свободам личности, она закрепляется в Конституции РФ, в большинстве конституций стран мира и  во всех основополагающих международных документах по правам человека.  

Появившись первоначально  как возможность высказывать  свое мнение и публиковать его  в печати, свобода слова охватывает сегодня самые разнообразные  проявления человеческой активности. Многообразие и сложность таких  проявлений связаны непосредственно  с уровнем развития технологий коммуникации и передачи информации. Поэтому в  настоящее время традиционное понимание  свободы слова как права говорить, выражать свое мнение и распространять идеи самостоятельно или с помощью  СМИ наполняется новым содержанием.

Государственно-правовая практика свидетельствует о том, что конституционное  закрепление свободы слова остается не более чем декларацией, если в  государстве существуют чрезмерные ограничения на владение и использование  радио-, телеприемников и спутниковых  антенн, а также ограничения доступа  к сети Интернет, почтовой и телефонной связи. Недооценка существующей непосредственной связи свободы слова и информационно-коммуникационных отношений препятствует формированию единообразной практики в сфере реализации права на свободу слова.

В настоящее время не приходится говорить о сложившемся и устоявшемся  понятийном аппарате, а также о  едином теоретическом подходе к  решению правовых проблем в сфере  информационных отношений. Поэтому исследование свободы слова с привлечением положений пограничных наук является весьма актуальным.

Цели и задачи. Целью настоящей работы является исследование сущности и содержания свободы слова в конституционном праве Российской Федерации.

Поставленная цель достигается  в результате решения следующих  задач:

анализ разработанных  в юридической науке подходов к понятию "свобода слова" в  соотношении с категориями "информация" и "коммуникация";

определение сферы применения статьи 10 Европейской Конвенции  о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) в Российской Федерации;

исследование свободы  слова как основного права  личности;

исследование закрепленных в статье 29 Конституции РФ конституционных  гарантий права на свободу слова;

установление предусмотренных  Конституцией РФ границ и пределов права на свободу слова;

выявление места права  на свободу слова в системе  конституционных прав и свобод человека.

 

Глава 1 . Понятие права  на свободу слова

Конституция Российской Федерации в части 1 статьи 29 гарантирует  каждому свободу слова. Данная конституционная  норма рассматривается в качестве основания конституционного права  на свободу слова.

Статья 29 Конституции  РФ является одной из наиболее сложных  для анализа.  Помимо свободы слова  данная статья содержит целый ряд  нормативных положений, которые  теснейшим образом связаны со свободой слова, а именно: гарантия свободы мысли (часть 1), запрет пропаганды и агитации определенной направленности (часть 2), запрет принуждать человека выражать свои мнения или отказываться от них (часть 3), право на свободу информации (часть 4), а также гарантия свободы  массовой информации и запрет цензуры (часть 5).

Вместе с тем, Конституция РФ ни в статье 29, ни в иных статьях не содержит положений, раскрывающих сущность или содержание свободы слова, а также соотношение  данного права с иными, перечисленными выше положениями статьи 29. В системе  российского законодательства отсутствуют  нормативные акты, в которых содержалась  бы непосредственная конкретизация  исследуемого конституционного права.

В отечественной  литературе, как представляется, вопросу  о сущности отношений по реализации свободы слова уделяется недостаточно внимания. Большинство имеющихся  определений по существу представляют собой лишь смысловую модификацию  конституционного текста статьи 29.

В Большом юридическом  словаре под редакцией А.Я. Сухарева свобода слова определена как  «возможность публично (устно, письменно, с использованием СМИ) выражать свое мнение (мысли)». По нашему мнению, необходимо признать, что, несмотря на развитие информационных и коммуникационных технологий, происходящее особенно активно в течение последних  десятилетий, а также развитие соответствующих  отраслей знания, приведенные определения  демонстрируют один и тот же неизменный подход. Аналогичные концепции, в основе которых лежит свобода мнения, предлагались еще советский период.

Так, В.Л. Поляков  отмечал, что «…посредством слова, высказанного и распространенного  в устной и печатной форме, материализуются, получают внешнее выражение мнения, суждения личности». В понятие свободы  слова автор включал также  свободу слова, произнесенного по радио  и телевидению, т.к. в основе этих прав, по мнению автора, «высказанное в  той или иной форме мнение».

В Конституции Российской Федерации содержится несколько  взаимосвязанных норм, относящихся  к свободе слова: гарантия свободы  слова (часть 1 статьи 29), гарантия свободы  информации (часть 4 статьи 29) и гарантия свободы массовой информации (часть 5 статьи 29). Однако по вопросу содержания и, что особенно важно, соотношения  данных нормативных положений в  литературе отсутствует единство мнений, а практика Конституционного Суда РФ остается противоречивой.

Заметим также, что  Европейский суд по правам человека предлагает такие толкования права  на свободу слова, которые не «вписываются»  в традиционный российский понятийный аппарат в сфере свободы слова  и с трудом могут быть соотнесены с соответствующими конституционными нормами. Так, например, в своих правовых позициях Суд утверждает, что статья 10 (свобода слова) Конвенции о  защите прав человека и основных свобод применима, в том числе к легкой музыке, транслируемой по кабелю, что статья 10 защищает не только сущность выражаемых идей, но и способ их выражения и др.

Таким образом, представляется, что в науке российского конституционного права существует актуальная необходимость  выработать новое понимание сущности свободы слова, которое бы позволило  решить заявленные проблемы, соответствовало  бы международным тенденциям и обладало потенциалом воспринять стремительные  изменения в информационно-коммуникационной сфере.

По нашему мнению, найти отправную точку для  исследования несложно. Несмотря на появление  новых средств передачи и распространения  информации сущность свободы слова  на протяжении всей истории своего существования остается неизменной. Так, если свобода слова в самом  общем виде определяется, как возможность  высказываться, распространять мнения, суждения или идеи, то, очевидно, что  центральными категориями для анализа  интересующих нас общественных отношений  будут тесно связанные между  собой понятия «коммуникация» и  «информация».

В Конституции Российской Федерации во второй главе «Права и свободы человека и гражданина»  описаны следующие положения:

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия  и пикетирование.

Статья 29

1. Каждому гарантируется  свобода мысли и слова.

2. Не допускаются  пропаганда или агитация, возбуждающие  социальную, расовую, национальную  или религиозную ненависть и  вражду. Запрещается пропаганда  социального, расового, национального,  религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может  быть принужден к выражению  своих мнений и убеждений или  отказу от них.

4. Каждый имеет  право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять  информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих  государственную тайну, определяется  федеральным законом.

5. Гарантируется  свобода массовой информации. Цензура  запрещается.

Вывод: каждый гражданин  имеет право на выражение своих мыслей. Также пресса и СМИ свободны и не подвергаются цензуре.

 

Глава 2. Конституционные  гарантии права на свободу слова

Виды и место  юридических гарантий в системе  общих гарантий прав и свобод человека и гражданина

В правовом положении  личности все составляющие ее элементы не только тесно связаны между  собой, взаимно дополняя друг друга, но вместе с тем каждый из них  имеет свое назначение, выполняет  определенную функцию. Это в полной мере относится и к гарантиям. В рамках целого, системы назначения гарантий состоят в том, что они  призваны обеспечить такую возможно более благоприятную обстановку, в атмосфере которой записанные в конституциях и законах юридический  статус личности и особенно ее права  и свободы становились фактическим  положением каждого отдельного человека и гражданина. Без соответствующих  гарантий провозглашенные в конституции  и в законах права и свободы  — пустой звук. Реализация этих прав и свобод требует не только благоприятных  условий, но и подкрепленной эффективными средствами активной деятельности, как  государства, его органов и общественных объединений, так и самих граждан.

Вопрос о гарантиях  возникает каждый раз, когда осуществляется переход от должного к сущему. Гарантии — один из вопросов проблемы правильного  применения правовых норм, законности и многих других процессов правовой деятельности. Гарантии нужны не сами по себе, а для возможно полного  претворения в жизнь прав и  свобод. Назначение гарантий состоит  как в обеспечении, так и в  охране прав и свобод. Более полное претворение в жизнь прав и  свобод граждан зависит от множества  самых разнообразных по характеру  факторов, каждый из которых выступает  в качестве гарантий прав и свобод. В широком плане понятием "гарантии" охватывается вся совокупность объективных  и субъективных факторов, которые  направлены на полную реализацию и  всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или  не подлежащего осуществления и  защиту прав от далеко не редких в наши дни нарушений. Хотя эти факторы  и весьма разнообразны, но по отношению к процессу реализации прав и свобод они выступают в качестве условий, средств, способов, приемов и методов правильного его осуществления. То есть под гарантиями понимаются условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого.

Первая группа гарантий — условия — направлена на создание благоприятной обстановки для пользования основными правами  и свободами. Вторая же группа —  средства, выступающие в качестве способов, приемов и методов охраны и обеспечения прав и свобод личности — вооружает органы государства, органы местного самоуправления, общественные объединения и самих граждан  эффективным инструментом в борьбе за надлежащее осуществление основных прав и свобод. Общепризнанно деление  гарантий прав и свобод граждан на политические, идеологические и правовые. Исходя из ныне действующей Конституции, все гарантии выражаются в юридических  средствах и способах защиты прав и свобод человека и гражданина и, прежде всего, в судебном обеспечении. Начиная со статьи 45 Конституции  РФ 1993 г. и практически до конца  второй главы, закреплены постановления, фиксирующие принципы и нормы  защиты различных категорий людей. В системе условий и средств  охраны, обеспечения и защиты конституционных  прав и свобод граждан России важное место принадлежит юридическим  гарантиям.

 

Глава 3. Свобода СМИ.

Ситуация со свободой прессы в России продолжает вызывать беспокойство. Несмотря на то, что Конституция  гарантирует свободу слова и  свободу прессы, сами российские СМИ  не считают себя свободными, испытывая  значительное давление со стороны органов  власти, подвергаясь преследованиями  за осуществление своей профессиональной деятельности. Власти используют политизированные и коррумпированные правоохранительные органы и судебную власть для преследования  независимых журналистов. В 2009 г. против журналистов были заведены десятки  уголовных дел и поданы сотни  гражданских исков, преимущественно  о защите чести и достоинства.

   Журналисты  фактически не имеют возможности  свободно освещать события в  стране, особенно это касается  наиболее острых проблем –  как, например, нарушения прав  человека на Северном Кавказе,  коррупция во власти, организованная  преступность, злоупотребления и  пытки в правоохранительной и  уголовно-исполнительной системах. Сами журналисты становятся объектами  преследования, их профессиональные  права систематически нарушаются.

 Согласно отчету Freedom House за 2011 году о свободе в мире, Россия остается одной из самых опасных стран для работы журналистов. Из 195 стран Россия занимает 142 место в рейтинге уровня свободы слова и независимости СМИ. Трудно не согласиться с такой оценкой.

 В 2009 году  было обнародовано несколько  важных докладов международных  организаций о ситуации со  свободой прессы в России, на  что с интересом отреагировало  российское медиа-сообщество и,  к сожалению, практически никак  – официальные власти, несущие  обязательства по расследованию  убийств журналистов, недопущению  цензуры, соблюдению конституционных  прав и свобод граждан, включая  право на свободу слова и  право на жизнь.

Информация о работе Свобода слова, СМИ и его гарантия в России