Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:38, реферат
Средства массовой информации являются одним из самых значимых социальных институтов. Они выполняют большую, все возрастающую роль в социализации личности, в развитии государства, становлении гражданского общества. Управление и манипулирование общественным мнением с помощью средств массовой информации стало достаточно распространенным явлением в повседневной жизни.
Реферат раскрывает основные технологии манипулирования общественным мнением по средствам масс-медиа
1). охват, целевую направленность и быстроту информационного воздействия;
2). мощность, коммуникативность, постоянство и многообразие идеологического воздействия;
3). единство пропагандистского, агитационного, воспитательного и информационного воздействия;
4). многообразие форм и методов воздействия;
5). доступность, распространенность, динамичность, стабильность24
Таким образом, общественное мнение зависит от той информации, которую доносят до сознания членов общества средства массовой информации.
Обратной стороной медали этого процесса является то, что в таких условиях человек становиться, как никогда в большей степени подвержен влиянию извне, манипулированию или управлению. Телевидение, газеты, в общем, все средства информации в целом не ориентируются на конкретного человека, личность. Они нацелены на массу (сам термин «средства массовой информации» говорит сам за себя).
С появлением газет, журналов, а тем более телевидения, у человека отпадает потребность в непосредственном личном общении. Теперь собеседника ему заменяет свежий номер газеты или телепередача. Они в готовом виде преподносят ему то, в чем он нуждается, и готовы удовлетворить все его информационные потребности, тем более что они не так уж и велики. Теперь не нужно искать новости в непосредственном общении, достаточно просто нажать на кнопку телеприемника. Человека избавят не только от необходимости искать информацию, но и расставлять свои оценки того или иного события. Вместо этого – готовые комментарии видного журналиста или писателя. Понижается интеллектуальный уровень отдельно взятой личности и человек становится частью толпы.
Средства массовой информации, воздействуя на каждого в отдельности, вместе с тем создают толпу, которую связывают экраны телевизоров, полосы газет, волны радио эфира. Каждый человек ощущает себя частью огромного.
Внедряясь в каждый дом, присутствуя на каждом рабочем месте, проникая в места отдыха, управляя мнениями и обезличивая их, эти средства превращают человеческие умы в массовый разум. Результатом такого все проникающего влияния средств массовой информации становиться то, что люди перестают мыслить самостоятельно. Свой жизненный выбор они делают, опираясь на рекомендации телевидения, газет, радио. Одним из ярких примеров тому может служить реклама. Несмотря на разницу в качестве многие выбирают товары, которые уже «знакомы» по рекламным роликам.
Нужно отметить, что действительно качественные СМИ ориентированы прежде всего на разум человека, а не на его чувства, формируют нравственные ценности, нацеливают на них так называемую публику. То есть нельзя категорично осуждать средства массовой информации, помимо разрушающей функции она выполняет и созидательную.
СМИ обладают возможностью локализировать безумия, приостановления процесса истерии, нейтрализации негативных эмоций. Они могут способствовать разрешению определенных противоречий и конфликтов. Для работников СМИ необходимо знать, «в какой стадии «борьбы» или потребности небольшого отдыха находиться в каждый момент аудитория».
Психологический аспект предполагает создание комфортной коммуникативной среды, облегчающий процесс восприятия и транслирования информации.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: успех или неуспех воздействия информации зависит от степени соответствия ценностных ориентацией журналистского видения мира и системы ценностей аудитории; средства массовой информации – очень сильное «психологическое оружие». Нет ни одного журналиста, который бы садясь за письменный стол или выходя в эфир, не думал бы о том, как будет воспринят и понят он и его сообщение
Современные средства массовой информации полностью контролируют распространение информации, которая определяет наши представления, установки, а в конечном итоге и поведение. Намеренно фабрикуя сообщения, искажающие реальную социальную действительность, они, без сомнения, с тем или иным успехом пытаются управлять общественным мнением.
СМИ являются одним из главных источников информации для большинства людей, и, как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. Сейчас СМИ способны повлиять практически на все сферы нашей жизни: на нашу работу, на отдых, на политику, культуру, историю и т. д. Не редко средства массовой информации использовались для дезинформации, причем, зачастую, совсем не обязательно искажать факты, достаточно лишь приподнести их в нужном свете.
СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия.
Общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности из-за распространения идеологии и пропаганды, чем могут заниматься СМИ. Таким образом, они формируют и управляют общественным сознанием.
Также можно сказать, что в деятельности современных средств массовой информации, во-первых, сохраняются все прежние методы психологического воздействия на общественное мнение, приобретая под влиянием новых социальных реалий другие формы и расставляя акценты на других сторонах общественной жизни, во-вторых, распространяется применение новых методов, учитывающих прогрессирующие изменения в состояниях общественного мнения, вызванные изменениями социальных процессов и явлений.
Учебные пособия и монографии
Электронные ресурсы
1Петренко В.П. Выборные технологии и общественное сознание. - М., 1996. - 201 с.
2Гербнер Д., Шрамм У. Международная энциклопедия коммуникации. - М., 1989. - 358 с.
3Моль А. Социодинамика культуры. - М.: ЛКИ, 2008. - 280 с.; Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М., 1996. - 173 с.; Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.: Мысль, 1980. - 270 с.
4Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М., 1996. - С. 74.
5Короткова Л. Н. Социология общественного мнения. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - С. 23.
6Житенев В. Б. Общественное мнение в социальном управлении. - Новосибирск: Наука, 1987. - С.92.
7Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и практика. - М.: Дело, 2003. - С. 110.
8Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М., 1996. - С. 53.
9Вардомацкий А. П. Некоторые особенности постсоветского общественного мнения // Социологические исследования. - 1998. - №9. - С. 9-11
10Синяева И.М., Земляк С.В., Синяев В.В. Маркетинг в коммерции. - М.: Дашков и Ко, 2009. - 61 с.
11Королько В.Г. Основы паблик рилейшенз. - М.: Рефл-бук, 2000. - С. 126.
12Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и практика. - М.: Дело, 2003. - С. 153.
13Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и практика. - М.: Дело, 2003. – С.107.
14Гегель Г. Ф. Философия права. - М., 1990. - С.152.
15Короткова Л. Н. Социология общественного мнения. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. 240 с.
16 Короткова Л. Н. Социология общественного мнения. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - С. 140.
17 Короткова Л. Н. Социология общественного мнения. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - С. 143.
18Короткова Л. Н. Социология общественного мнения. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - С. 152.
19 Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. - М.: Прогресс, 1997. - С.93.
20Ситников В.П. Техника и технология СМИ. - М.: ЭКСМО, 2004. - С. 85.
21Суслов Е.В. СМИ как инструмент формирования общественного мнения в процессе становления гражданского общества. - М., 2004. - С.107.
22Пиронкова О. Ф. Живые новости или о времени и пространстве в телевизионном эфире // Социологические исследования. - 2000. - №8. - С.8.
23Пиронкова О. Ф. Живые новости или о времени и пространстве в телевизионном эфире // Социологические исследования. 2000. №8. 11 с.
24Чачановский А.А. Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможность, поиск, ответственность. - М.: Политиздат, 1987. – С.123.