СМИ и общественное мнение

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:38, реферат

Краткое описание

Средства массовой информации являются одним из самых значимых социальных институтов. Они выполняют большую, все возрастающую роль в социализации личности, в развитии государства, становлении гражданского общества. Управление и манипулирование общественным мнением с помощью средств массовой информации стало достаточно распространенным явлением в повседневной жизни.
Реферат раскрывает основные технологии манипулирования общественным мнением по средствам масс-медиа

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 66.50 Кб (Скачать)

          Объект общественного мнения - то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем большей степенью значимости обладает объект, чем сильнее затрагивает общие потребности и интересы, тем рельефнее проявляется общественное мнение. Так, в современных условиях в центре внимания общественного мнения находятся проблемы улучшения экологической ситуации, укрепление мира и т.д.

           Условия существования общественного мнения

   К ним относят: 

         А) общественный интерес

          В соответствии с ним из всего бесконечного ряда явлений действительности предметом рассмотрения общественности становятся только те, которые представляют для общества непосредственный интерес.

Б) дискуссионность

          Далеко не каждая сказанная человеком мысль может быть отнесена к разряду общественного мнения. Совершенно ясно, что элементарная просьбы или фраза никогда не станет общественным мнением. Предметом рассмотрения общественности становятся только те высказываниях, которые предполагают различие в оценках, суждениях, характеристиках, то есть, заключают в себе момент спорности

          Присутствие в общественной жизни такого явления, как общественное мнение ставит вопрос о его социальной роли и функциях, которые оно выполняет.

          Функции общественного мнения можно подразделить на главные и производные от них. Так же их различают в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов и отдельных лиц, в первую очередь от характера воздействия первых на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы15.

         Главное предназначение общественного мнения заключается в том, оно выступает в роли регулятора отношений между людьми в масштабе всего общества. Регулирование общественных отношений – основная функция общественного мнения. Сущность её заключается в том, что общественное мнение вырабатывает и прививает членам общества отдельные нормы общественных отношений. Причём общественное мнение проявляет себя не только как регулятор между отдельными людьми, но и между личностью и коллективом, коллективом и обществом, а также между обществом и личностью.

          Механизм регулятивной функции основывается на методе общественного воздействия, который по мере социального развития всё в большой степени превращается в основной метод регулирования жизнедеятельности общества.

          По мере развития и совершенствования общественного мнения, по мере того, как оно доходит до общества в целом и начинает воздействовать на него, регулятивная функция общественного мнения начинает проявлять себя как функция воспитания. Она представляется  необходимой в силу  важной роли и широкого участия в создании и утверждении между людьми «воспитывающих отношений». Главное же предназначение этой функции общественного мнения – воспитание в каждой личности чувства высокой ответственности за свои дела и поступки перед обществом, проникновение в саму сущность человека, оказание ему помощи. Воспитательная функция формирует в человеке чувство нравственной ответственности. Важнейшим условием для достижения воспитательного эффекта от проявления общественного мнения выступает общественная природа индивида и непрерывный процесс социализации. Другими словами, особенность функционирования общественного мнения заключается в том, что оно «работает без перерывов», осуществляя постоянный нравственный контроль за поведением членов общества, состоянием их жизненных позиций, состоянием их жизненных позиций, за событиями, фактами и явлениями социальной действительности.

          Регулятивная и воспитательная функции активно взаимодействуют, взаимопроникают, дополняют друг друга, и всё чаще выступают как единая регулятивно – воспитательная функция общественного мнения. Она отличается многообразием способов и форм своего проявления, что обусловлено возросшими потребностями духовной жизни общества и социальной практике, постоянным совершенствованием условий для проявления творческой активности и самореализации народных масс.

          Общественное мнение народа оценивает и анализирует, контролирует и консультирует, вырабатывает предложения и предписания, другими словами, выполняет значительный объём необходимой для общества работы.

         В зависимости от характера влияния мнения масс на различные социальные институты, принято выделять контрольную, консультативную и директивную функции общественного мнения.  

  1. Контрольная функция.

          Сущность контрольной (в более широком смысле – экспрессивной) функции «заключается в том, что народное мнение  по заинтересовавшему его вопросу практически всегда занимает определённую позицию и стремится к тому, чтобы ей отвечала соответствующая деятельность официальных организаций и лиц». «Эта особенность придает данному феномену характер силы стоящий над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства».

  1. Консультативная функция.

          Смысл консультативной функции заключается в том, что в случае необходимости общественное мнение может дать консультацию, совет относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым лишь в том случае, если институты власти заинтересованы в таких советах. Прислушиваясь к таким советам, политические лидеры, группы вынуждены  корректировать  решения,  методы  управления. Но нужно заметить, что «выработка дельного совета, конструктивного предложения требует от субъекта общественного мнения определённых способностей, и, прежде всего умение анализировать явления социальной действительности, программировать социальные отношения и процессы, из цепочки отдельных   фактов   выстраивать   модель   общественного развития».

  1. Директивная функция.

          Что касается директивной (предписывающей) функции общественного мнения, то о её проявлении можно говорить  в том случае, когда результатом функционирования общественных суждений  выступают решения, касающиеся различных сторон жизнедеятельности общества  и имеющие строго заданный характер. Это означает, что «общественность выносит решения по тем или иным вопросам проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данном случае не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное место»16.

          Какую бы из функций общественного мнения мы бы не взяли: контрольную, консультативную, директивную - их проявлению практически всегда предшествует оценка объекта, на который направлено внимание. Эта оценка может быть как позитивной, так и негативной, а порой просто нейтральной, но обязательно будет присутствовать в общественных суждениях. В связи, с чем будет правильно выделить ещё несколько функций общественного мнения.

          Самой первой функцией из производных нужно назвать оценочную функцию или оценочное мнение, потому что данная функция является одной из самых распространенных. В её компетенцию входит выражение определенного отношения к тем или иным фактам, событиям, проблемам, процессам социальной действительности17.

          В оценочном мнение больше эмоций, чем аналитических выводов, умозаключений. Но неправильно говорить об общественных суждениях, выполняющих данную функцию, как о наименее содержательной из всех тех, что могут исходить от народа. Действительно, чаще всего результатом оценочной деятельности общественного мнения вступают скупые «да» или «нет», «за» или «против», «хорошо» или «плохо». Однако не всегда скупые по форме выражения могут являться таковыми и по содержанию. За простыми изречениями могут скрываться настоящие переживания народа, его огромный социальный опыт, мудрость, активная жизненная позиция и т. д. Но не нужно абсолютизировать содержательность оценочного мнения. Во-первых, потому что еще не все народные высказывания адекватно отражают реальные факты, события и вытекают из правильного осознания массами своих коренных интересов. Во-вторых, нет нужды общественному мнению «да» или «нет, «за» или «против» разворачивать в содержательном плане. Не нужно подкреплять аналитическими  и конструктивными рассуждениями. Здесь всё зависит от объекта общественного мнения, общественной значимости, масштабности проблемы, предложенной ему для оценки.

          Следующими, не менее важными функциями общественного мнения являются аналитическая и конструктивная, которые «тесно связаны между собой: принятие какого-либо решения требуют глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряженной работы мысли»18.

           Также необходимо выделить информационную функцию общественного мнения - с каждым годом расширяется информационная база выработки и принятия решений, с каждым годом возрастает потребность во включении в неё сведений, исходящих от широких масс. Своеобразие данной функции определяется тем, что общественное мнение аккумулирует в себе различные виды социальной информации – политическую, экономическую, идеологическую, психологическую и другую, причем такую информацию, которая связана с живым опытом населения. А главное – самые разные пути и способы их разрешения. Регулярность обращения к общественному мнению, как информационному источнику повышает управленческую ценность принимаемых решений, а, кроме того, активизирует само общественное мнение, стимулирует процессы его формирования, возникновения и функционирования.

          Теперь, когда мы разобрали все функции, которые выполняет общественное мнение, необходимо уточнить, от чего зависит  проявление той или иной функции общественного мнения.

          Во-первых, необходимость проявления какой-либо из них диктуется характером и содержанием объекта мнений.

         Во-вторых, активизация деятельности конкретной функции зависит от степени зрелости субъекта мнения, его политического, идейно-нравственного и культурного уровня, что и предполагает диапазон и глубину проявления данной функции.

          В-третьих «вызов к действию» какой-либо функции во многом обусловлен конкретной социальной ситуацией, которая может усиливать или ослаблять её проявления.

         Таким образом, можно сделать следующие выводы:

          - во-первых, структура общественного мнения в современном обществе представляет собой сложную систему, соединяющую индивидов и условия, при которых они начинают взаимодействовать;

          - во-вторых, Социальная сущность общественного мнения, находящая выражение в функциях и характеристиках, состоит в том, что это — совокупность мнений индивидов относительно общей проблемы и путей ее решения.

          - в-третьих, общественное мнение представляет собой особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития.

 

 

 

 

Глава 2. Влияние средств  массовой информации на общественное мнение

                 2.1. Механизмы управления общественным мнением

 

         Воздействие на общественность и его мнение является на сегодняшний день основной задачей многих социальных институтов, в том числе и средств массовой информации. Управление общественными отношениями является искусством, а специалист, владеющий достаточными знаниями для управления общественными отношениями, является незаменимым во многих сферах управления.

          Общественное мнение непостоянно и неоднородно. Социальными психологами Т. Питерсоном и Р. Уотерманом были сформулированы некоторые законы, которые необходимо учитывать при управление общественным мнением:

         1. мнение людей чувствительно к важным проблемам;

          2. необычные события могут временно колебать общественное мнение от одной крайности к другой. Мнение не стабилизируется, пока не будет видна перспектива;

          3. на мнение сильнее действуют события, чем слова, если сами слова не интерпретируются как события;

          4. словесные утверждения и действия максимально значимы тогда, когда мнение еще не сформировалось, или когда люди поддаются внушению и доверяют надежному источнику;

          5. если присутствует личный интерес, то мнение изменить трудно;

          6. когда мнение принадлежит незначительному большинству или когда оно не структурировано, то на его принятие влияет совершенное действие;

          7.  в критическое время люди более чувствительны к своему лидеру. Если они доверяют ему, то проявляют более чем простую ответственность, а если нет - то менее терпимы, чем обычно;

          8. люди лучше воспринимают и легче формируют мнение по отношению к целям, чем к методам их достижения;

          9. общественное мнение так же, как и индивидуальное, окрашено желанием (интересом), и когда оно базируется на нем, а не просто на информации - то наиболее остро реагирует на события;

          10. важными психологическими характеристиками мнения являются направленность, интенсивность, широта и глубина19.

          Механизмов и способов управления массовым сознанием довольно много. Выделим наиболее распространенные:

    1. Локализация информации.

          При передаче новостей по радио и телевидению многочисленные, не связанные друг с другом сообщения выстреливаются в эфир подобно автоматной очереди. Газеты представляют собой толстые подборки материала, расположенные почти наугад или в соответствии с тайными законами журналистики. Журналы намеренно разбиваются на статьи, помещая основную часть текста в конце номера, с тем, чтобы заставить читателя просмотреть несколько страниц рекламы. Радио- и телепрограммы постоянно прерываются для рекламных пауз.

    1. Использование внушения.

          Журналист должен убедить аудиторию в  собственной  компетентности,  войти  к  ней в доверие, став как бы ее альтер-эго. Для этого надо ввести аудиторию в так называемое суггестивное состояние, когда  зритель, слушатель, читатель принимает все на веру, не требуя доказательств, то есть добиться реактивного поведения публики – поведения озадаченной толпы. На этой основе построены все религии: «Не надо думать, надо верить».

    1. Перенос частного факта в сферу общего.

          Например,  убит студент, исповедовавший антифашистские взгляды. Кем убит – неизвестно, но журналисты обвиняют во всем так называемых русских фашистов. Поддерживая эту действительно шокирующую, но не подтвержденную версию события, они тем самым, вольно или невольно, свидетельствуют о существовании в стране организованного движения под названием «русский фашизм».

          4.  Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации. Метод, который тесно связан с предыдущим.

Информация о работе СМИ и общественное мнение