Роль политической коммуникации в обществе и ее основные функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 10:52, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе мы обратим особое внимание на разработку, уточнение категории "коммуникация" в истории философии и современном познании, чтобы раскрыть ее сущность, содержание, способы функционирования, роль, которую она должна играть в разрешении противоречий, становлении и развитии общества и личности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ 4
1.1 Функции политической коммуникации 6
1.2 Основные принципы политической коммуникации 6
1.3 Методы политической коммуникации 7
2 СМИ В СИСТЕМЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ 9
3 СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Файлы: 1 файл

Связи с общественностью.docx

— 73.06 Кб (Скачать)

Согласно П. Сорокину, слухи можно классифицировать в зависимости:

1) от количества и качества  взаимодействующих индивидов;

2) от характера актов;

3) от характера проводников.

Возможна и классификация слухов исключительно по числу участников процесса их циркуляции. Тогда выделяются слухи, циркулирующие:

1) между двумя индивидами;

2) между одним и многими;

3) между группами индивидов.

Итак, существование слухов неизбежно. Естественно и то, что деятельность политического лидера или института (например, политической партии) часто становится предметом межличностного общения. Это приводит к возникновению слухов о них. Любой слух содержит в себе элемент обмана, который, однако, может носить и ненамеренный характер. Ненамеренный обман не осознается субъектом как действие, вводящее другого в заблуждение, в то время как намеренный, естественно, всегда осознан в той или иной степени. Это важно учитывать при снятии негативного влияния неформальных источников информации на формирование политических настроений населения. В зависимости от того, как возникает неверное представление - стихийно или целенаправленно - вырабатываются меры противодействия обману.

Другим неформальным источником информации, влияющим на формирование политических предпочтений населения, являются анекдоты, сатирические стихи и т.д.

Кроме того, в качестве средства политической коммуникации выступает такой неформальный источник информации, как граффити. Это - «политические надписи на заборах и фасадах зданий». Данное явление в нашей стране остается пока неизученным, да и массовое распространение оно приобрело сравнительно недавно. Так, например, несанкционированные надписи политического содержания на заборе пятнадцать лет тому назад вызывали переполох правоохранительных органов.

По способу представления информации граффити делятся на две большие группы: надписи и символы. Политические надписи широко используются в период избирательных кампаний. Появившись на стенах зданий, они длительное время сохраняются и агитируют граждан. Как правило, политическое граффити дает возможность гражданам, очень часто не имеющим для этого других возможностей, озвучить свою позицию. С другой стороны, оно является бедствием больших городов, обезображивая фасады зданий и заборы.

Таким образом, каждое из средств политической коммуникации оказывает специфическое влияние на процесс формирования политических предпочтений населения, опираясь на определенную технологию и методы. Необходимо выделить те обстоятельства, которые важно учитывать в процессе использования средств политической коммуникации для формирования позитивных представлений о деятельности конкретных элементов политической системы:

1. Характеристики СМИ:

  • уровень доверия каналу информации;
  • положительные и отрицательные черты каждого из СМИ С учетом целей пропагандистской кампании;

2. Характеристики аудитории  СМИ:

    • возраст;
    • образование;
    • вид деятельности;

3. Своеобразие использования  тех или иных СМИ в данном  регионе. Например, по определенной  тематике предпочтение может  быть отдано местным СМИ, а  не центральным.

Неформальные источники информации занимают особое место среди средств политической коммуникации: с одной стороны, они формируют постоянный интерес к деятельности политических лидеров или институтов, а с другой - эмоционально окрашивают и упрощают информацию о политике, политической партии или общественно-политическом движении, тем самым, делая ее более привлекательной и запоминающейся.

Провозгласив Декларацию о суверенитете и став независимым государством, Беларусь получила возможность развития по демократическому пути. Но падение авторитарного режима, как известно, не обязательно влечет за собой возникновение демократического. Перспективы успешного перехода от тоталитаризма к демократии зависят не только от выбора и развития политических институтов, характеристик предшествующего режима, уровня благосостояния страны и типа экономической системы, но во многом и от создания правовой базы, которая будет способствовать возникновению и развитию независимых СМИ, образованию свободного информационного пространства. Необходимость становления демократического института СМИ не вызывает сомнений. Являясь символом гражданского общества свободные СМИ будут гарантом необратимости происходящих в нестабильном (переходном) обществе изменений и преобразований.

Общий "стартовый капитал" (характеристики предшествующего тоталитарного режима) известны. Остановлюсь лишь на некоторых достаточно общих, но ярко отражающих суть вопроса:

  • система контроля и управления СМИ развивается в соответствии с идеологией доминирующей партийной элиты, определяющей право на производство (в том числе средства производства), передачу и потребление информации;
  • содержание информации определяется формой и техникой подачи материала, предписанной доминирующей системой понятий, а не спросом аудитории; отсутствует конкуренция;
  • СМИ не являются открытым общественным институтом, в котором каждый имеет возможность принять участие в качестве получателя информации и, при определенных легитимированных условиях, в качестве отправителя. Напротив, руководящие кадры СМИ назначаются "сверху", таким образом четко выражена централизация власти. Что касается участия в коммуникационном процессе в качестве члена аудитории, то оно не всегда является добровольным, предполагает определенные социальные обязательства; получаемая потребителем информация, неоднократно подвергнутая цензуре, не отвечает требованиям полноты, разнообразия и достоверности.

Становление демократического института СМИ сегодня связано, прежде всего, с возможностью максимального ухода от предшествующей традиции.

Однако, оценивая современное положение СМИ в Беларуси, следует отметить, что 1995 год был скорее шагом в прошлое, чем в будущее. СМИ, особенно негосударственные, неоднократно подвергались гонениям со стороны государственной власти. Причем спектр репрессивных мер постоянно расширялся: от смещения с должностей неугодных редакторов ряда изданий и множества судебных исков "о защите чести и достоинства" до отлучения от полиграфической базы, эфира и системы распространения. Следует также отметить факты грубого нарушения действующего в области массовой информации законодательства (Конституция РБ, Закон РБ "О печати и других средствах массовой информации") властными структурами. Интерес представляют не только имеющие место факты притеснения СМИ, но и реакция аудитории на происходящее, оценка деятельности государственных чиновников и положения СМИ в обществе.

СМИ в Беларуси зависимы фактически в последнюю очередь от спроса аудитории (согласно оценкам экспертов белорусские СМИ менее всего зависят от международных организаций и иностранного капитала, однако здесь необходимо учитывать условия и возможности зарубежного инвестирования в Беларуси, которые таковы, что большинство белорусских СМИ, также как и многие производства и СП, не представляют значимого интереса для западных инвесторов, либо ситуация настолько нестабильна, что отрицает возможность любых капиталовложений). А президент и другие властные структуры в наибольшей степени определяют деятельность СМИ.

Различного рода манипуляции общественным мнением, скрытые и явные репрессии против СМИ ведут не только к монополизации власти и дискредитации СМИ, но и к уничтожению едва зародившейся культурной и политической традиции белорусского общества. Проявляющиеся все более явно черты диктатуры - монополизация средств производства массовой информации, фактическая цензура, отсутствие реального влияния аудитории на деятельность СМИ - вызывают серьезные опасение. Однако, с другой стороны, усилия властных структур, направленные на подавление свободных СМИ, доказывают и то, что последние принимают активное участие в жизни общества, способны выживать в условиях изначально неравной конкуренции и представляют собой серьезную альтернативу зависимым государственным СМИ.

 

3 Специфика коммуникативных процессов в информационном обществе

Современные процессы информатизации общества приводят к изменению всей системы коммуникации, реализуемой как между отдельными людьми, так и во всей культуре в целом, т.е. между странами и народами. Этим определяется специфика коммуникативных процессов в информационном обществе. В контексте социально-философского анализа специфики коммуникативных процессов в информационном обществе следует признать, что компьютерные технологии и сопутствующие им функциональные операции имеют отчетливо выраженный ресурс социопсихологических проекций. Прежде всего, управление и проектирование виртуального пространства - времени является неотъемлемым атрибутом, сопровождающим использование компьютерной социотехники в различных видах деятельности человека. В любом случае, уровень и темпы современного информационно - технологического развития требуют изменения представлений о формах и направленности культурной, образовательной и интеллектуальной практики современного человека. При этом процессы коммуникации в значительно большей степени опосредуются техническими средствами. Термины "интеракция", "интерактивность" в настоящее время широко используются в тезаурусе авторов социологической и культурологической научной литературы с целью включения в свой собственный дискурс принципов психологического объяснения социокультурных явлений современного общества, а также с целью осознанного использования приемов проектирования в сфере предпринимательства и политики, культуры, искусства, теле - и радиовещания, т.д. Таким образом в обществе возникла принципиально иная система трансляции культуры, наиболее значимыми алгоритмами которой становятся системы передачи информации, организующие формы, характер и содержание развития в обществе активных социальных связей и взаимодействий между различными группами или отдельными индивидами. Главным моментом самоопределения человека или социальной группы является участие в организации, поддержании и развитии информационных процессов и обменов.

Важнейшими компонентами изменения параметров личностной коммуникации все в большей степени начинают выступать скорость и количество используемой информации. Это даже на индивидуальном уровне делает заметным изменение самого характера межличностного общения, которое становится все более информативным, но одновременно теряет свою глубину. Человек оказывается в ситуации, когда ему некогда остановиться и задуматься и он волей - неволей принимает или репродуцирует нарастающее количество информации. На личностном уровне это приводит к целому ряду социопсихологических феноменов, ранее неизвестных человеку. Объем информации, с одной стороны, в буквальном смысле переполняет жизнь человека, и он не может уйти от процесса ее переработки, а с другой - процент неосмысленной информации (рекламные ролики и объявления, краткие сообщения новостей и музыкальные клипы) отдаляет человека от детальной оценки, обдумывания этой информации. Разве не сталкиваемся все мы с феноменом, что нечто сказанное утром по телевизору лишь к вечеру начинает нами осмысливаться, а до этого просто живет в нашем сознании, как бы ни замечаемое и ненужное. Возникает ситуация смысловой пустоты при одновременном количественном заполнении сознания огромным объемом информации. Человек оказывается совершенно в иных коммуникативных условиях, чем 100 и даже 50 лет назад, и скорость изменения этих условий создает стрессовые ситуации для большинства людей. Коммуникативные процессы в информационном обществе имеют не одну специфическую черту.

Современные изменившиеся формы коммуникации приводят к господству интегративных языковых тенденций в общемировом общении. Результат этого - подчинение всех языков тому, который в наибольшей степени способен себя распространить в силу политических, научно-технических и других условий. Мир уже начинает говорить на языке стран, господствующих в нем. В результате расширяется "псевдокультурное" поле общения, диалог в котором осуществляется по принципу познания наиболее доступных, совпадающих или почти совпадающих смысловых структур. В этом коммуникационном поле господствуют общие стереотипы, общие оценки, общие параметры требуемого поведения, ее общедоступные, т.е. наиболее простые компоненты. Безусловно, это сопряжено с массой удобств, но одновременно лишает диалог между культурами всякого смысла.

Научно - техническая революция в сфере информатики и коммуникационных средств общения создает невиданные ранее возможности для контакта разных культур. Это в свою очередь приводит к внедрению в общественное сознание, в систему культуры новых ценностей. Нарушается синхронизация культуры, когда новообразования в ней формируются столь стремительно, что не успевают адаптироваться к традиционной системе. Людям некогда "впитывать" новые ценности, соотнося их с предшествующими, и они начинают их потреблять. На семантическом уровне это проявляется как быстрое отягощение языка словами и речевыми оборотами, которые могут быть понятны молодым людям, но уже недоступны для понимания даже среднему поколению. Однако так было всегда. Только если ранее на это уходили сотни лет, то сегодня это помещается в рамки одного поколения. В этой связи целесообразно рассмотреть роль массовой культуры, как специфический коммуникативный процесс в информационном обществе.

Массовая культура выступает как культура "низовая", доступная большинству людей, поэтому она имеет право на существование, необходимым образом сопровождает "высокую" элитную часть культуры как таковой. Специфика массовой культуру определяется изменившейся системой коммуникации и средств ретрансляции. Таким образом, доминирующим фактором оказывается не смысл или качество продукта творчества, а система его распространения (тиражирования).

Следующей спецификой коммуникативных процессов в информационном обществе выступает информационная безопасность. Информационная безопасность в рамках глобальной коммуникации - это не только создание механизмов, ограничивающих доступность к информационным системам, но и обеспечение безопасности сознания людей и общества от тех изменений в культуре, которые связаны с процессами глобальной коммуникации и сопряжены с резким расширением информационного пространства и доступностью информации. Наблюдение вместо рассуждения - вот одна из установок такой культуры. Автор обозначает это как фрагментарное, "клиповое" сознание (что, пожалуй, в наибольшей степени выражает сущность современной массовой культуры), которое в результате заполняется информационными фрагментами.

Становление единой глобальной кибернетической коммуникативной среды можно рассматривать как необходимую стадию развития нового типа цивилизации. Она имеет всеобщий смысл и значение, но пользование этой средой (как возможностью) происходит на основании приверженности отдельных индивидов различным (и зачастую противоположным, взаимоисключающим) социокультурным установкам, предполагающим единственно возможный смысл реализации ими своей деятельности как системы удовлетворения частных (укорененных в индивидуальной экзистенции) интересов.

Следующей спецификой коммуникативных процессов в информационном обществе необходимо выделить такой феномен, как массовая коммуникация в процессе творчества, которая, в настоящий момент, в силу опыта, приобретенного в XX веке ставится на центральное место. Вместе с тем все больше проявляется отчуждение "человека массы" от СМИ, что заставляет их быть все изощреннее и многообразнее. Способность формировать субъекты коммуникации - отнюдь не из сферы технологий манипулирования сознанием, а из области владения гуманитарной традицией, ее носители - философы и социологи, а не специалисты в области манипуляции феноменами сознания.

Исследователь социальных аспектов Интернета Риел Миллер считает, что отбрасывать возможность того, что в наш цифровой век Сеть может способствовать возникновению новых социальных связей, было бы неразумно: по четырем причинам:

Первая и самая очевидная заключается в том, что любая технология, дающая такие огромные потенциальные возможности, как уже известные, так и те, которые еще предстоит открыть, вне сомнения, существенно повлияет на способ организации общества и на то, как люди взаимодействуют между собой. Интернет не является исключением. Это универсальная технология, которая открывает возможности изменить весь окружающий нас мир.

Информация о работе Роль политической коммуникации в обществе и ее основные функции