Роль политической коммуникации в обществе и ее основные функции
Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 10:52, контрольная работа
Краткое описание
В данной работе мы обратим особое внимание на разработку, уточнение категории "коммуникация" в истории философии и современном познании, чтобы раскрыть ее сущность, содержание, способы функционирования, роль, которую она должна играть в разрешении противоречий, становлении и развитии общества и личности.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3 1 СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ 4 1.1 Функции политической коммуникации 6 1.2 Основные принципы политической коммуникации 6 1.3 Методы политической коммуникации 7 2 СМИ В СИСТЕМЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ 9 3 СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский национальный исследовательский
политехнический университет»
Лысьвенский филиал
Факультет: высшего профессионального
образования
Направление: 081100.62 Государственное и муниципальное
управление
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Связи с общественностью
в органах власти »
на тему: «Роль политической
коммуникации в обществе и ее основные
функции»
Выполнил
студент группы ГМУ 12-1бз
шифр 12-15
Михалева В.В.
«____» ______________ 2015 г.
_________________________
(подпись студента)
Проверил
преподаватель Филиппова
В.П.
Оценка _____________________
____________________________
(подпись преподавателя)
«___» ____________ 2015 г.
Лысьва 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Коммуникация является очень
важным и неотъемлемым моментом общественных
отношений. В понятии коммуникации речь
идет в первую очередь об обмене между
субъектами коммуникации, информацией
различного рода. Следовательно, информация
не может быть использована без коммуникаций.
Еще у истоков социальности, образовании
общности, связь и взаимодействие, как
коммуникация, играла очень важную роль.
Именно с этим прежде все связанна актуальность
данной темы. Стоит отметить,
что в условиях коренных изменений, происходящих
в обществе, находящемся на этапе постиндустриального
развития, в условиях быстро формирующегося
информационного общества, происходящего
в контексте глобализации, коммуникация
в обществе является очень актуальным
вопросом. Происходящая постоянная глобальная
трансформация в информационно - коммуникативное
общество сопровождается не только проникновением
коммуникации во все сферы жизнедеятельности
общества, возникновением и развитием
качественно нового типа коммуникативных
структур и процессов, но и глубоким переосмыслением
коммуникативной природы социальной реальности,
современных изменений в социально - коммуникативной
сфере, места и роли коммуникаций в развитии
общества. В общественном развитии действует
закон преемственности, а развитие общества
и во многом зависит от того, насколько
учитывается и приумножается социокультурный
опыт, насколько в настоящем представлено
прошлое и заложено будущее. Развитие
общества, которое полно противоречий
и кризисных явлении, возрастает значимость
конструктивного, позитивно - ориентированного
общения и взаимодействия, направленного
на решение проблем, составляющих угрозу
для каждого человека и общества в целом:
нарастание природных и техногенных катастроф,
расточительного использования жизненных
ресурсов, терроризма и др. Философы, социологи,
политологи, психологи, признавали роль
общества, общественных институтов в формировании
личности, рассматривая ее как продукт
социализации, и отмечали необходимость
анализа обратного воздействия личности
на жизнедеятельность общества, на его
культуру.
В данной работе мы обратим
особое внимание на разработку, уточнение
категории "коммуникация" в истории
философии и современном познании, чтобы
раскрыть ее сущность, содержание, способы
функционирования, роль, которую она должна
играть в разрешении противоречий, становлении
и развитии общества и личности.
1 Сущность,
функции и структура политической
коммуникации
Политическая коммуникация
представляет собой совокупность процессов
информационного обмена, передачи политической
информации, структурирующих политическую
деятельность и придающих ей новое значение.
Контроль и распространение
сведений политического характера - важный
элемент в определении типа политических
режимов: при авторитаризме информационные
процессы берутся под строгий контроль,
тогда как демократический режим предполагает,
что политическая информация широко распространяется
между различными членами общества. В
основе идеальной, подлинно демократической
модели политической коммуникации лежит
диалог между “управляющими” и “управляемыми”,
предполагающий равноправный обмен точными,
полными, завершенными и проверяемыми
сведениями о политических явлениях и
процессах, сопрягаемыми с основными цивилизационно
- культурными ценностями данного общества,
фундаментальными правами и свободами
личности. Особое значение при этом имеют
свобода политических, религиозных и иных
убеждений, свобода совести, свобода слова
и печати, митингов и собраний, свобода
объединений, а также право беспрепятственно
придерживаться и свободно выражать свое
мнение, свободно искать, получать и распространять
всякого рода информацию и идеи независимо
от государственных границ, если они не
противоречат гуманистическим принципам.
Интеллектуальная свобода, наличие просвещенного
общественного мнения, демократическая
политическая культура, свобода средств
массовой информации от властных структур
- важные предпосылки оптимального развития
политической коммуникации, устойчивого
социального процесса. В этом смысле теория
политической коммуникации должна все
в большей степени выступать, как наука
и искусство достижения гармонии, координации
интересов общества, его групп и индивидов
посредством взаимопонимания, основанного
на правде и полной информированности,
уважении коренных интересов человека..
Ценностные качества политической
коммуникации сегодня, конечно же, ранжируются
и политически переосмысливаются правящими
элитами и бюрократией в собственных интересах,
однако они во многом определяются состоянием
и уровнем развития общей и политической
культуры данного общества. Политическая
коммуникация, выступая способом, средством
существования и передачи политической
культуры, в свою очередь, сама опосредуется
культурными нормами и ценностями.
Основные функции политической
коммуникации:
1) распространение знаний
о ценностях политики и образцах
политической культуры;
2) политическое информирование
общества;
3) интеграция общества
и регулирование политических
отношений;
4) формирование общественного
мнения о политически процессах.
Структура политической коммуникации
приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структура политической
коммуникации
1. Коммуникация формирует
определенные связи и отношения
субъектов политики.
2. Институты-коммуникаторы
производят информацию, кодируют
и передают ее потребителям, изучают
общественное мнение о воздействии
и качестве информации.
3. Средства коммуникации
- это СМИ, технико-информационные
системы (центры, банки данных, сети
и технологии передачи информации),
информационные агентства, пресс-центры.
4. Типы, методы и формы
политической коммуникации - рациональная
и спонтанная коммуникация, неформальные
контакты, общение граждан с представителями
политических институтов, журналистами,
коммуникация в ходе выборов,
референдумов, демонстраций и других
политических акций.
5. Содержание коммуникации
оказывает воздействие на мотивацию
поведения субъектов политики, формирование
общественного мнения; его социально-политические
последствия могут быть позитивными
и негативными. Сущность политической
коммуникации заключается в целенаправленных
контактах между людьми посредством
обмена информацией и духовного
общения в политическом процессе.
1.1 Функции политической
коммуникации
1.2 Основные принципы
политической коммуникации
приоритетность качеств и ценностей
определенной культуры ( иерархия);
равные права всех граждан на
получение информации ( демократия);
близость к культуре нации,
этноса, конфессии, класса и т.д. ( идентичность);
учета морально-этических норм
( мораль)
Характер политической коммуникации
в обществе, уровень ее развития определяются
уровнем общей и политической культуры
общества, опосредуются их ценностями
и нормами Но политическая коммуникация
как средство существования и передачи
политической культуры как раз и определяет
уровень политической сферы общества.
Вы увидели в последней фразе
ключевое слово функция?
Пора назвать основные функции
политической коммуникации:
распространение идейно-политических
ценностей, знаний, политической информации;
формирование политического
сознания;
распространение норм политической
культуры, осуществления политико-культурного
обмена, развитие политической культуры
субъектов политики (индивидов, групп,
политических структур);
интеграция и регулирования
политических отношений;
подготовка и содействие общественности
в политической деятельности
Итак, отметим, что политическая
коммуникация должна быть средством координации
общественно-политических интересов на
основе полного информирования, уважения
к правам и свободам личности, демократической
политической шаров туры и свободы СМИ
от властных структур Это идеал, к которому
нужно стремиться путем постоянной и кропотливой
работы.
1.3 Методы политической
коммуникации
Используются следующие способы
(методы) политической коммуникации двух
типов (рисунок 2).
Рисунок 2 - Методы политической
коммуникации
Мобилизационные методы включают
устную агитацию и пропаганду.
Содержание, формы агитации
и пропаганды нацелены преимущественно
не на убеждение, а на внушение, «навязывание»
потребителю информации идей и установок
коммуникатора. Неизбежные издержки агитации
и пропаганды - манипулирование массовым
сознанием и поведением граждан, дезинформация,
пристрастное (с партийных, групповых
позиций) комментирование событий, игнорирование
общественного мнения.
Маркетинговые методы направлены
на разъяснение и убеждение, стимулируют
критически-творческое мышление, демократическую
мотивацию поведения.
Политический маркетинг - комплекс
мероприятий, формирующих в общественном
сознании привлекательный имидж политических
институтов, лидеров, идей, программ и
концепций.
Маркетинговые способы используются
субъектами политики с учетом их спроса
и предложения на нужную информацию. Они
рассчитаны на убеждение человека, на
самостоятельную оценку фактов и явлений,
сознательный выбор линии поведения.
Функции политического маркетинга:
1) выявление и выдвижение
на авансцену политики достойных
лидеров, способных компетентно
выражать, представлять органам
власти и претворять в жизнь
общественные интересы;
2) выявление, популяризация
и содействие внедрению альтернативных
политических программ, проектов, идей,
концепций прогрессивного общественного
развития;
3) формирование в общественном
сознании привлекательного имиджа
кандидатов на государственные
должности;
4) помощь гражданам в
свободном и сознательном политическом
выборе, а политическим институтам
и лидерам - в демократизации общественных
отношений.
К маркетинговым способам коммуникации
относится политическая реклама. Ее цель
- в эмоциональной и лаконичной форме представить
гражданам истинный образ политических
институтов, политических лидеров, политических
идей, программ и концепций, сформировать
о них положительное общественное мнение.
Рекламная продукция, «очищенная» от политической
конъюнктуры и субъективизма, содержит
важную информацию для свободного и осознанного
выбора человеком политической позиции.
Реклама некомпетентная, лживая, тенденциозная
искажает политическую действительность
и способна дезориентировать людей.
Основные виды политической
рекламы:
аудиовизуальные;
печатные;
компьютерные;
личные встречи политиков с
общественностью.
Коммуникационная политика
демократического государства включает:
1) разработку и совершенствование
правовых норм, регулирующих политическую
коммуникацию, защиту интересов
личности, общества и государства
от распространения антигуманной
информации;
2) учреждение и развитие
государственных и независимых
СМИ (создание современной информационной
системы, содействие ее кадровому,
технологическому и материально-техническому
обеспечению);
3) демократизацию механизмов
государственного влияния на
массовую коммуникацию, контроль
содержания информационных потоков
в обществе.
2 СМИ
в системе массовой коммуникации
Современные политологи уделяют
большое внимание анализу политической
коммуникации. Основы данного направления
были заложены в западных исследованиях
пропаганды периода первой мировой войны,
хотя сам термин применяется лишь с конца
40-х-начала 50-х годов.
В западной литературе выделяется
три основных способа политической коммуникации:
1) коммуникация через
средства массовой информации, включающая
в себя печатные средства (пресса,
книги, плакаты и т.д.), электронные
средства (радио, телевидение и т.д.);
2) коммуникация через
организации, когда политические
партии или группы давления
служат передаточным звеном между
правителями и управляемыми;
3) коммуникация через
неформальные каналы.
Остановимся на роли средств
массовой информации (СМИ) в осуществлении
политической коммуникации. Особенность
механизма формирования политических
предпочтений в СМИ связана с активностью
убеждаемых, которая состоит в том, что
«они самостоятельно интерпретируют смысл
обращенных к ним символических сообщений
в соответствии с комплексами личных убеждений
и чувств». Успешность воздействия зависит
от способности убеждающего изменять
так называемые «познавательные схемы»
убеждаемых. В связи с этим главной задачей
субъекта влияния, то есть средств массовой
информации, будет являться «правильное
понимание реципиентов и способов их классификации,
а также поиск механизмов «вписывания»
в конкретные «познавательные схемы».