Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 02:37, доклад
Коммуникативная подсистема — относительно самостоятельный элемент системы государственного управления, представляющая собой:
= совокупность информации, информационных потоков как средство обеспечения согласованности в управлении;
= совокупность связей, многообразных взаимодействий и управленческих отношений в системе государственного и муниципального управления;
= пространство, в котором формируются и функционируют органы власти и управления.
2. Первично-счетные и учетные операции, содержание и объем которых обусловлены номенклатурой и количеством объектов и показателей, подлежащих учету, измерениям, регистрации. Затраты труда на эти операции зависят от применяемых методов и средств их выполнения, а сокращение — от автоматизации процессов получения данных.
3. Коммуникативно-технические операции, обеспечивающие взаимосвязь работников с помощью различного рода технических средств.
4. Вычислительные и формально-логические операции — все операции по переработке информации, выполняемые специалистами или техническими исполнителями (в зависимости от сложности) на ручных счетных инструментах, а также с помощью вычислительной техники.
Управленческие операции с
информацией могут быть
Выделяют следующие виды управленческих операций:
= по характеру преобразования информации - на стереотипные, которые выполняются по заранее разработанным инструкциям и методикам, и эвристические, связанные с творческим поиском;
= по степени механизации на ручные, машинно-рутинные, автоматизированные и аппаратурные. Эта классификация отражает технологическую регламентацию процессов труда и выбор методов выполнения.
Виды информации, используемой в управлении:
• по типу отражаемых отношений — технико-технологическая, экономическая, социальная, политическая, идеологическая;
• по масштабам отражаемого объекта — федеральная (общегосударственная), региональная, местная;
• по отраслям (сферам) жизнедеятельности общества — промышленная, сельскохозяйственная, военная, образовательная и т.п.;
• по структурированности — систематизированная и несистематизированная;
• по характеру носителя — документированная и вербальная.
• по структуре делится на распорядительную, координационную, контрольно-оценочную, плановую и т.д.
• В государственных
• по источнику поступления делится на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя информация возникает как результат описания состояния и деятельности организации и используется внутри ее для осуществления процессов принятия решений, оперативного управления, формирования учетно-отчетной документации, для выдачи информации во внешние организации. Использование ее характеризуется высокой степенью регламентированности в отношении предоставления и использования.
Значительный объем
› организационно-
› оперативно-техническая информация о деятельности функциональных
и обеспечивающих подсистем организации,
т.е. отражающая ход производственно-
Еще более регламентированный вид внутренней информации — исходящая информация, т.е. документы, создаваемые в системе управления:
♦ внутреннего пользования, доступные правкам, изменениям;
♦ для выдачи во внешние
системы, форма которых в
Информация об управляющих
воздействиях по содержанию
Внешняя информация — сведения из организаций, участвующих или активно влияющих на процесс управления. Содержательно она близка внутренней информации, описывает (отражает) ход управляющего воздействия, выступает в виде показателей, сведений, регламентирована в отношении содержания и временных параметров. Этот вид информации не подвержен контролю над источником и формой сообщений, унификация и стандартизация сообщений внешней среды также невозможны и необходим специальный аппарат для предварительной обработки внешней информации, длительного ее хранения и многообразного использования первичных документов.
Внешняя информация может
быть разделена на подвиды: дес
Дескриптивная информация отражает сведения о наблюдаемых свойствах социальных управляемых объектов.
Прескриптивная информация соответствует нормативному подходу к управлению процессами и явлениями, содержит рекомендации на предмет, каким должен быть объект и какие действия нужно осуществить, чтобы его параметры соответствовали принятой норме (стандарту, традициям, ценностям). Прескриптивная информация жестко регламентирует деятельность организации, являясь для управленцев обязательной. В свою очередь она делится на общую (единообразную для всех организаций) и ограниченного или индивидуального пользования. К общей прескриптивной информации относятся законодательные и нормативные документы (кодексы, справочники, официальные печатные издания.
Различные виды
Стратегическое управление (планирование) предусматривает будущее взаимодействие организации и окружающей среды. Здесь требуется информация из внешних источников, не очень точная и детальная, но имеющая достаточно широкие границы, ясность тенденций.
Управленческий контроль, который осуществляют руководители высшего и среднего звена, опирается на иного рода информацию: из внешних и внутренних источников, более детальную, имеющую более узкие границы, более точную, более частную, регламентируемую временными параметрами.
Оперативный контроль требует информации о повседневной деятельности — очень точной, узкой и самой новейшей. Она должна поступать почти исключительно из внутренних источников. Кроме того, нужна специфическая информация, относящаяся к области конкретной профессиональной деятельности, отражающая при этом внешние обстоятельства, в которых работает организация.
Способы выработки информации: самонаблюдение (собственные источники информации во многом зависят от уровня подготовленности и коммуникативности управленца, его образования, опыта, знаний), взаимодействие, сообщения (письма, файлы и т.д.), аналитический анализ.
Информационный поиск,
Информационный цикл охватывает ряд последовательных процессов, в каждом из которых информация, представленная на начальном этапе в виде фактов, цифр, сведений, данных, т.е. сырого информационного материала, обрабатывается и преобразуется в сообщения, значимые (имевшие смысл) для адресата, заказчика — лица, принимающего решение. В этом виде информация становится информацией в полном смысле этого понятия.
Информация как
Качество управленческой
Наряду с качественным
Система информационного обеспечения выступает по отношению к организационной как внутренняя основа. Если изменяется организационная структура управления, меняется распределение информационных потоков.
Информация в управлении должна удовлетворять требованиям:
♦ своевременность,
♦ быть опережающей, т.е.
содержать в себе элемент
♦ надежность (достоверность, объективность, полнота);
♦ оптимальность (соотношение необходимой и достаточной информации);
♦ доступность и проста
в восприятии (параметры: краткость,
наглядность, выразительность,
♦ логичность и лаконичность
(максимальная смысловая
♦ комплексность, системность;
♦ соответствовать
♦ ориентированность на
Основные трудности, которые возникают на пути сбора и распространения информации, связаны с коммуникационными проблемами. Информация обрабатывается человеком и неизбежны ее субъективные оценки как непригодной что может вызвать искажения информации. Поэтому информатизация как важное направление повышения эффективности управления должна быть осмыслена не только как технический, а главным образом — социальный процесс. Наиболее сложные проблемы находятся в сфере социальных (экономических, юридических, культурных) преобразований. Нельзя преуменьшать роль человека в управлении, его интеллекта и информационной культуры. Это широкое понятие, включающее умение ориентироваться в информационном пространстве, обостренное чувство времени, желание повысить кпд своей умственной работы и др.