Реклама в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:10, реферат

Краткое описание

Реклама в России во многом повторяла развитие рекламы в Западной Европе и США. Роль глашатаев на русских ярмарках выполняли зазывалы, торговцы и разносчики. Зазывание шутками и песнями вело к увеличению продаж. Вместе с народным творчеством успешно развивали свои услуги профессиональные рекламные агентства профи.

Файлы: 1 файл

реклама 19-20 века россия и зарубежная (глава 1).docx

— 26.30 Кб (Скачать)

Реклама в России

Реклама в России во многом повторяла развитие рекламы  в Западной Европе и США. Роль глашатаев  на русских ярмарках выполняли зазывалы, торговцы и разносчики. Зазывание  шутками и песнями вело к увеличению продаж. Вместе с народным творчеством  успешно развивали свои услуги профессиональные рекламные агентства профи.

Издания рекламного характера ввозникали в основном в районах зарождающейся торговой активности. В первой четверти XIX века нижегородская ярмарка, привлекавшая иностранных торговцев, выявила необходимость издания собственной рекламной газеты. Название газеты постепенно эволюционировало: "Нижегородский справочный ярморочный листок", затем "Нижегородская ярмарка" и ,наконец, "Нижегородская почта". Начало XIX века в России характеризуется быстрым развитием печатной рекламы. Рекламные тумбы с наружной рекламой устанавливались в самых людных местах. Листовки, календари и прейскуранты стали обычным проявлением рекламной деятельности в России. О возросшем влиянии торговой рекламы свидетельствует факт, что в Санкт-Петербурге в 1897 г. свыше 700 рекламистов из разных стран мира приняли участие во Всемирной выставке торгового плаката. Проведение столь значимого мероприятия в российской столице в первую очередь заслуга отечественного рекламного дела.

Среди рекламных  изданий Петербурга были "Тогровля и жизнь", "Деловой будильник", листок объявлений "Базар марок". В 1908 г. в Одессе вышел первый номер журнала по теории и практике рекламы - "Рекламист", который оценивал перспективы развития рекламы в России. Нижегородским аналогом был - "Спутник покупателя".

Несмотря на большой всплеск рекламной активности, России было трудно соревноваться с  европейскими странами, а с Америкой тем более. Согласно историческим хроникам именно реклама сыграла решающую роль при завлечении поселенцев в  колониальную Америку.

Газетная  реклама в XIX веке

В начале XIX в. появилось сразу несколько новых газет: «Санкт-Петербургские коммерческие ведомости» (1802 г), «Сенатские ведомости» (1809 г), «Гений времен» (1807 г). Тем не менее, на развитии газетной рекламы это практически никак не сказалось, потому что частные объявления по-прежнему разрешалось печатать только в «Санкт-петербургских ведомостях» и «Московских ведомостях». В этих двух главных российских газетах сохранялась та же структура, что и в XVIII в. – больше половины содержания газеты было представлено объявлениями рекламного характера. К 1810 г число рубрик в этих газетах увеличивается, среди них можно было наблюдать: «Подряды», «Продажа движимого и недвижимого имения», «Отдача в наем или на откуп», «Продажа с публичного торгу», «Потерянные вещи», «Найденные вещи», «Желающие вступить в должность или в услужение», «Предостерегательные», «Смесь: продажа, прокат», «Приехавшие», «Отъезжающие», «О вызове наследников, должников, кредиторов», «О книгах», «О лотереях», «Покража», «Перемена квартир». Такой объем объявлений размещался в «Прибавлениях», но даже там разделялся на несколько частей.

К началу 1930-х  гг. объем рекламы в «Санкт-петербургских  ведомостях» и «Московских ведомостях»  сокращается за счет появления региональных и специализированных изданий. В  этот период имело место явление, названное коммерциализацией прессы. Частные газеты все еще контролировались со стороны государства, и размещение частных коммерческих объявлений в  них оставалось под запретом

К концу XIX века вербальная часть рекламных  объявлений в газетах сокращается, зато появляются иллюстрации.

В XIX веке широкое  распространение получило размещение рекламы на круглых тумбах установленных во многих городах. Реклама появилась на конках и трамваях. Мальчики на улицах возле магазинов и лавок вручили прохожим календари, прейскуранты. В Нижнем Новгороде начали издаваться газеты «Нижегородская ярмарка», «Коммерческий ярмарочный листок». В Петербурге появились журналы с рекламной: «Торговля», «Деловой бизнесмен» и др. подобные издания появились и в других городах России. Появились специализированные рекламные конторы, рекламные бюро. Широко процветала реклама патентованных медицинских препаратов. Накануне первой мировой войны в России практически каждое второе рекламное объявление посвящалось патентованным лекарствам. Успешному развитию рекламы в России способствовали также быстрый рост городов с присущей им концентрацией населения, развитие городских средств сообщения выпуск промышленностью большой массы товаров, рассчитанных на все слои населения.

В начале XX века, в связи с русско-японской войной и первой революцией, объем рекламы  в частных изданиях сокращается  в пользу размещения социальной рекламы, в частности, информации о различных  благотворительных акциях. Новшеством начала XX в. становятся брачные объявления, а в 1906 г начинает выходить «Брачная газета».

После Октябрьской  революции 1917 г. содержание и задачи рекламы изменились. Одним из первых декретов советской власти реклама  была монополизирована государством, предприниматели лишились возможности  расширять своё дело за счет рекламы.  

Публикация рекламы  была объявлена исключительным правом советского правительства и местных  Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В 1918 г. СНК России своим  декретом предусмотрел организацию  при всех почтово-телеграфных учреждениях  централизованного приема рекламных  объявлений от всех лиц и учреждений для помещения их в советских  печатных изданиях. Но начавшаяся гражданская  война и разруха практически  свели к нулю торговую рекламу. 
Бурное развитие рекламы началось во время НЭПа.  
Много энергии и таланта отдал рекламе В. В. Маяковский, который своими меткими стихами привлекал внимание покупателей к тем или иным проблемам, либо к качеству товаров или рекламе торговых предприятий.

Зарубежная  реклама

Европейская реклама

В Западной Европе "рекламная лихорадка" началась в конце XVIII в. Во Франции потребность  в рекламе стала настолько  ощутимой, что спешно организовали цех афишеров из 40 человек. Стены домов покрывались огромными плакатами, художественные достоинства которых обычно были весьма скромными. Но все же основное слово в рекламе сказала пресса.

Знаменательным  для рекламы стал XIX в. Одно из важных для рекламного дела событий произошло  в 1825 г., когда в типографии нью-йоркской "Газетт" был установлен немецкий пресс, позволявший делать 2000 оттисков в час. Пресс нужно было окупить, его пришлось загрузить так, чтобы максимально использовать колоссальную по тем временам производительность. Возросшие тиражи издания резко снизили подписную цену, стало возможным в несколько раз поднять расценки за рекламу, так как рекламодатель получил огромную аудиторию за мизерную стоимость одного рекламного контакта с потенциальным покупателем.

Благодаря промышленной революции машины многократно повысили производительность труда и объемы производства продукции и в других отраслях. Чтобы ее сбыть в условиях ужесточавшейся конкуренции, приходилось повышать качество изделий, снижать на них цены. Реклама, с одной стороны, получила возможность использовать новую технику (первый трансконтинентальный телеграф начал работать в 1861 г., трансконтинентальная железная дорога - в 1869 г., линотипная печатная машина изобретена в 1886 г.),ас другой - стала эффективным стимулятором массового сбыта продукции, действенным Инструментом глобальной экспансии нарождавшихся транснациональных корпораций.

Новые реалии в  производстве и сбыте продукции  привели к радикальным изменениям практически во всех известных тогда  направлениях рекламной деятельности. Даже в имевшей многовековые традиции уличной рекламе появились новые тенденции, неожиданные формы представления информации. В Берлине владелец типографии Эрнст Литфасс стал инициатором борьбы за освобождение городов от уродующих их облик объявлений, которые наклеивали на стенах, дверях, деревьях. Он установил 150 рекламных тумб, получивших название тумбы Литфасса. Хотя и они, и их изобретатель стали мишенью для критики и насмешек, городские власти поддержали нововведение. В 1885 г. Литфасс был назначен ответственным за рекламу в Берлине. Рекламе отдавали свой талант знаменитые художники. Высокими произведениями искусства считаются, например, афиши Анри Тулуз-Лотрека, на которых были изображены известные в то время артисты Аристид Брюан и Жан Авриль, Альфонса Мухи, донесшего до нас живописный образ великой Сары Бернар. Тема одного из плакатов Пьера Боннара - французское шампанское.

Очевидно, что  с резко возросшими тиражами и  количеством наименований различных  изданий в рекламе "закрутились" огромные деньги.

Американская  реклама

После завоевания независимости новое государство  Североамериканского континента очень  быстро стало наверстывать отставание от своей бывшей метрополии в самых  разных сферах производства и культуры, в том числе и в рекламном  деле. Хронологической вехой начала собственно американской рекламы историки США считают 1789 год. Это время  окончательного оформления государственности. Этот период рекламы независимого государства  длился до середины XIX

У истоков рекламы  того времени стоял Джон Дэнлеп. Он в конце 70-х годов XVIII в. начал издавать в Филадельфии General Adviser and Pensilvania Packet («Всеобщий рекламист и Пенсильванский сборник»). В соответствии с блоками заголовка основное место в своей газете он отдавал рекламным текстам и лишь во вторую очередь помещал текущую политическую информацию.

С началом XIX века в США наступает период индустриальной революции, постепенно выводящей экономику  страны в число ведущих государств мира

Тиражи общедоступных  газет за одно пенни росли с  поразительной быстротой в десятилетие 1830-1840-х гг. Помещение десятистрочной рекламы стоило 5 центов, но об изобразительных  изысках на их полосах уже не было речи.

Размах рекламной  изобретательности наращивался  в этот период и за пределами газетного  лимита - в живом творчестве разносчиков, коммивояжеров, продавцов лотерейных билетов и особенно - патентованных  медицинских средств.

В отличие от Англии, где первое рекламное агентство  было создано аж в 1812 году, американцы создают бюро рекламных услуг и рекламные агентства, специализирующиеся на составлении рекламных текстов, лишь начиная со второй половины XIX века. Рост капитализма подталкивал американцев к анализу людскиъх потребностей - формированию "уникального торгового предложения."

Рекламные агентства, создавая пользующиеся повышенным спросом  объявления о продаже товаров, проводя  рекламные акции, промоакции, пытались обосновать мотивы покупателей, толкающие их на совершение покупки. В этом особенно преуспел работавший в рекламном агентстве "Лорд энд Томас" - К.Х. Хопкинс. В 20-4 годы XX века он выпустил книгу "Научная реклама", в которой рассматривал успехи и провалы рекламного бизнеса.

Американские  рекламные кампании начала XX века

В 1920-е гг. в  моду стремительно входило курение, и три национальных производителя -«R. J. Reynolds Tobacco Co» (бренд «Camel»), «Liggett & Myers Tobacco Co» (бренд «Chesterfield») и «American Tobacco Co» (бренд «Lucky Strike») - активно конкурировали друг с другом. В то же время довольно значительный сегмент аудитории не был освоен этими компаниями – курящие женщины все еще осуждались обществом. Покончить с устаревшими предрассудками решил Альберт Ласкер (владелец рекламного агентства «Lord & Thomas»). Отрицательное отношение к табаку было вытеснено идеей о так называемой «пользе курения» - озабоченным поддержанием идеального веса дамам рекомендовалось вместо диеты курить «Lucky Strike». Немного позже к рекламной кампании привлекли известных актрис, мнению которых женская аудитория безоговорочно доверяла. Слоган «Reach for a Lucky instead of a sweet» («Возьми «Lucky» вместо конфеты») был написан копирайтером Джорджем Хиллом. 
В 1920-е гг. в американском обществе стали уделять внимание проблеме личной гигиены, причем основная тема задавалась именно рекламой: молодых людей и девушек пугали тем, что неприятный запах может не только сделать их аутсайдерами, но даже помешать их карьере. Классическим примером является рекламная кампания освежителя для рта «Listerine»(компания Lambert Pharmacal Co), разработанная в 1925 г агентством «Lambert & Feasley». В рекламном тексте, написанном копирайтером Фисли, не упоминался неприятный запах изо рта, а говорилось о заболевании «халитоз», которое всю жизнь преследовало несчастную героиню истории под названием «Often a bridesmaid but never a bride» («Часто подружка невесты, но не невеста»). Подобные рекламные кампании долгое время строились на использовании мотива страха. 
Экономическое процветание 1920-х гг. в США  закончилось буквально в один день, который получил название «черный вторник» -29 октября 1929 г. В этот день произошел обвал Фондовой биржи, и начался самый продолжительный экономический кризис в истории США – Великая депрессия.

В конце XIX века и начале XX честность и достоверность  рекламы оставляла желать лучшего. Рекламодатели преувеличивали достоинства  товаров и не скупились на обещания. В одной американской газете, например, было помещено следующее объявление: "Хотите курить беспрерывно? Почему бы и нет! Эту трубку вы можете курить хоть круглые сутки, не подвергаясь  воздействию никотина".

Реклама размещалась  везде, где это было возможно. Так, например, в пригороде одного американского  города рекламу разместили на кладбище. На несуществующей могиле был поставлен  мраморный памятник. На нем написали, что здесь похоронен человек застрелившийся из пистолета системы Кольт. Далее перечислялись достоинства этих пистолетов. В результате многочисленных подобных акций доверие к рекламе пропало. Более того появилось негативное к ней отношение. Даже в таком авторитетном источнике как словарь Брокгауза и Ефрона мы обнаруживаем статью громящую рекламу по всем позициям. Ситуация изменилась в XX веке благодаря законам регулирующим рекламу. В двадцатом веке произошел расцвет рекламы.

Информация о работе Реклама в России