Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:40, курсовая работа
Цель работы: рассмотрение экономической эффективности рекламы и интересов общества в ней.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
- определить понятие, цели и функции рекламы;
- рассмотреть виды рекламы;
- рассмотреть выбор средств распространения рекламы;
- определить экономическую эффективность рекламы;
- провести анализ рекламы в России;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕКЛАМЫ 5
1.1. Понятие, цели и функции рекламы 5
1.2. Виды рекламы 6
1.3. Выбор средств распространения рекламы 11
1.4. Экономическая эффективность рекламы 13
1.5. Выводы 17
2. ОСОБЕННОСТИ РЕКЛАМЫ В РОССИИ 19
2.1. Анализ рекламы в России 19
2.2. Отношение общества к рекламе 23
2.3. Перспективы развития рекламы в России 25
2.4. Выводы и предложения 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Наибольшие бюджеты традиционно уходят на телевидение. За 2010 год показатель составил 92,5 миллиарда рублей, с ростом в 27,4 процента. Самую максимальную динамику, как и прогнозировалось, показал Интернет, увеличившись более чем в полтора раза - 52%. Объем средств, вращающихся в рекламе этого сегмента, составил уже 5 миллиарда рублей. Напомним, что по итогам всего 2009 г. интернет собрал 2,7 миллиарда.
Увеличила темпы роста радиореклама. Если за 2009 год она выросла всего на 12%, то за 2010 год на 23,6% - 5,7-5,8 миллиардов рублей. Так же значительными темпами развиваются печатные СМИ - 21,3% с объемом в 24,7-24,9 миллиардов. Наибольший рост продемонстрировали газеты - 28,7% (5,4 миллиарда) и журналы - 24,3% (11-11,1 миллиарда). Рекламные издания собрали 8,2-8,3 миллиарда при росте в 13,3%.
Из-за ряда ограничений в законе «О рекламе» наружная реклама снизила темпы своего развития до 16,1% с бюджетами в 22,5 миллиардов. Рост произошел в основном за счет малых форматов.
По состоянию на конец 2009 года интернет оставался практически самым скромным рекламным носителем. Объемы рекламы в Сети были значительно меньше даже объемов рекламы на радио. А ведь еще в 2004 году большинство радиостанций были убыточны. И им пришлось «скинуться» на масштабную рекламную кампанию рекламы на радио15.
Доверие к прямой рекламе в России сегодня подорвано в результате серии скандалов на финансовом рынке, когда жертвами мошенников стали миллионы людей, потерявших в общей сложности более 5 миллиардов долларов. Это всё чаще заставляет производителей обращаться к косвенной и скрытой рекламе.
Подчеркнём, что несовершенство российского налогового законодательства ставит в неравные конкурентные условия российских рекламодателей, поскольку они не могут заложить в себестоимость продукта затраты на рекламу полностью и вынуждены относить часть их на прибыль, что фактически удваивает стоимость рекламы.
Поэтому на российском рынке рекламы лидирующие позиции пока занимают зарубежные компании. Этим же объясняется и успех различных бесплатных рекламных изданий. На их долю пришлось около 1,5 млрд. руб., тогда, как объём рекламы в газетах составил около 280 миллионов долларов, а в журналах - около 750 млн. руб., и эта тенденция пока сохраняется.
В 2010 году было дальнейшее увеличение оборота рекламных агентств и появление достаточного количества мощных отечественных рекламных компаний, которые потеснили западных конкурентов в силу прекрасного знания российской действительности (рис. 1).
Рис. 1. Динамика роста рекламных фирм на российском рынке за 2008-2010 г.г., тыс. шт.
Рекламный рынок - один из наиболее динамично растущих рынков во всём мире. В 2005-2010 годах в США его объём оценивается в 250 миллиардов долларов в год (за последние десять лет он утроился); во Франции - в 30 миллиардов (утроение произошло за 7 лет); в России - пока в один миллиард, но утроение произошло за два года.
Реклама как общественно значимый вид деятельности возможна только при развитых рыночных отношениях. Россия отстала от развитых стран и в той, и в другой области.
Сегодня Россия
нуждается в анализе
Без знания наших отечественных, российских особенностей восприятия рекламы нашими гражданами трудно добиться хороших результатов.
Реформирование российской экономики по пути рыночных преобразований привело к появлению нового вида предпринимательской деятельности - рекламного бизнеса. Процесс формирования рекламы как составной части рыночной инфраструктуры и одного из секторов рыночной экономики в Российской Федерации начался по существу стихийно. Прежний опыт организации коммерческой рекламной деятельности, который имелся в условиях командно-административной системы управления, был совершенно недостаточен для новых экономических реалий. В условиях, когда хозяйственные связи между товаропроизводителями и потребителями устанавливались централизованно, потребность в рекламе как коммерческой информационной коммуникации во многом носила символический характер. Только во внешнеэкономической деятельности, а также в розничной торговле, где в принципе было невозможно "дойти" до каждого потребителя в отдельности образовывалось пространство для осуществления рекламной деятельности. Но и эта возможность использования рекламы как средства побуждения к покупке в условиях господства рынка продавца и соответственно тотального дефицита товаров народного потребления существенно уменьшалась.
В этой связи
на начальных этапах формирования рыночных
отношений и рыночной инфраструктуры
в России шло активное освоение форм
и методов рекламной
Вместе с тем развитие рынка рекламы в России происходит на фоне общего кризиса экономики, государственности, а также политической нестабильности. Естественно, это не может не сказываться на состоянии и дальнейшем развитии рекламного дела.
Следует отметить, что роль и место рекламы в условиях экономики переходного периода еще не полностью определены: отсутствуют исследования, позволяющие изучить и творчески адаптировать к отечественным условиям опыта западных стран в этой области, не выяснены с исчерпывающей полнотой вопросы формирования организационных структур в рекламном бизнесе, весьма дискуссионной остается проблема выбора каналов распространения рекламной информации и разработки рекламных кампаний и оценки их эффективности.
Наибольший результат к рекламе своей продукции на телевидении проявляют российские предприятия автомобильной, лёгкой промышленности, производители хозяйственных и бытовых товаров, компании медицинской отрасли, изготовители стройматериалов и сантехники, косметики и парфюмерии17.
Реклама является одним из наиболее ярких и противоречивых феноменов современного общества. Восторженные оценки рекламы как вида искусства соседствуют с обличительными манифестами, направленными против ее манипулятивного характера.
Защищать рекламу от нападок – дело неблагодарное, да и не оправдывать ее наша задача. Наша цель – сделать взгляд на роль и место рекламы в обществе более объективным.
В массовом сознании сложились реальные факты.
1. Реклама и обман – это синонимы. По глубокому убеждению потребителей, в рекламе действует тот же закон, что и в торговле: «не обманешь – не продашь», поэтому реклама по определению лжива. Даже дети и те охотно иронизируют над потребителями, которые приобрели не оправдавший их надежд широко разрекламированный товар. Что уж говорить о более критично настроенных взрослых?
Между тем, изначально институт рекламы возник не как способ манипулирования человеческим сознанием, а как способ информирования потенциальных потребителей о товарах и услугах.
2. Недобросовестный
рекламодатель остается безнака
Достоверность
рекламы (п.3 ст.5 Закона о рекламе) –
это соответствие рекламных сведений
действительности. Реклама не должна
содержать заявлений или
- характер, состав, метод и дата изготовления, пригодность к применению, диапазон применения, количество, компания-изготовитель и страна изготовления; ценности продукции, реально оплачиваемой цене;
- продажа в рассрочку, лизинг, выплата по частям и продажа в кредит;
- доставка, обмен, возврат, ремонт и техническое обслуживание;
- гарантии;
- авторские права и права промышленной собственности, такие как патенты, товарные знаки, конструкции и модели, торговые наименования;
- официальному
признанию или одобрению,
- размеры преимуществ
в случае бесплатных
3. Реклама безнравственна, она играет на людских пороках. Применяемые сегодня лишенными социальной ответственности рекламистами способы, формы и средства привлечения внимания, воздействия на эмоциональную сферу человека действительно могут посягать на социальные ценности, нормы, традиции. Увы, примеров пренебрежения благопристойностью в рекламе как зарубежной, так и отечественной предостаточно18.
Эффективная реклама может и должна быть этичной. Этичная реклама не противоречит социальным ценностям, она социально корректна в отношении любых физических и юридических лиц (в том числе, потребителей и конкурентов), а также сравниваемых товаров, т.е. реклама не должна высмеивать или порочить уклад жизни, традиции, социальное положение и базовые культурные ценности общества.
Реклама – это
мощный инструмент воздействия на психику
человека, поэтому важно, в чьих руках
он находится. Различие между рекламистом-
Одних правовых норм, создающих рамки для использования безобразных, шокирующих образов и действий, средств эпатажа, сквернословия, недостаточно. Должно измениться общество. Должен вырасти уровень профессионализма и социальной ответственности рекламистов и рекламодателей. А все это звенья одной цепи19.
Российский рынок становится более привлекательным для международных игроков. Существуют большие перспективы развития, связанные с увеличением бюджетов иностранных и местных рекламодателей, с ростом уровня жизни населения. Рекламные агентства и холдинги являются скорее инновационными и динамичными брэндами, чем организациями.
Следует отметить и постепенную тенденцию к растущей прозрачности и «белизне» рекламного рынка в целом и его основных субъектов – медианосителей и рекламных агентств, что повышает его устойчивость и инвестиционную привлекательность. На этом рынке обостряется конкуренция, которая, наряду с замедлением темпа его роста, должна благоприятно сказаться на качестве рекламы. Агентства будут вынуждены перейти от экстенсивного к интенсивному пути развития, создавая более качественную, эффективную рекламу.
Рынок становится более конкурентным. Невозможно новичку выйти на рынок и сразу стать на нем значимым игроком. Конечно, существует еще большое количество незанятых ниш, например, еще недавно свободные ниши product placement в книгах, на ТВ или реклама на мусорных баках и т.п. Но речь идет о мультисервисности, для развития которой нужны большие ресурсы: инвестиции, команда хороших специалистов, стабильные клиенты и, что самое важное, доброе имя агентства – брэнд для клиентов-рекламодателей. Последнее создать сложнее всего. Россия – и рекламный рынок здесь не исключение – живет связями, и имя (доверие к нему) здесь зарабатывается долго20.
Укрупнение
рекламных групп с
Большие холдинги будут осваивать меньшие по объему бюджеты и сосредоточатся на развитии своего бизнеса в регионах, где вскоре может появиться местный заказчик, готовый потратить миллион на рекламу. Это приведет, в свою очередь, к дальнейшему росту доли рынка крупнейших игроков.
Меняется структура рекламодателей. Старые лидеры среди рекламируемых товаров – шоколадные батончики и жевательная резинка, кофе, чай и пиво – уступают место услугам и оборудованию сотовой связи, промо-акциям и высокотехнологичным брэндам. При благоприятном развитии экономики и рынка перспектива – за рекламой финансовых и страховых услуг, торговых сетей и автотранспорта.
Реклама становится менее эффективной. По количеству рекламы Россию уже можно сравнивать с CША. Среднестатистический россиянин видит тысячи единиц рекламной продукции каждый день, не считая рекламных объявлений на автобусах, одежде, в общественных туалетах, лифтах и т.д., поэтому реклама не оказывает ожидаемого влияния на потребительский выбор. Вследствие этого повышается порог заметности рекламы в традиционных медиа, т.е. общенациональная кампания с солидным бюджетом при распределении его на несколько месяцев становится все менее и менее заметной.
Информация о работе Реклама, экономическая эффективность и интересы общества