Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 16:56, реферат
Не зависимо от размера организации, важное значение для эффективности ее деятельности имеет регламентации управления персонала – установление четкого порядка распределения обязанностей и ответственности. Если управленческие воздействия остаются неформальными, а полномочия и ответственность фиксируются на уровне слов, то неопределенные области будут постоянно создавать конфликтные ситуации или ошибки. Те же последствия будут и в случае, когда регламентирующие документы не отвечают задачам, стоящим перед организацией, и являются лишь формальными документами. Неправильно выполненные работы по регламентации приводят к потерям ресурсов компании.
Федеральное государственное
образовательное бюджетное
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики»
(ФГОБУ ВПО «СибГУТИ»)
Межрегиональный учебный центр переподготовки специалистов
080200 Менеджмент
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
«Управление человеческими ресурсами»
на тему:
«Регламентация управления персоналом»
Выполнил:
Группа:
Проверила:
Новосибирск
Содержание
Введение
Современная производственная деятельность предприятия представляет собой совокупность технологических и организационных процессов. Для их успешного функционирования необходимо принятие различных документов, которые способствуют эффективному существованию организации. Одним из инструментов закрепления процессов в деятельности компании является регламентация.
Регламент – это необходимый инструмент для повышения качества работы организации, любой формы собственности. Для повышение уровня управляемости организацией, необходимо регламентировать субъекты деятельности, процессы деятельности и ресурсы, необходимые для успешного ведения деятельности организации.
Субъекты деятельности – сотрудники, выполняющие работу. Субъекты деятельности могут быть индивидуальными (должностные позиции, рабочие места) и коллективными (подразделения). Для регламентации деятельности субъектов обычно используются организационные документы: должностные инструкции, положения о подразделениях или должностных лицах и др.
Процессы деятельности – это части деятельности, в ходе которой субъекты выполняют свою работу, используя ресурсы. Для регламентации деятельности процессов используются нормативные документы: положения о направлении деятельности, рабочие инструкции, методические рекомендации и др.
Ресурсы – это деньги, материалы, люди, которые обеспечивают деятельность компании. Регламентация ресурсов осуществляется с использованием планово-учетных документов: планов, нормативов и др.
Не зависимо от размера организации, важное значение для эффективности ее деятельности имеет регламентации управления персонала – установление четкого порядка распределения обязанностей и ответственности. Если управленческие воздействия остаются неформальными, а полномочия и ответственность фиксируются на уровне слов, то неопределенные области будут постоянно создавать конфликтные ситуации или ошибки. Те же последствия будут и в случае, когда регламентирующие документы не отвечают задачам, стоящим перед организацией, и являются лишь формальными документами. Неправильно выполненные работы по регламентации приводят к потерям ресурсов компании.
В ходе данного исследования
дадим определение термину
Термин регламент (от фран. reglement) означает совокупность правил, определяющих порядок деятельности государственного органа, предприятия, организации, учреждения. Регламенты могут осуществлять регулирование как деятельность предприятия в целом, так и отдельных групп работников.
Все многообразие регламентов управления может быть представлено как система, цель которой – упорядочение труда персонала. В рамках этой системы выделяются различные формы регламентов, которые можно разделить на документированные и недокументированные. К документированным относятся: устав организации, правила внутреннего трудового распорядка, схемы организационных структур управления, положение о подразделении, должностные инструкции, различные нормы: времени, численности, управляемости и т.д.
В зависимости от элементов системы управления, существующие регламенты можно классифицировать на:
В дальнейшем более подробно рассмотрим взаимосвязанный комплекс регламентов, регулирующих работу персонала как взаимосвязанных групп индивидуумов, а именно: правила внутреннего распорядка, коллективный договор, положение о подразделениях, должностные инструкции, трудовой договор.
При этом отметим, что регламентация управления персоналом носит в основном локальный характер и регулируется документами, разработанными в рамках конкретной организации. Однако регламентирование в целом опирается на ряд законов, постановлений, рекомендаций. К их числу относятся: Гражданский кодекс РФ: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013); часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012); часть четвертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. 08.12.2011); Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (ред. от 05.04.2013); Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 07.06.2013).
Правила внутреннего трудового распорядка, являются одним из важнейших документов, регламентирующим порядок приема и увольнения сотрудников, время труда и отдыха, основные обязанности сотрудников и администрации, меры поощрения, взыскания и рассматриваются другие вопросы трудовых отношений.
Этот документ должен быть в любой фирме. В ст. 189 ТК РФ прямо указано, что трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка. По смыслу этой статьи правила – обязательный локальный акт. За их отсутствие на руководителя фирмы или уполномоченных им лиц может быть наложен штраф от 500 до 5000 рублей (ст. 5.27 КоАП РФ). Правила внутреннего трудового распорядка могут быть приложением к коллективному договору (ст. 190 ТК РФ).
Содержание правил внутреннего трудового распорядка каждая организация определяет самостоятельно в зависимости от специфики своей деятельности. Основные разделы, которые описываются в правилах:
Дополнительно в правила могут включаться разделы:
При составлении правил опираются на нормы раздела VIII «Трудовой распорядок и дисциплина труда» ТК РФ. В ст. 189 и 190 ТК РФ очерчивается круг вопросов, регулируемых правилами, и устанавливается порядок их утверждения. За основу можно использовать Типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций (утверждены постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20 июля 1984 г. № 213). Сейчас типовые правила действуют в части, не противоречащей ТК РФ.
После того как правила
внутреннего трудового
Сотрудников знакомят с правилами при приеме на работу (а если правила принимаются вновь, то и в процессе работы) под расписку на отдельном листе ознакомления. Сотрудников необходимо знакомить также и со всеми изменениями, вносимыми в этот документ. Правила должны быть доступны для прочтения в любое время. Для этого их можно вывесить в фирме и во всех ее структурных подразделениях на видном месте или на корпоративном сайте.
Если сотрудники не ознакомлены с правилами под расписку, то в таком случае будет сложно привлечь сотрудников к ответственности за нарушение трудовой дисциплины, например за опоздания на работу. Ведь сотрудник не знаком с правилами внутреннего трудового распорядка, а значит, не извещен официально о том, когда в фирме начинается рабочий день, сколько по времени продолжается обеденный перерыв и т. п. Если в такой ситуации сотрудника уволить за систематические опоздания, суд скорее всего восстановит его на работе.
Коллективный договор – это соглашение, которое устанавливает дополнительные гарантии для сотрудников и ответные обязательства с их стороны по отношению к администрации фирмы. Этот документ повышает правовые и социальные гарантии для персонала по сравнению с теми, что уже установлены трудовым законодательством (ст. 40 ТК РФ).
Коллективный договор выполняет такие функции:
Как правило, заключение коллективного договора инициируют сотрудники, однако с таким предложением вполне может выступить и работодатель (ст. 36 ТК РФ). При разработке коллективного договора используются ст. 36–44 ТК РФ.
Закон позволяет
заключать отдельный
Более целесообразно заключить один коллективный договор, а специальные условия для сотрудников структурных подразделений отразить в приложениях к нему.
Заключая несколько коллективных договоров, сложно предусмотреть равные для всех сотрудников права и гарантии, а неравенство впоследствии может вызвать спор о дискриминации прав. В то же время единый договор обеспечит определенный минимум одинаковых гарантий для всех сотрудников, ведь один из важнейших принципов трудового права – равенство прав и возможностей (ст. 2 ТК РФ).
Закон не обязывает ни фирму, ни сотрудников заключать коллективный трудовой договор. Ст. 9 и 40 ТК РФ говорят о возможности заключения коллективного договора только в том случае, если сотрудники или работодатель заинтересованы в нем и выступают с такой инициативой, адресованной другой стороне.
Пока сотрудники не выражают
желания заключить коллективный
договор, никто не может привлечь
к ответственности
Есть в фирме нет ни профсоюза, ни совета трудового коллектива, то есть два варианта действий в сложившейся ситуации. Первый – организовать в фирме профсоюз. Второй – созвать конференцию (собрание) трудового коллектива, посвященную заключению коллективного договора. Для этого нужно не менее чем за семь календарных дней направить всем работникам письменные уведомления или в доступных местах повесить несколько объявлений с приглашением на конференцию. П. 2 ст. 36 ТК РФ обязывает представителей сторон вступить в коллективные переговоры в течение семи дней со дня получения уведомления. В данном случае работники, получив уведомления, должны будут направить вам письменный ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в переговорах.