Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 23:03, реферат
тема эпатаж в рекламе. виды рекламы, определение эпатажа, его примеры и анализ на примере конкретной рекламы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Сущность и понятие эпатажа в рекламе 5
1.1. Определение и роль эпатажа в рекламе 5
1.2. Сущность социальной рекламы 9
Глава 2. Эпатаж в социальной рекламе 13
2.1. Психологические особенности восприятия эпатажа в социальной рекламе 13
2.2. Социальная реклама — мировые примеры 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
СОДЕРЖАНИЕ
Стр
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа представляет собой исследование феномена эпатажа в сфере социальной рекламы.
Специалисты в области рекламы отмечают рост различных форм эпатажа на отечественном рекламном рынке. Актуальность данной работы в том, что она призвана осветить те аспекты эпатажных техник, которые находятся в поле зрения, как исследователей феномена эпатажа, так и тех, кто использует эпатаж в качестве средства рекламы.
Основной целью работы является анализ методов и механизмов функционирования эпатажных техник в социальной рекламе.
Объектом исследования являются примеры зарубежных и отечественных социальных рекламных кампаний, основанных на применении эпатажа.
Предметом исследования являются методы и механизмы функционирования конкретных эпатажных приемов в социальной рекламе.
Задачи исследования:
- дать определение «социальная реклама»;
-определить сущность эпатажа и его роль в рекламе
-
рассмотреть мировые примеры
использования эпатажа в
В работе использованы российские и зарубежные источники. Наиболее актуальными для работы стали такие книги как «Гипнотические реальности: Наведение клинического гипноза и формы косвенного внушения» М. Эриксона, Э. Росси, Ш. Росси; «Структура Магии. Том I, II» Р. Бэндлера, Д. Гриндера; «Основы НЛП» С. Бавистера, А. Викерс; «Медиавирус» Д. Рашкоффа и другие издания.
Наиболее важные российские источники: «Психологическая экспертиза рекламы. Теория и практика психотехнического анализа» Е.Е. Пронина, «Психология рекламы» Р.И. Мокшанцев, «Реклама: новые технологии в России» Феофанов О.А.1
Структура
работы. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованной
литературы.
Глава 1. Сущность и понятие эпатажа в рекламе
Термин "эпатаж" происходит от французского глагола e'pater — ошеломлять, приводить в величайшее изумление. Буквальное значение этого слова — "отколоть ножку рюмки, лишить ноги" (слово patte переводится как "лапа"), это значит обескуражить, выбить основу из-под ног, перевернуть все с ног на голову. Согласно толковому словарю русского языка "эпатаж" - вызывающее поведение или скандальная выходка, нарушающая общепринятые нормы; означает противостояние и конфликт с внешним миром2.
Эпатаж в рекламе это — запланированное, экстраординарное, нарушение общепринятых норм за рамками традиционного восприятия, имеющее своей целью привлечение внимания к продукту или услуге и развитие восприятия продукта или услуги с точки зрения новаторства и уверенного превосходства над конкурирующими продуктами и услугами.3
Эпатаж затрагивает вопросы этики, он напрямую связан с общественными нормами морали и нравственности. Использование в рекламе шокирующих, скандальных приемов, поэтому нередко вызывает волну общественного интереса, своего рода цепную реакцию, подключается пресса, радио, телевидение, начинается активное обсуждения методов и способов эпатажа, используемых рекламистами. Таким образом, фактически увеличивается количество реальных рекламоносителей, причем совершенно бесплатно. «Эпатажная реклама во многом позволяет экономить на медийных каналах, — соглашается президент рекламного агентства BBDO4 Moscow Игорь Лутц, — о ней начинают говорить, ее пересылают по электронной почте, о ней пишут в СМИ». Даже располагая скромным бюджетом (при наличии креативности конечно), используя эпатаж, можно инициировать бесплатную pr-кампанию по продвижению вашего продукта. Чем более провокационна реклама, тем больше она запоминается аудитории, и тем шире будет ее охват, при этом, правда, существует опасность, что в памяти останется рекламный ход, а не конкретная торговая марка. Если же с провокационностью сильно переборщить, то рекламу вообще могут запретить. Поэтому эпатаж в рекламе так часто называют игрой «на грани фола». Есть мнение, что подобные стратегии выбирают бренды, которые только-только выходят на рынок и хотят познакомить потребителя со своей продукцией. Получив желаемый результат, многие компании отказываются от приемов эпатажа, предпочитая более традиционные рекламные формы. Однако есть фирмы, которые делают ставку на эпатаж довольно продолжительное время, или же вообще избирают приемы эпатажа в качестве основной рекламной концепции своего бренда. В таких случаях эпатажность как правило является своего рода подтверждением нонконформистской контркультурой идеологии, разделяемой брендом и его целевой аудиторией.
Возможности эпатажа раскрываются именно сейчас, когда сильна массовая культура, и сильно желание уйти от нее. Перенасыщенность потребительских рынков, уплотнение информационного поля – все эти факторы говорят нам о том, что провокационная реклама сегодня актуальна как никогда и что у нее большое будущее.
"Сейчас людей очень сложно чем-то удивить, — признает креативный директор Центра "Практик", фотохудожник Алик Якубович. — Поэтому эпатаж необходим, он дает самую большую отдачу. И не стоит думать, что это "нездоровый интерес". Как раз наоборот, вполне естественная реакция нормального человека".5 Да, действительно, эпатаж интригует, подобная реклама никогда не проходит незамеченной. Почему же так происходит?
Эпатаж традиционно аппелирует к основным инстинктам человека. Еще Зигмунд Фрейд предложил лаконичную классификацию биологических инстинктов, в равной степени присущих всему живому: это сексуальное влечение (либидо, как стремление к жизни) и танатос (мысли о смерти, влекущие за собой агрессию, насилие, раздражение и т.п.). Бытийное предназначение и биологическая природа этих инстинктов очевидны. Однако в человеческом обществе их прямое действие невозможно. Поэтому в любой культуре складывается система сакральных запретов – (табу), которые сублимируют инстинктивные формы поведения, ограничивают их обрядами, нормами, законами, «приличиями», чем обеспечивается стабильность психоисторического состояния общества и душевное равновесие индивида. У нормального уравновешенного и социально-адаптированного человека табу является «несущей» конструкцией всей структуры психики.6 Иными словами табу – это своего рода моральные и нравственные нормы индивида, которые напрямую зависят от системы ценностей и убеждений им разделяемых. По мнению Фрейда, между инстинктами и сознанием идёт постоянная борьба, т.к. на проявление инстинктов наложена цензура со стороны сознания, ориентированная на социальные нормы поведения человека. Инстинкт или влечения постоянно вступают в конфликт с системой ценностей, стремясь заставить индивида преступить запреты, нарушить табу. Эпатаж ориентирован на демонстрацию и презентацию табуированных моделей поведения, сама суть эпатажа – это провокация, и табу всегда находится в фокусе эпатирующих рекламных сообщений. Не заметить такую рекламу человек просто не может, поскольку срабатывают безусловные рефлексы – происходит процесс возбуждения автоматической, аффективной реакции.
Эпатаж является не легким средством заработка. Не всегда получается у новичков правильно его использовать. Бывают такие ситуации когда, действие эпатажа довольно долгое, а иногда хватает одного поступка, что бы вас услышали.
Начиная образовывать скандал довольно не безопасное дело. Любая фирма, которая осмелилась пойти на конфликт, может снизить уровень репутации. Но, не смотря на все риски многие фирмы, специально пользуются эпатажем. Такой способ помогает некоторым фирмам достигнуть намеченных целей. Всегда, когда у фирмы возникают, проблемы с конкурентами они идут на риск с этим им помогают специалисты.
Практически всегда виновником конфликтов компаний является эпатаж по той причине, что покупатель может не вспомнить о рекламе, а акцию проведенную эпатажем, хорошо запомнит. По той причине, что во время конфликта возрастающего с каждой минутой, потребитель становится частью скандала, по той причине, что перед ним стоит выбор какой фирмы товар приобрести. Главное в провидении такой акции выбрать верное место нанесение удара. Перед наступлением компания выбирает место сражения, затем тщательно подбирают воздействие на потребителя, власть и бизнес. Практически всегда фирмы с целью увеличения влияния на другие компании использует одновременно несколько мест проведения. Для каждой компании необходимо правильно подобрать эпатаж, например, интервью или заявление через прессу. С поставщиками и инвесторам компаний обычно начинают работу по специальным схемам, через СМИ или письма.
Лучший эпатаж это то когда фирма не догадывается о источнике резко возникших проблем. Самым сложным в создании эпатажа, является то, что бы умело дальше продолжать свои действия в скрытной форме. Фирмы не часто пользуются услугами PR-специалистов, так как действительных специалистов по провидении, такой операции очень мало, поэтому практически все конфликты устраивают владельцы фирмы. Для осуществления конфликта не хватает знаний в рекламе или иметь талант режиссера, самое важное это знание бизнеса противника от А до Я. Вообще же специальных инструментов в провидении конфликта не существует. Все конфликты являются случайной импровизацией.
Для
осуществления эпатажа
1.2.
Сущность социальной рекламы
Социальная реклама определение — термин, который является дословным переводом английского public advertising, используется лишь в России и странах СНГ. По всему миру этому термину соответствуют понятия некоммерческой рекламы, либо общественной рекламы. Давайте дадим им определения.
Некоммерческая реклама определение – реклама, которую спонсируют некоммерческие институты, имеющая цель стимулировать либо пожертвования, либо несущая какой-либо призыв голосовать в чью-либо пользу, либо привлечь внимание к делам общества.
Общественная реклама определение – несет в себе сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление, которая создается профессионалами бесплатно (скорее здесь идет речь об отказе от прибыли), с предоставлением также на некоммерческой основе места в СМИ. В США этот термин обозначается аббревиатурой PSA, что означает public service advertising, либо public service announcement. Задачей PSA является нести идею, обладающую некой социальной ценностью, а целью – изменить отношение общественности к той или иной проблеме, либо же создать новые ценности (в долгосрочной перспективе).
Что такое социальная реклама — исходя из приведенных выше определений, можно сделать вывод о том, что целями, как некоммерческой, так и общественной рекламы можно считать изменение поведенческой модели общества. Таким образом, несколько этих точек зрения прекрасно объединяются в одном понятии – социальная реклама.
Следующее определение социальной рекламы дается в Федеральном законе РФ «О рекламе» в статье 18: «Социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей». А о том, что кроется под понятиями «общественный и государственные интересы», другими словами, кто «заказывает» социальную рекламу, и посвящена следующая часть статьи. Проведем анализ тех организаций, которые размещают данный вид рекламы.
Что такое социальная реклама (организации)
К первому типу относятся всяческие некоммерческие организации. В большинстве случаев, это благотворительные фонды, церкви, больницы и так далее. Их деятельность заключается в том, чтобы помочь нуждающимся и больным. Вид деятельности этих организаций во многом и определяет характер размещаемой социальной рекламы. Как правило, это привлечение средств в специальные фонды, на строительство храма, помощь каким-либо людям, которые нуждаются в лечении и т. д. К социальной рекламе, схожей по содержанию, можно также отнести пропаганду здорового образа жизни, безопасного секса, не смотря на специфичность. Следует заметить, что именно социальная реклама этого типа наиболее популярна среди средств массовой информации и получает наибольший отклик от аудитории.