Информационное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель – рассмотреть понятие информационное общество.
Объект – информационное общество.
Предмет – содержание понятия информационное общество.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...2 Глава 1. Понятие информационное общество……………………………………..3
Глава 2. Развитие информационного общества…………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………….23
Список используемой литературы………………………………………………...24
Приложение…………………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

219394_информационное_общество_исправл_2.docx

— 191.31 Кб (Скачать)

Основной  чертой макроэкономической политики стран. ЕС служит поиск определенного баланса  между полным контролем со стороны  государства и законами рынка, другими  словами, сочетание правительственных  и рыночных сил с учетом того, что роль каждой из них может меняться в зависимости от сложившейся  ситуации.

Другой, не менее актуальной проблемой является вопрос, что следует развивать сначала: сети или услуги. В целом в Европе превалирует мнение, что в первую очередь необходимо развивать сферу услуг. К числу стран, имеющих противоположный взгляд на эту проблему, относятся Великобритания и Франция. В их планах развития информационного общества указывается, что именно строительство сетей является движущим фактором развития сферы услуг. Вместе с тем следует отметить, что практически всеми программами ставится целью развитие "универсального обслуживания".

Далеко  не последнюю роль в разработке модели развития информационного общества и ее последующей реализации играют национальные культурные особенности. Зачастую именно они во многом определяют спрос в стране на те или иные информационные технологии. В результате каждая страна характеризуется своими особенностями использования Интернета и электронной почты, своими аудиториями для различных видов информационно-телекоммуникационных технологий.

Американский  путь формирования информационного  общества определяется общей моделью социально-экономического развития, в которой функции государства сводятся к минимуму, а деятельность частных лиц — к максимуму. Главное в этом подходе — оставить все в руках частного сектора и сил рынка, полная либерализация рынка информационно-телекоммуникационных технологий. Большое внимание при этом уделяется развитию информационных супермагистралей, их социальной ориентации, а также проблеме универсального обслуживания. Именно ему отводится роль противовеса в том случае, когда политика либерализации направлена главным образом на улучшение качества услуг и снижение их цены для деловых кругов, а не для населения в целом. США солидарны с Великобританией в том, что в первую очередь необходимо построить информационные сети, на основе которых впоследствии развивать сферу услуг. А вот в области культурного влияния на процесс информатизации подходы этих стран расходятся, США основной упор делается на дальнейшее развитие с помощью новых информационных технологий "домашних развлечений", в Великобритании же спрос на подобную продукцию не является определяющим.

Американский  путь формирования информационного  общества определяется общей моделью социально-экономического развития, в которой функции государства сводятся к минимуму, а деятельность частных лиц — к максимуму. Главное в этом подходе — оставить все в руках частного сектора и сил рынка, полная либерализация рынка информационно-телекоммуникационных технологий. Большое внимание при этом уделяется развитию информационных супермагистралей, их социальной ориентации, а также проблеме универсального обслуживания. Именно ему отводится роль противовеса в том случае, когда политика либерализации направлена главным образом на улучшение качества услуг и снижение их цены для деловых кругов, а не для населения в целом. США солидарны с Великобританией в том, что в первую очередь необходимо построить информационные сети, на основе которых впоследствии развивать сферу услуг. А вот в области культурного влияния на процесс информатизации подходы этих стран расходятся, США основной упор делается на дальнейшее развитие с помощью новых информационных технологий "домашних развлечений", в Великобритании же спрос на подобную продукцию не является определяющим [6].

Движение  к информационному обществу —  это путь в будущее человеческой цивилизации.

В России роль информационного общества рассматривается как необходимое  условие для устойчивого развития страны и вхождение ее в мировую  экономику. С этой целью были приняты  такие документы, как «Закон об информатизации», «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», «Концепция единого информационного пространства России» и другие. Эти документы позволили выработать «Концепцию формирования информационного общества в России» (одобрена Госкомитетом РФ по связи и информатике в 1999 г). Разработаны стратегические концепции перехода Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга к информационному обществу. Опубликованы Концепции федеральной целевой программы «Электронная Россия» на 2002-2010 гг.».

Российский путь к информационному  обществу определяется, как и для  других государств, его сегодняшними политическими, социально-экономическими и социально-культурными особенностями. В «Концепции формирования информационного общества России» перечисляются эти особенности:

  • нестабильность политического и экономического положения в стране;
  • рост уровня регионализации страны и снижение возможностей централизованного управления;
  • экономические условия, характерные для переходной экономики России: отсутствие свободных инвестиций для финансирования проектов связанных с переходом к информационному обществу, общий застой в экономической деятельности и снижение уровня жизни населения;
  • снижение потребности в информации в государственном секторе и рост информационных потребностей населения и общества в целом; недостаточно высокий (по сравнению с развитыми странами) уровень развития информационно-коммуникативной инфраструктуры и промышленного производства
  • информационных средств, продуктов и услуг, отсутствие у государства средств для их модернизации и расширения;
  • вялое проведение рыночных реформ в экономике страны в целом и динамичное развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных средств, технологий, продуктов и услуг;
  • предельно высокий уровень монополизации средств массовой информации, слабая подконтрольность обществу системы формирования общественного сознания;
  • опережающее, сравнимое по темпам роста с развитыми странами создание различных систем связи — каналов передач информации, коммутирующих комплексов, средств связи и т. д. — и индустрии предоставления информационных услуг;
  • наличие, в основном, высокого научного, образовательного и культурного потенциала, созданного в СССР и еще сохраняющегося в России;
  • сравнительно дешевая интеллектуальная рабочая сила, которая еще способна ставить и решать сложные научно-технические проблемы, движущей силой которой в большей степени является энтузиазм [1].

С учетом этих условий переход России к  информационному обществу будет  происходить, согласно Концепции, в  течение 10-15 лет, причем избирается не европейский путь (короткий, но требующий больших капиталовложений и изменения российского менталитета), а не апробированный, нетрадиционный, российский.

Основой российского пути должны явиться:

  • информатизация всей системы общего и специального образования — от детского сада до окончания высшей школы и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов; повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик человеческого потенциала;
  • формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя;
  • обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, в том числе организация мощного русскоязычного сектора в Интернете.

Для того, что бы оценить процесс  Развития информационного общества в России, можно привести следующую  таблицу (рис 1)

 

 

 

Заключение

 

В последние  десятилетия общество проходит этап своего развития, а именно период перехода от индустриального общества к обществу информационному. Проистекает резкая смена способов производства, мировоззрения  людей, межгосударственных отношений. По своему значению и влиянию на общество это можно сравнить с  новой всемирной промышленной революцией, нисколько не уступающей по своему значению революциям прошлого. Фактически мы говорим о идет о развертывании и реализации следующей промышленной революции, получившей название "информационной", которая приведет к созданию информационного общества. Уровень развития информационного пространства общества определённым образом влияет на экономику, политику, обороноспособность, на многое другое.

Термин "информационное общество" занял прочное место в лексиконе зарубежных политических деятелей разного уровня. Использование возможностей, открываемых развитием информационного общества, новым информационно-телекоммуникационными технологиями, рассматривается руководством зарубежных стран как основа своего социально-экономического, политического и культурного развития, как средство решения наиболее острых внутренних и внешних проблем. 

Российское  общество начинает осуществлять переход  к обществу знаний через усиление и расширение гуманитарной направленности электронных взаимодействий, реализацию модели публичной медиасферы.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Ворошилов В. В.Теория и практика массовой информации. Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. - 496 с.

2.Литвак Н.В. Информационное общество: перманентная эволюция. - М.: Колос, 2008. - 416 с.

3. Информационное общество: Информационные войны. И74 Информационное управление. Информационная  безопасность / Под ред. М.А. Вуса. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1999. — 212 с.

4.Мелюхин И.С.    Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. — 208 с.

5.Киселёв, А. Г. Теория и практика массовой информации: общество-СМИ—власть: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» / А.Г. Киселёв. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 431 с.

6.Чернов А. А. Становление  глобального информационно-449   го общества: проблемы и перспективы. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. — 232 с.

7. Автореферат диссертации «Информационное  общество в России».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Рис 1. Развитие информационного  общества в России [7].

 


Информация о работе Информационное общество