Информационное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель – рассмотреть понятие информационное общество.
Объект – информационное общество.
Предмет – содержание понятия информационное общество.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...2 Глава 1. Понятие информационное общество……………………………………..3
Глава 2. Развитие информационного общества…………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………….23
Список используемой литературы………………………………………………...24
Приложение…………………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

219394_информационное_общество_исправл_2.docx

— 191.31 Кб (Скачать)

В информационном обществе создается  глобальное информационное пространство, обеспечивается доступ людей к мировым информационным ресурсам; рынок информации и знаний создается и развивается как фактор производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала; в системе общественного производства возрастает роль инфраструктуры (телекоммуникационной, транспортной, организационной); благодаря расширению возможностей информационного обмена в национальном и международном масштабе повышается уровень образования, возрастает роль квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда. Наконец, создается эффективная система обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития, улучшения взаимодействия населения с органами власти [1].

Движение к информационному  обществу — это путь в будущее  человеческой цивилизации.

В работах И. Масуды, О. Тоффлера, Д. Белла информационное общество практически  синонимично постиндустриальному  обществу.

Информационное  общество возникает в рамках существующих индустриальных и постиндустриальных обществ с разной степенью интенсивности, но в соответствии с общими закономерностями, анализ которых позволяет выработать рекомендации, ускоряющие процесс его формирования в интересах личности и общества. Такой подход позволяет предвидеть трудности вхождения в новую фазу общественного развития, в которой информационный сектор экономики, социальное воздействие информационных и телекоммуникационных технологий оказывают решающее влияние отдельных стран. Одновременно с преобразованиями в социальной и экономической структуре становление информационного общества оказывает сильное социальное, психологическое и культурное воздействие на личность. Информационное общество можно рассматривать как эволюционное продолжение индустриального общества, в котором наиболее быстрыми темпами расту секторы, связанные с созданием и потреблением информации.

Представление об информационном обществе связаны также с концепцией «трех волн» А. Тоффлера. Термин «информационное общество» был использован в Японии в 1966 г. в докладе группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, в котором утверждалось, что информационное общество представляет собой общество, в котором имеется в изобилии высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства ее распределения.

В тот период в западной литературе считалось, что основой формирования информационного общества является развитие вычислительной и информационной техники. Назывался и ряд других признаков: информация приобретает глобальный характер, на движение информационных потоков уже не оказывают существенного влияния государственные границы и различный барьеры; попытки ограничить свободное распространение информации наносит вред стране, стремящейся внести такого рода ограничения; значительно выросли возможности сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней, увеличивается воздействие информации на развитие различных сфер человеческой деятельности, углубляется процесс децентрализации общества; происходит переход к новым формам занятости; идет процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии.

Т. Стоуньер утверждал, что информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы — самый большой потенциальный источник богатства. В связи с этим необходимо развивать новую отрасль экономики - информационную экономику. Постиндустриальная экономика - это экономика, в которой промышленность по показателям занятости и своей доли в национальном продукте уступает место сфере услуг, а сфера услуг есть преимущественно обработка информации.

Д. Белл писал, что роль сельского хозяйства  и промышленности будет неуклонно  падать при возрастании значения и расширения сферы информационной индустрии. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества. Три аспекта постиндустриального общества особенно важны для понимания телекоммуникационной революции: переход от индустриального к сервисному обществу; решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций; превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений [4].

Анализ зарубежного  опыта позволяет выделить основные положения концепции информационного общества.

  1. Создание концепций строительства информационного общества является необходимостью, способом повышения конкурентоспособности страны на мировых рынках и предоставления своим гражданам возможностей для образования и занятости в информационном веке.
  2. Программы и концепции составляются от имени государства и рассчитаны на то, на что они могут влиять. Поскольку практически вся информационная индустрия сосредоточена в частном секторе и развивается по законам рыночной экономики, кому какие направления развивать государством не предписывается. Использование новейших технологий — рискованный бизнес, поэтому ответственность несет частный сектор.
  3. В информационном обществе государственные органы используют ИТТ для реструктуризации, повышения эффективности своей работы, открытого информационного взаимодействия с общественностью.
  4. Информационное общество предоставляет новые возможности для развития демократии, учета общественного мнения, контроля за государственным аппаратом.
  5. Глобальная природа информационного общества требует согласования национальных политик. Поэтому аспект международного сотрудничества приобретает важнейшее значение.
  6. Роль государства видится в создании адекватной законодательной базы и административного регулирования, способствующего инвестициям, развитию справедливой конкуренции в отраслях информационной индустрии, совершенствованию системы образования, координации усилий различных субъектов общества, организации международной кооперации, проведению научно-исследовательских работ.
  7. Концепции информационного общества имеют ярко выраженную социальную направленность. В них много внимания уделяется вопросам дистанционного компьютерного образования, телемедицины, оказания социальных государственных услуг посредством телекоммуникаций.
  8. Практически не уделяется внимания конкретным технологиям, наоборот, подчеркивается, что информационное общество должно быть «технологически нейтральным», хотя и использовать все возможности, предоставляемые современными ИТТ.
  9. Концепция информационного общества связана с концепцией устойчивого развития, предполагающей переход к таким формам производственной и социальной деятельности, которые сохраняют баланс в системе «человек — общество — природа». В международном плане передача технологий, доступ к мировым информационным ресурсам позволяют развивающимся странам приобщиться к благам техногенной цивилизации, что также делает развитие человечества более устойчивым [4].

Отечественные исследователи пока не могут похвастаться работами уровня западных авторов. Вот, например, типичное обобщение трактовок  понятия «информационное общество»:

  • общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной социальной революции, основой которой является взрывное развитие и конвергенция информационных и телекоммуникационных технологий;
  • общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению с ней работать;
  • глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ; где с помощью научной обработки данных и поддержки знания будут приниматься более продуманные и обоснованные решения с целью улучшения качества жизни во всех её аспектах; общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой, открывает каждому сообществу новые возможности для самореализации [2].

Таким образом, можно сказать, что информационное общество это футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической информации. В новом обществе информация — самый ценный ресурс, ведущее средство производства, а также главный продукт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Развитие информационного общества

 

Формирование  гражданского общества в XXI в. сопровождается вхождением человечества в информационное общество. Данный вектор обусловливается не столько политическими, сколько экономическими и научно-технологическими механизмами, однако информационное общество парадигмально отражается на всех сферах общества. В информационном обществе изменяется сущность политических коммуникаций, что напрямую отражается на облике и статусе аудиовизуальных СМИ [5].

Предлагаемый в данном параграфе  категориальный анализ интерпретаций понятия «информационное общества», содержащихся в трудах таких его адептов как Д. Белл, Ж. Бодрийяр, М. Постер, М. Пайор, Ч. Сейбл, Л. Хиршхорн, М. Кастельс и их последователи, а также Ю. Хабермас, Н. Гарнэм, Ф. Уэбстер и др., заключается тезисом, согласно которому венцом развития информационного общества является общество знаний. Такой социум обязан выполнять четыре принципа:

  1. соблюдать права и основные свободы человека, включая свободу выражения своего мнения;
  2. осуществлять реализацию права на образование и всех смежных прав в сфере культуры;
  3. обеспечивать максимально широкий доступ к общественному знанию, защищая качество информации;
  4. сохранять и поддерживать разнообразие культурных парадигм, языковых общностей.

В обществе знаний потоки информации превращаются в осознанные и усвоенные значимые смыслы. Их производством является медиасфера — пространство, в котором происходит унификация контента и информационных технологий, способствующих усвоению смыслов. В параграфе раскрываются процессные характеристики медиасферы, выделяются первоочередные направления развития медиасферы общества знаний:

  • экспертно-исследовательское (конструирование знаний в области феноменологии и системологии медиасферы общественных интересов);
  • экспериментально-производственное (исследование, оценка и разработка новых форматов СМИ);
  • образовательное (формирование комплексной системы профессионального обучения и медиаобразования);
  • общественное (создание системы равносторонней связи участников массово-коммуникационных процессов).

Отечественная специфика построения информационного  общества полагает необходимым решение ряда проблем, которые могут быть подразделены на три группы:

- государственные (создание правовой базы, единой стратегии развития инфраструктуры, подготовка и реализация национальных программ);

- социально-экономические (развитие экономичных технологий, совершенствование производства средств производства, стимулирование изготовителей средств коммуникации);

- организационно-технические  (развитие информационных сетей,  услуг и их обеспечения).

Прогнозы будущего электронных  медиа, предпринятые Европейским вещательным союзом (EBU), связывают развитие ситуации с переменами в четырех взаимосвязанных областях:

- технологии (новые способы производства и доставки контента);

- промышленности (все больше медиаорганизаций будут распространять все больше продукции для многих средств распространения);

- поведении потребителей (уменьшение коллективной и увеличение индивидуальной практики просмотра);

- регулировании (появление больших возможностей для вещания и распространения диктует необходимость в новых регулирующих структурах).

          На уровне общенациональных программных документов наблюдается отсутствие представлений о концептуальных проблемах электронных СМИ и массовых коммуникаций в информационном обществе. Проектирование как прогностическая технология анализа обеспечивает нас взглядом на будущее того или иного социального института. Анализ вероятных перемен и прогнозов развития российской медиаиндустрии призван учитывать направления государственного строительства, модификации социальных отношений в обществе, институциональные преобразования отрасли в сочетании с опережающим развитием коммуникационных технологий [5].

Своеобразным эскизом такой  целостной политической концепции  национального масштаба можно считать  доктрину информационной безопасности России, утвержденную президентом страны осенью 2000 г. В ней впервые зафиксированы  основные национальные интересы в сфере  информации. К ним относятся:

  • соблюдение конституционных прав и свобод человека и граждан в области передачи, производства и распространения информации, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление ее нравственных ценностей, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала;
  • информационное обеспечение государственной политики, доведение до российской и международной общественности достоверной информации о политике России, ее позиции по социально значимым событиям, обеспечение доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;
  • развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе средств информатизации, коммуникации и связи;
  • защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем на территории России.

Таким образом, сфера социальной информации предстает перед современным  человеком как целый мир явлений  и отношений, развивающийся по сложным  нелинейным законам и изобилующий  специфическими ценностями, противоречиями, загадками. Коренной проблемой для  потребителя информации является ее отбор. Отдельный человек, коллектив, учреждение способны воспринять и переработать лишь ничтожно малую долю того гигантского  массива сведений, которые ежесекундно  возникают вокруг них. Так, в среднем  аудитория успевает познакомиться  с 25 % газетного материала, с 5% телевизионного и 15% радиовещания. Необходимо вести  речь о каком-то минимуме полезной информации, без которой потребитель не может  существовать в этом мире.

Во  многих странах мира в настоящее  время идет процесс перехода к  новой социально-экономической формации, глобальному информационному обществу, которое будет  представлять собой совокупность национальных информационных инфраструктур. Прежде чем непосредственно перейти к рассмотрению этапов данного процесса, концепций и программ этих стран, направленных на ускорение развития их информационных инфраструктур и интеграции в мировое информационное пространство, следует обозначить основные модели информатизации, на фоне которых более заметными будут и отличия по странам. Как правило, критериями для этого служат макроэкономическая политика и концепция государства в контексте формирования информационного общества, специфика его законодательной системы, особенности национальной культуры и менталитета. Условно выделяют две основные модели развития информационного общества: западную и восточную. Причем в рамках западной модели следует отделить путь, выбранный Европой, от американского пути, а в рамках восточной особое место в этом плане занимает Китай (КНР).

Информация о работе Информационное общество