Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:24, курсовая работа
Цель – рассмотреть понятие информационное общество.
Объект – информационное общество.
Предмет – содержание понятия информационное общество.
Введение……………………………………………………………………………...2 Глава 1. Понятие информационное общество……………………………………..3
Глава 2. Развитие информационного общества…………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………….23
Список используемой литературы………………………………………………...24
Приложение…………………………………………………………………………25
В информационном обществе создается глобальное информационное пространство, обеспечивается доступ людей к мировым информационным ресурсам; рынок информации и знаний создается и развивается как фактор производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала; в системе общественного производства возрастает роль инфраструктуры (телекоммуникационной, транспортной, организационной); благодаря расширению возможностей информационного обмена в национальном и международном масштабе повышается уровень образования, возрастает роль квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда. Наконец, создается эффективная система обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития, улучшения взаимодействия населения с органами власти [1].
Движение к информационному обществу — это путь в будущее человеческой цивилизации.
В работах И. Масуды, О. Тоффлера, Д.
Белла информационное общество практически
синонимично
Информационное общество возникает в рамках существующих индустриальных и постиндустриальных обществ с разной степенью интенсивности, но в соответствии с общими закономерностями, анализ которых позволяет выработать рекомендации, ускоряющие процесс его формирования в интересах личности и общества. Такой подход позволяет предвидеть трудности вхождения в новую фазу общественного развития, в которой информационный сектор экономики, социальное воздействие информационных и телекоммуникационных технологий оказывают решающее влияние отдельных стран. Одновременно с преобразованиями в социальной и экономической структуре становление информационного общества оказывает сильное социальное, психологическое и культурное воздействие на личность. Информационное общество можно рассматривать как эволюционное продолжение индустриального общества, в котором наиболее быстрыми темпами расту секторы, связанные с созданием и потреблением информации.
Представление об информационном обществе связаны также с концепцией «трех волн» А. Тоффлера. Термин «информационное общество» был использован в Японии в 1966 г. в докладе группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, в котором утверждалось, что информационное общество представляет собой общество, в котором имеется в изобилии высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства ее распределения.
В тот период в западной литературе считалось, что основой формирования информационного общества является развитие вычислительной и информационной техники. Назывался и ряд других признаков: информация приобретает глобальный характер, на движение информационных потоков уже не оказывают существенного влияния государственные границы и различный барьеры; попытки ограничить свободное распространение информации наносит вред стране, стремящейся внести такого рода ограничения; значительно выросли возможности сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней, увеличивается воздействие информации на развитие различных сфер человеческой деятельности, углубляется процесс децентрализации общества; происходит переход к новым формам занятости; идет процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии.
Т. Стоуньер утверждал, что информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы — самый большой потенциальный источник богатства. В связи с этим необходимо развивать новую отрасль экономики - информационную экономику. Постиндустриальная экономика - это экономика, в которой промышленность по показателям занятости и своей доли в национальном продукте уступает место сфере услуг, а сфера услуг есть преимущественно обработка информации.
Д. Белл писал, что роль сельского хозяйства и промышленности будет неуклонно падать при возрастании значения и расширения сферы информационной индустрии. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества. Три аспекта постиндустриального общества особенно важны для понимания телекоммуникационной революции: переход от индустриального к сервисному обществу; решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций; превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений [4].
Анализ зарубежного опыта позволяет выделить основные положения концепции информационного общества.
Отечественные
исследователи пока не могут похвастаться
работами уровня западных авторов. Вот,
например, типичное обобщение трактовок
понятия «информационное
Таким образом, можно сказать, что информационное общество это футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической информации. В новом обществе информация — самый ценный ресурс, ведущее средство производства, а также главный продукт.
Глава 2. Развитие информационного общества
Формирование гражданского общества в XXI в. сопровождается вхождением человечества в информационное общество. Данный вектор обусловливается не столько политическими, сколько экономическими и научно-технологическими механизмами, однако информационное общество парадигмально отражается на всех сферах общества. В информационном обществе изменяется сущность политических коммуникаций, что напрямую отражается на облике и статусе аудиовизуальных СМИ [5].
Предлагаемый в данном параграфе категориальный анализ интерпретаций понятия «информационное общества», содержащихся в трудах таких его адептов как Д. Белл, Ж. Бодрийяр, М. Постер, М. Пайор, Ч. Сейбл, Л. Хиршхорн, М. Кастельс и их последователи, а также Ю. Хабермас, Н. Гарнэм, Ф. Уэбстер и др., заключается тезисом, согласно которому венцом развития информационного общества является общество знаний. Такой социум обязан выполнять четыре принципа:
В обществе знаний потоки информации превращаются в осознанные и усвоенные значимые смыслы. Их производством является медиасфера — пространство, в котором происходит унификация контента и информационных технологий, способствующих усвоению смыслов. В параграфе раскрываются процессные характеристики медиасферы, выделяются первоочередные направления развития медиасферы общества знаний:
Отечественная специфика построения информационного общества полагает необходимым решение ряда проблем, которые могут быть подразделены на три группы:
- государственные (создание правовой базы, единой стратегии развития инфраструктуры, подготовка и реализация национальных программ);
- социально-экономические (развитие экономичных технологий, совершенствование производства средств производства, стимулирование изготовителей средств коммуникации);
- организационно-технические
(развитие информационных
Прогнозы будущего электронных медиа, предпринятые Европейским вещательным союзом (EBU), связывают развитие ситуации с переменами в четырех взаимосвязанных областях:
- технологии (новые способы производства и доставки контента);
- промышленности (все больше медиаорганизаций будут распространять все больше продукции для многих средств распространения);
- поведении потребителей (
- регулировании (появление больших возможностей для вещания и распространения диктует необходимость в новых регулирующих структурах).
На уровне общенациональных программных документов наблюдается отсутствие представлений о концептуальных проблемах электронных СМИ и массовых коммуникаций в информационном обществе. Проектирование как прогностическая технология анализа обеспечивает нас взглядом на будущее того или иного социального института. Анализ вероятных перемен и прогнозов развития российской медиаиндустрии призван учитывать направления государственного строительства, модификации социальных отношений в обществе, институциональные преобразования отрасли в сочетании с опережающим развитием коммуникационных технологий [5].
Своеобразным эскизом такой целостной политической концепции национального масштаба можно считать доктрину информационной безопасности России, утвержденную президентом страны осенью 2000 г. В ней впервые зафиксированы основные национальные интересы в сфере информации. К ним относятся:
Таким
образом, сфера социальной информации
предстает перед современным
человеком как целый мир
Во
многих странах мира в настоящее
время идет процесс перехода к
новой социально-экономической