Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:17, реферат
Наибольшей эффективности социальной рекламы можно добиться, снизив "барьер резистентности" к новым сведениям, что достигается путем формирования положительного отношения к рекламе, поскольку положительные эмоции заставляют человека стремиться к поддержанию контакта с позитивным событием. Известно, что сведения, связанные с положительными эмоциями, запоминаются примерно в два раза лучше, чем сведения, подкрепленные отрицательными эмоциями. Исходя из этого можно говорить и том, что наиболее эффективным стилем слогана является юмористический.
Введение
1. Понятие архетип
2. Основные архетипы
3. Архетип в рекламе
4. Роль архетипов в становлении менталитета человека
Резюме
Список литературы
УО
«Белорусский государственный университет
культуры и искусств»
Тема:
"Архетипы культуры
как основной образ
рекламного сообщения "
Подготовиля студентка ФК и СКД ,(гр. 311 )
Черноус
Ангелина
Минск,2011
Содержание
1. Понятие архетип
2. Основные архетипы
3. Архетип в рекламе
4. Роль архетипов в становлении менталитета
человека
Резюме
Список литературы
Введение
Как известно, аналитическая, точнее -
глубинная психология есть общее обозначение
ряда психологических направлений, выдвигающих,
среди прочего, идею о независимости психики
от сознания и стремящихся обосновать
фактическое существование этой независимой
от сознания психики и выявить ее содержание.
Одним из таких направлений, базирующихся
на понятиях и открытиях в области психического,
сделанных Юнгом в разное время, является
аналитическая психология. Сегодня в повседневной
культурной среде общеупотребительными
и даже шаблонными стали такие понятия,
как комплекс, экстраверт, интроверт, архетип,
некогда введенные в психологию Юнгом.
Реклама, так или иначе, участвует в оформлении
жизненного пространства современного
человека, имеет определенное воздействие
на его сознание и поведение, формирует
образ повседневного мира и общественной
жизни. Реклама всегда основана на мировоззрении
человека,в большинстве случаев транслируя
лишь некоторые его аспекты, либо позиционируя
и навязывая определенные типы взглядов.
Потому важно знать
психологический механизм восприятия
информации и особенности сознательного
и подсознательного человека, ведь
воздействие информации направляется
именно на неосознаваемое нами ее восприятие.
Если вербальная информация адресуется
к сознанию и логике слушателя, то невербальные
компоненты речи, являющиеся эволюционно
более древними предшественниками речи,
воздействуют в основном на подсознание
слушателя.
Постсоветские, теперь суверенные государства
являются наследниками культур, множества
исторических архетипов, где каждый из
них сформировал свои черты соответствующего
этноса. И в этом смысле каждый период
важен, существенен, а главное – необходим,
так что призыв полностью порвать с предшествующим
типом духовности, предать ее забвению
и наказывать ее приверженцев как вероотступников,
всегда неглубок и исторически обречен.
Новый исторический период обязательно
вбирает в себя какие-то черты изгоняемой
культуры и воскрешает их в новом обличии.
1. Понятие архетип
Бытие рекламы связано с понятием
архетипа. Архетипы взяты на вооружение
передовыми исследовательскими и рекламными
агентствами во всем мире. Соответствие
индивидуальности бренда определенному
архетипу признано ключевой составляющей
успешности компаний, политиков и
деятелей культуры мирового уровня.
Фундаментальные
потребности человека
который становится основоположником
аналитической психологии.
Изучая сны и фантазии своих пациентов,
Юнг обнаружил в них образы и идеи, которые
никак не увязывались с опытом человека
в рамках одной жизни. Самым удивительным
оказалось то, что этот пласт бессознательного
был связан с мифическими и религиозными
темами, присутствующие даже в очень далеких
друг от друга культурах. Так были открыты
архетипы (от греч. "архе"
– "начало" и "типос"
– "образ") –
мощные психические первообразы, скрытые в глубинах бессознательного, врожденные универсальные идеи, изначальные модели восприятия, мышления, переживания.
Это своего рода первичные представления о мире и жизни, которые не зависят от уровня полученных знаний.
Практическое
применение этой теории
основано на том, что
архетипы обеспечивают
недостающее звено
между мотивацией
клиента и продажей
товара. В условиях колоссального роста
объема информации, обрушивающейся на
потребителя, архетипическая
индивидуальность продукта (услуги)
прямо обращается к
образу, запечатленному
в глубинах психики,
пробуждая ощущение
осознания и осмысления
чего-то знакомого и
значимого. Архетипы, по Юнгу, имеют
важное конституирующее значение в жизни
бессознательного в человеке, так что,
по его словам, "нам никогда легитимно
не отделаться от архетипических основ,
не согласившись поплатиться за это неврозом,
точно также как нельзя без самоубийства
отделаться от тела или его органов".
"Ибо архетип — о чем никогда не следует
забывать — душевный орган, который имеется
у каждого. Плохое объяснение (архетипа)
означает собственно плохую установку
по отношению к этому органу, из-за чего
последнему наносится ущерб. В конечном
счете всякий сетующий — просто скверный
толкователь". "Архетипы — непоколебимые
элементы бессознательного, но они постоянно
изменяют свой облик". Например, архетип
ребенка содержит мотивы потенциального
будущего, мотивы заброшенности, покинутости,
подверженности опасностям и непреодолимости,
гермафродитизма, целостности, восприятия
ребенка как начальной и конечной сущности.
Отдельный архетип сам, будучи очень сложным
органом сознания, сплетен с другими архетипами
и вместе они "образуют схватываемое
единство".
Исследователи насчитывают в мировой
культуре сотни, если не тысячи различных
архетипов, однако можно выделить основные,
из которых созданы все остальные. Прорывом
в понимании природы архетипов стало открытие
Юнгом несколько видов восприятия информации:
логическое и образное (эмоциональное),
сенсорное (органы восприятия) и интуитивное
(воображение).
Согласно современным
2.
Основные архетипы
Можно выделить восемь
базовых архетипов, базовых потребностей,
как комбинацию психических установок
и типов восприятия
Архетипы сами по себе бессознательны,
но могут представлены в сознании в виде
архетипических образов, причем как позитивных,
так и негативных. Рассмотрим эти архетипы
поближе:
Правитель. Проявление архетипа: человек, который стремится управлять другими людьми, держать все под контролем. Он энергичен, напорист, уделяет внимание своему имиджу. Старается занять в обществе высокое положение, укрепить свой авторитет и власть. Мотивация: воля, доминирование, удержание превосходства, руководство, контроль, статус, власть Покупательское поведение: предпочитает высококачественные товары/ услуги, лидирующие бренды, требователен к уровню индивидуального обслуживания, имиджу магазина и его посетителям. Восприимчив к статусным мероприятиям.
Герой. Проявление архетипа: человек, который легко справляется со сложным делом, требующим профессионализма. Его естественная среда – это поле битвы, спортивное состязание, работа, т. е. там, где трудности требуют мужественных и энергичных действий. Он с готовностью принимает вызов судьбы. Он ловок и предприимчив. Мотивация: агрессивность, соревнование, завоевание, мастерство, предприимчивость, деньги Покупательское поведение: уделяет особое внимание функциональности товара, его надежности, эффективности и оптимальному соотношению "цена / качество". Предпочитает самообслуживание, заботится о "добротности" товара. Восприимчив к демонстрации технологических преимуществ и выгод. Проявляет интерес к спортивным мероприятиям, "боевикам" и "вестернам".
Мудрец. Проявление архетипа: человек, который старается во всем быть объективным. Рассуждает логично, старается все разложить "по полочкам". Не склонен к проявлению эмоций. Хорошо ориентируется в законах, классификациях, способен дать дельный совет. Мотивация: логичность, планомерность, педантизм, знания, закон, мудрость. Покупательское поведение: при выборе товара / услуги ориентируется в большей степени на рациональные характеристики и данные тестов, подробно изучает инструкции, правила, описание товара. Привлекают магазины, в которых он может посмотреть каталоги, пообщаться с экспертами. Проявляет интерес к специализированным изданиям и авторским программам. Искатель Проявление архетипа: человек, который стремится быть не таким как все, отстаивает свою индивидуальность. Его привлекают тайны природы, загадки истории. Он стремится познать смысл жизни, найти свое призвание, предназначение. Любит философствовать, путешествовать наяву и в своих фантазиях. Мотивация: раскрытие загадок природы и истории, поиск индивидуальности, интуиция, свобода Покупательское поведение: привлекают товары / услуги, которые помогают подчеркнуть свою особую индивидуальность, помогают выразить себя, понять свое предназначение. Восприимчив к эзотерике, мистике, фантастике, вопросам духовного развития, теме путешествий.
Ребенок Проявление архетипа: человек, который считает, что жизнь прекрасна и удивительна. Для него жизнь – это веселая игра, праздник и развлечение. Оптимист, фантазер и выдумщик, он открыт всему новому, готов постоянно экспериментировать. Мотивация: новизна, игра, перспективы, обновление. Покупательское поведение: внимательно относится к появлению новых товаров / услуг, старается первым их использовать. Посещение магазина для него праздник, быстро переключается на очередную новинку, стремиться к новым впечатлениям, развлечениям. Восприимчив к игровым формам промоакций, нестандартным видам рекламы, приключенческому и сказочному жанру. Любовник Проявление архетипа: человек, который склонен к проявлению бурных эмоций. Ценит прекрасное, внимательно следит за модой, общителен. Старается всегда быть привлекательным для окружающих, находиться в центре внимания. Мотивация: сексуальная привлекательность, эмоциональность, чувство прекрасного, искусство. Покупательское поведение: обращает внимание в первую очередь на эмоциональную и эстетическую привлекательность товаров/ услуг. Стремится ощущать себя ярко, эффектно, сексуально, склонен к импульсивным покупкам.
Друг Проявление архетипа: человек, для которого очень важны дружба, взаимоуважение, верность слову, семейные ценности. Большое внимание в своей жизни уделяет человеческим взаимоотношениям, сентиментален. Ценит свою принадлежность к коллективу, душевность и искренность. Проявляет заботу и внимание к своим друзьям и близким. Мотивация: принадлежность, взаимоотношения, привязанность, забота, семья, гуманность. Покупательское поведение: при выборе товара / услуги прислушивается к мнению своих друзей и знакомых, старается посещать магазины вместе с ними. Старается в одежде и поведении соответствовать своей социальной группе. Ценит внимательное отношение торгового персонала, восприимчив к программам лояльности и советам известных людей. Проявляет интерес к реалити-шоу, сериалам, житейским историям.
Хранитель. Проявление
архетипа: человек, для которого очень
важно ощущение комфорта – удобная одежда,
вкусная еда, хорошее здоровье, полноценный
отдых. Он стремится жить без стрессов,
ценит стабильность, уют и покой. Мотивация:
защищенность, состояние здоровья, удобство,
расслабление, наслаждение, консерватизм.
Покупательское поведение: при выборе
товара / услуги обращают внимание на получение
удовольствия от процесса покупки: удобное
месторасположение, приятную атмосферу
(музыка, запах, освещение, интерьер), качество
обслуживания. Весьма консервативен в
своих предпочтениях, недоверчив к инновационным
предложениям.
Каждому человеку присущи все архетипы,
но "активизируются" лишь востребованные
в данный момент. Причины этого связаны
с врожденными особенностями индивида:
его возрастом, полом, социальным положением
и множеством других факторов.
3. Архетип в рекламе
Понятие архетип дает
маркетологам возможность
проанализировать механизм
формирования человеческой
ментальности, а значит,
инструмент повышения
эффективности рекламы.
Практическое применение
этой теории основано
на том, что архетипы
обеспечивают недостающее
звено между мотивацией
клиента и продажей
товара. В условиях колоссального роста
объема информации, обрушивающейся на
потребителя, архетипическая индивидуальность
продукта (услуги) прямо обращается к образу,
запечатленному в глубинах психики, пробуждая
ощущение осознания и осмысления чего-то
знакомого и значимого. Кризис традиционного
маркетинга, о котором так много говорится,
связан прежде всего с формальным применением
типичных методов и представлений на бурно
меняющихся рынках. Для лучшего удовлетворения
потребителя требуется лучшее понимание
механизмов его мотивации.
Архетипы,
как универсальный
язык подсознания, позволяют
пролить свет на природу
конкуренции брендов. У компаний
часто возникает соблазн создать новый
бренд или перепозиционировать старый
под весьма привлекательную рыночную
нишу. Часто это связано либо с насыщением
старой рыночной ниши, либо со сменой директора
по маркетингу, либо в результате смены
собственника марки. Но по статистике
выживает только один из десяти брендов.
Следует учитывать соответствие архетипа
организации (организационной культуры)
архетипу "строящегося" бренда. Зачастую
это требует слишком больших "жертв":
изменения привычных моделей мышления
(архетипов), кардинальной перестройки
бизнес-процессов компании.
При этом наиболее успешные бренды создаются
при активном участии владельцев компании,
т. к. в этом случае и организационная культура
(архетип компании), и ценности бренда
(архетип бренда) едины.
Сказки и реклама имеют много общего. Они
создают мир, одновременно похожий на
привычную реальность и в то же время иной.
Этот особый мир существует по законам,
которые неуловимо знакомы каждому, и
иногда он кажется даже более "настоящим",
чем проза обыденной жизни. В "идеальном"
пространстве рекламы весь мир товаров
и услуг, и их производство, предстают
в их идеальном качестве, для идеальных
потребителей... Это мир "детского",
мифологического восприятия мира...
"Сказочные" элементы производят
сильное впечатление на российского массового
потребителя. Но в прямом использовании
сюжетов есть риск, они требуют точности
исполнения, при нарушении этого принципа
реклама воспринимается как пародия или
просто негативно.
Есть и различия сказки и рекламы. "Картинки"
народных сказок рождены внутренним психическим
миром человека, причем — уровнем коллективных
образов (массового сознания). Поэтому
народная сказка, проверенная временем,
редко "ошибается". Реклама же рождается
благодаря интуиции конкретного автора
и стремится воздействовать на массовое
сознание. И иногда - "промахивается".
Пример неточности использования фрагментов
"сказочных" историй, заметно снизивший
эффект воздействия, — проект "Пей Легенду"
компании Coca Cola. Сюжет сериала сочинен
по образцу народной сказки, но все как-то
запуталось, и "гора родила мышь".
Многочисленные "сбои" сюжета относительно
"стандарта сказки" снижают или полностью
разрушают эффект от использования архетипических
элементов. Например, напиток Сoca Cola выполняет
функцию "оживления" героя — то есть
функцию "живой воды". Но это очень
сильное средство и оно используется только
раз в момент кульминации сюжета сказки.
В фильме напиток употребляется многократно,
что снижает эффект воздействия сюжета.
Вместо ожидавшегося мощного воздействия
на массовое народное сознание мы получили
эффект приятного и по-своему забавного
"капустника". В профессиональном
смысле немного жалко идею.
Наиболее удачная "убедительная"
реклама использует широко известные
сказочные "сюжетные ходы" (целиком
или фрагментами), или архетипические
образы. Наиболее "ходовые" варианты
— это известные сказки. Сказка и реклама
выступают в этом случае как две веточки
одного первоначального "родового дерева"
сюжета. Только этот первоначальный сюжет
не сразу разглядишь...
Вспомним сказку "Аленький цветочек".
Красавица полюбила Чудовище, ужасное
Чудовище умерло и возродилось как прекрасный
Принц. Как этот сюжет используется в рекламе?
"Счастливый" персонаж встречает
"Несчастного", передает что-то ценное
(например, пачку чипсов), и происходит
чудесное преображение, "Несчастный"
становится "Счастливым". Такой тип
построения рекламного сообщения используется
для рекламы косметики, напитков, чипсов,
шоколада...
Информация о работе Архетипы культуры как основной образ рекламного сообщения