Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 16:08, творческая работа
Явление абсурда достаточно древнее понятие и встречалось еще у древних греков, которые считали абсурдом нечто нежелательное, связанное с противоположностью Космоса и гармонии, по сути оно было эквивалентно понятию Хаоса. Тем самым абсурд выступал как эстетическая категория, выражающая отрицательные свойства мира и противоположная таким эстетическим категориям, как прекрасное и возвышенное, в основе которых находится положительная общечеловеческая ценность предмета.
УДК 659.1.013
О.А. Курбатова
Научный руководитель – В.А. Козловская
Сибирский государственный аэрокосмический
университет имени академика М.Ф. Решетнева,
Красноярск
АБСУРД В РЕКЛАМЕ КАК СПОСОБ КОММУНИКАЦИИ
Явление абсурда достаточно древнее понятие и встречалось еще у древних греков, которые считали абсурдом нечто нежелательное, связанное с противоположностью Космоса и гармонии, по сути оно было эквивалентно понятию Хаоса. Тем самым абсурд выступал как эстетическая категория, выражающая отрицательные свойства мира и противоположная таким эстетическим категориям, как прекрасное и возвышенное, в основе которых находится положительная общечеловеческая ценность предмета.
Согласно современным воззрениям абсурд есть нечто нелогичное, нелепое, иррациональное, лишенное всякого смысла и внятной связи с реальностью.
Попробуем разобраться, что есть абсурд в рекламе. Так как реклама – это способ коммуникации производителя с потребителем, то целесообразно поразмышлять на тему того, насколько абсурд эффективен в качестве способа коммуникации в контексте рекламы.
Реклама оперирует образами, транслирует некие идеи и эмоции, тем самым, формируя в сознании аудитории определённую идеальную модель мира, в котором далеко не последнее место отдано объекту рекламирования. Тут возникает внутреннее противоречие: реклама формирует идеальную картину мира, а абсурд разрушает идеальное, являясь его антагонистом. Тогда возникает ряд вопросов: насколько приём абсурда уместно использовать в рекламе, если он противопоставлен идеальному? Можно ли его считать эффективным средством?
Вспомним рекламные «шедевры», которые в таком изобилии присутствуют на экранах телевизоров: некий персонаж представляет другому средство решения какой-либо проблемы, при этом место, время, ситуация не соответствуют реалиям жизни. Конечно, можно было бы списать этот факт на авторский замысел, нестандартное решение, креатив, в конце концов, если бы не бросающаяся в глаза шаблонность рекламных продуктов такого рода.
В качестве примера можно рассмотреть рекламный ролик кондиционера для белья «Ласка. Магия чёрного». Поставив задачу раскрыть абсурдность этого ролика, мы не столкнемся с большими трудностями. Какова идеальная модель такого культурного мероприятия, как театральное представление? Мужчины в смокингах, дамы в вечерних платьях с маленькими театральными сумочками, разговоры о культуре во время антракта и т.п. Как в эту модель может вписаться человек, который достал бутыль бытового химического средства и начал читать лекцию о его преимуществах сидящему рядом незнакомому человеку? Никак!
Кроме того, этот персонаж явно является деструктивным элементом в системе данного сообщения. В его контексте женщина с упаковки «Ласка. Магия чёрного» является трикстером. Трикстер (англ. trickster – трюкач, шалун) в мифологии, фольклоре и религии – божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Поскольку трикстер – это также связующий персонаж между двумя различными мирами, то можно сказать, что в рекламном ролике эта связь существует между бытийным миром потребителей и идеализированным миром рекламы. Но эта идеализированность опять-таки нарушается трикстером, т.е. возникает странная, нелепая ситуация. Иными словами, абсурд.
Таким образом, абсурд в рекламе как способ коммуникации является, по крайней мере, малоэффективным приёмом. В худшем случае он вообще мешает потребителю воссоздать картину мира, которую автор рекламного ролика пытается донести до своего адресата. Если и использовать абсурд, то стоит воссоздавать ситуацию, далёкую от реальной жизни, радикально утрированную или даже фантастическую. В таком случае образный диссонанс в сознании потребителя рекламной информации будет наименее заметен для него самого. В этом случае коммуникация с использованием абсурда будет, возможно, не всегда эффективной, зато обоснованной.
Информация о работе Абсурд в рекламе как способ коммуникации