Субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:43, доклад

Краткое описание

Субъект административного права - это лицо (индивид или организация), которое обладает определенным административно-правовым статусом и имеет возможность вступать в административно-правовые отношения по своей воле либо в силу юридической обязанности возлагаемой на него правовой нормой. Как участники управленческих отношений, регулируемых нормами административного права; они наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять. Субъекты административного права различаются по своему правовому статусу.

Оглавление

Административно-правовой статус граждан
• Органы исполнительной власти как субъекта административного права
• Административно-правовой статус государственных служащих
• Общественные объединения как субъекты административного права. Административно-правовой статус общественных объединений
• Административно-правовой статус предприятий и учреждений

Файлы: 1 файл

Барков.docx

— 94.24 Кб (Скачать)

  К НАЧАЛУ ПУНКТА

Административно-правовой статус государственных  служащих

  Служащий - это лицо, связанное с аппаратом (органом) управления отношениями службы, т.е. лицо, предоставляющее за вознаграждение (жалование) свои личные профессиональные или технические услуги для осуществления  управленческим аппаратом возложенных  на него функций. Отношения службы связаны с определенным видом социальной деятельности - управленческой деятельностью, которая осуществляется как в государственной, так и негосударственной сферах (муниципальная служба, служба в платном аппарате коммерческих и некоммерческих организаций). 
     Государственная служба - это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Она включает федеральную государственную службу, находящуюся в ведении РФ, и государственную службу субъектов Федерации, находящуюся в их ведении. Административная правосубъектность государственного служащего возникает с момента замещения (занятия) им определенной должности. Статус должности определяет объем правосубъектности служащего, его социально-правовое положение. Должность - первичная социально-организационная структурная единица государственного органа или учреждения, определяющая служебное место и роль замещающего ее лица, комплекс его прав и обязанностей, а также требования к профессиональной подготовке.

  • Государственные должности в соответствии с Законом "Об основах государственной службы РФ" 1995 г. подразделяются на три вида:
    • государственные должности категории "А" (политико-судебные) - должности, устанавливаемые для непосредственного исполнения полномочий определенного государственного органа (должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ, руководителей органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутатов, министров, судей и др.);
    • государственные должности категории "Б" - должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А" (должности помощников (советников) Президента, Председателя Правительства, Председателя Государственной Думы, министра и т.д., руководителя администрации Президента РФ, Руководителей Аппаратов Правительства, Федерального Собрания, Верховного Суда и т.д.);
    • государственные должности категории "В" - это должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий (должности начальников управлений и отделов в Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства и т.д., заместителей министров, начальников департаментов, управлений отделов федеральных органов исполнительной власти, других сотрудников этих органов и т.д.).

  Перечень  государственных должностей дается в Реестре государственных должностей РФ, утверждаемом Президентом. К государственным  служащим относятся лица, замещающие государственные должности категорий "Б" и "В", которые называются государственные должности государственной службы. Эти лица образуют разряд государственных служащих, которых в зарубежных странах принято называть чиновниками. Их следует отличать от лиц, находящихся на службе у государства и действующих на основе договора (контракта) - работников государственных учреждений и предприятий (преподаватели, почтовые служащие и т.д.). Лица, замещающие должности категории "А" - первые лица в государственном аппарате - не относятся к разряду государственных служащих - чиновников, поскольку замещают важнейшие политико-судебные должности.

  • Государственные должности государственной службы, т.е. должности государственных служащих подразделяются в иерархическом порядке на пять групп:
    • высшие государственные должности государственной службы (5-я группа),
    • главные государственные должности (4-я группа),
    • ведущие государственные должности (3- группа),
    • старшие государственные должности (2-я группа),
    • младшие государственные должности (1-я группа).

  Должность - это пост государственного служащего, которому соответствует его определенный квалификационный разряд (классный чин  или ранг). Квалификационный разряд (чин или класс) отличается от должности "титулом", дающим его обладателю право занимать одну из должностей, соответствующую этому рангу. В  свою очередь квалификационный разряд (чин) государственному служащему присваивается  при замещении им должности определенной группы.

  • Федерации государственным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды (классные чины):
    • действительный государственный советник РФ 1,2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы;
    • государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим главные государственные должности государственной службы;
    • советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государственной службы;
    • советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим старшие государственные должности государственной службы;
    • референт государственной службы 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим младшие государственные должности государственной службы.

  Для отдельных видов государственной  службы могут устанавливаться свои квалификационные разряды, воинские звания, дипломатические ранги. 
     Административно-правовой статус государственных служащих включает их права, обязанности, ограничения, налагаемые в связи с прохождением службы, и ответственность.

  • Он характеризуется рядом специфических особенностей:
    • права и обязанности государственных служащих устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на службе;
    • деятельность государственных служащих носит официальный характер и подчинена осуществлению задач и функций, возложенных на соответствующий орган;
    • властные полномочия государственных служащих основаны на правовых нормах и характеризуются императивностью и неотчуждаемостью, т.е. не могут передаваться ими для осуществления какому-либо другому лицу без наличия соответствующего правового предписания;
    • осуществление служебных прав и обязанностей гарантируется законодательством;
    • законные предписания и требования государственных служащих обязательны для всех, кому они адресованы.

  Права и обязанности государственных  служащих подразделяются на общегражданские и служебные. Общегражданские права и обязанности государственных служащих идентичны правам и обязанностям других граждан, однако они могут быть ограничены законом в интересах нормального функционирования государственной службы. Служебные права делятся на общие для всех государственных служащих и специальные, обладание которыми зависит от замещения конкретной должности.

  • К общим служебным правам государственных служащих относятся, в частности, такие права:
    • знакомится с документами, определяющими их права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критериями оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также с организационно-техническими условиями, необходимыми для исполнения ими должностных обязанностей;
    • получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;
    • посещать в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности;
    • принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
    • на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации;
    • на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
    • на внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции и др. Среди общих обязанностей государственных служащих можно выделить такие обязанности как:
    • обеспечивать поддержание конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ;
    • обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
    • исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
    • в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним обоснованные решения на основе и в порядке, установленном законодательством;
    • соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;
    • хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан и др.
  • Возлагая на государственных служащих определенные обязанности, законодательство предусматривает определенные ограничения, связанные с государственной службой. Государственный служащий не вправе:
    • заниматься другой оплачиваемой работой, кроме педагогической, научной и иной творческой;
    • быть депутатом законодательных (представительных) органов или органов местного самоуправления;
    • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
    • состоять членом органа управления коммерческой организации;
    • быть поверенным по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он работает;
    • использовать в неслужебных целях материально-технические, финансовые, информационные средства и др.;
    • получать гонорары за выступления и публикации, вознаграждения от физических и юридических лиц;
    • принимать участие в забастовках и т.д.

  За  неисполнение своих обязанностей, несоблюдение ограничений и правонарушения государственные  служащие несут дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность. Дисциплинарная ответственность налагается за совершение дисциплинарных проступков, связанных с нарушением служебной дисциплины. В зависимости от тяжести дисциплинарного проступка служащему могут быть объявлены: замечания, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. За неисполнение своих обязанностей, несоблюдение ограничений и правонарушения государственные служащие несут дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более, чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Данное отстранение производится распоряжением того руководителя, который назначил его на эту должность. Дисциплинарное взыскание объявляется в приказе (распоряжении) руководителя, наложившего взыскание, и сообщается наказанному под расписку. Отказ последнего от расписки не влияет на действенность объявленного взыскания. Материальная ответственность государственных служащих состоит в обязанности служащего, причинившего материальный ущерб государству (органу, учреждению), физическому или юридическому лицу, возместить ущерб в порядке и размерах, предусмотренных законодательством.

  • Условиями для наступления материальной ответственности являются:
    • наличие реального ущерба;
    • наличие непосредственной причинной связи между проступком и наступившими вредными последствиями (ущербом);
    • вина правонарушителя в причинении ущерба;
    • виновные действия государственного служащего не должны являться преступлением.

  Материальная  ответственность может быть ограниченной и полной. При ограниченной материальной ответственности rocyдарственные служащие, по вине которых причинен ущерб, несут ее в размере прямого ущерба, но не свыше своего среднего месячного заработка. Полная материальная ответственность государственных служащих означает, что причиненный ущерб возмещается в полном размере.

  • Данный вид материальной ответственности наступает в случаях:
    • когда между служащими и органом, учреждением, предприятием заключен письменный договор о принятии на себя служащим полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества;
    • если имущество было получено служащим под отчет по разовой доверенности;
    • если ущерб причинен действиями, которые содержат признаки преступления;
    • при условии умышленной порчи материалов, изделий и других предметов, выданных служащему в пользование не при исполнении служебных обязанностей.

  Возмещение  ущерба может производиться в  административном или судебном порядке. Если служащий дал свое согласие, то удержание из его заработка осуществляется по распоряжению руководителя органа, учреждения или предприятия. В случае отсутствия согласия служащего возмещение ущерба производится по иску органа, учреждения или предприятия в судебном порядке. 
     Административная ответственность государственных служащих наступает в соответствии со ст. 2.4. и 2.5. КоАП РФ за совершение ими административного правонарушения, связанного со служебной деятельностью. 
     Уголовную ответственность государственные служащие несут за совершение должностных преступлений, предусмотренных УК РФ.

  К НАЧАЛУ ПУНКТА

Общественные  объединения как  субъекты административного  права. Административно-правовой статус общественных объединений

  В соответствии с законом "Об общественных объединениях" 1995 г. под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для  реализации общих целей, указанных  в уставе объединения.

  • Всем общественным объединениям свойственны определенные общие черты:
    • образуются физическими и/или юридическими лицами на добровольной основе;
    • создаются без предварительного согласия органов государственной власти;
    • необязательность государственной регистрации: могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица;
    • участники общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности;
    • отношения с государством строят на принципе взаимного невмешательства: не допускается вмешательство органов государственной власти в деятельность общественных объединений, а самих объединений в деятельность государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных законом;
    • действуют от своего имени;
    • являются некоммерческими объединениями: не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками.
 
  • Общественные  объединения различаются по членству, целям деятельности, составу и  форме руководства. Они могут  создаваться в следующих организационно-правовых формах:
    • общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;
    • общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно-полезные цели, поддерживаемые его участниками;
    • общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов, который представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели;
    • общественное учреждение - не имеющие членства общественные объединения, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;
    • орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания;
    • союз (ассоциация). Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

Информация о работе Субъекты административного права