Субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:43, доклад

Краткое описание

Субъект административного права - это лицо (индивид или организация), которое обладает определенным административно-правовым статусом и имеет возможность вступать в административно-правовые отношения по своей воле либо в силу юридической обязанности возлагаемой на него правовой нормой. Как участники управленческих отношений, регулируемых нормами административного права; они наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять. Субъекты административного права различаются по своему правовому статусу.

Оглавление

Административно-правовой статус граждан
• Органы исполнительной власти как субъекта административного права
• Административно-правовой статус государственных служащих
• Общественные объединения как субъекты административного права. Административно-правовой статус общественных объединений
• Административно-правовой статус предприятий и учреждений

Файлы: 1 файл

Барков.docx

— 94.24 Кб (Скачать)

26.3. Субъекты административного  права

  • Понятие субъекта административного права
  • Административно-правовой статус граждан
  • Органы исполнительной власти как субъекта административного права
  • Административно-правовой статус государственных служащих
  • Общественные объединения как субъекты административного права. Административно-правовой статус общественных объединений
  • Административно-правовой статус предприятий и учреждений

Понятие субъекта административного  права

  Субъекты  административного права - это такие  лица (индивиды и организации), которые  по закону могут быть участниками  административно-правовых отношений  и носителями административных прав и обязанностей. Юридическая возможность  вступать в административные правоотношения, быть носителями конкретных юридических  прав и обязанностей связана с  наличием у них такого правового  качества как административная правосубъектность. 
     Административная правосубъектность включает две составляющие: административную правоспособность - это способность приобретать субъективные юридические права и обязанности административно-правового характера, т.е. быть участником административно-правовых отношений. Она является частью общей правоспособности. Административная дееспособность - это практическая способность собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административных отношений. Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность, т.е. способность лица нести административную ответственность за совершенные правонарушения (деликты). 
     Административная правоспособность и административная дееспособность коллективных субъектов (организаций) наступают одновременно. У индивидов право- и дееспособность не совпадают: административная правоспособность наступает с момента рождения, дееспособность (частичная) - с 16 лет, а полная - с 18 лет. 
     Административная правосубъектность составляет основу административно-правого статуса субъектов, который включает три основных элемента: права, обязанности и ответственность. Административно-правовой статус характеризует исходное правовое положение субъектов. Он устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными актами. В его юридическом оформлении значительную роль играют органы исполнительной власти, в правовых актах которых характеризуются права и обязанности, установленные в общем виде Конституцией и законами. 
     Субъективные права и обязанности, определенные в законодательстве и составляющие основное содержание правового статуса именуются статутными. Их не следует отождествлять с теми конкретными правами и обязанностями, которые составляют содержание отдельных правоотношений. Нестатутные права и обязанности представляют собой развитие, детализацию статутных. 
     Каждый вид субъектов административного права - индивиды и организации (коллективные субъекты) - обладают своим административно-правовым статусом. Так, основные полномочия, права и обязанности коллективных субъектов закрепляются в соответствующих нормативных актах, уставах и положениях. В административно-правовом статусе коллективных субъектов также имеются различия. Он зависит от того, является ли коллективный субъект частью государственной администрации или нет, каким видом деятельности он занимается; является ли он самостоятельной единицей или включен в более сложную организационную структуру. Административно-правовой статус органов государственной администрации определяется их компетенцией, т.е. совокупностью властных полномочий относительно определенных предметов ведения. В число элементов административно-правового статуса государственных органов нередко включают их цели, задачи, функции, получившие юридическое закрепление. 
     Административно-правовой статус субъектов права может быть общим и специальным. Общий статус включает общие, одинаковые для всех субъектов права и обязанности. Специальный статус также предусматривает одинаковые, но уже для определенной группы субъектов права и обязанности, которые вытекают из закона и не зависят от вступления в конкретные правоотношения (например, статус жителей территорий с особым административно-правовым режимом, статус субъектов разрешительной системы, статус беженцев и т.д.). 
     Таким образом, субъект административного права - это лицо (индивид или организация), которое обладает определенным административно-правовым статусом и имеет возможность вступать в административно-правовые отношения по своей воле либо в силу юридической обязанности возлагаемой на него правовой нормой. Как участники управленческих отношений, регулируемых нормами административного права; они наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять. Субъекты административного права различаются по своему правовому статусу. 
     В своей совокупности они образуют определенную систему субъектов административного права, в рамках которой можно выделить такие их разновидности как:

  1. индивидуальные субъекты:
    • граждане;
    • иностранные граждане и лица без гражданства;
    • специфические индивидуальные субъекты государственные служащие или должностные лица, действующие как официальные представители государственной власти;
  2. коллективные субъекты - группа людей, являющиеся организацией:
    • государственные организации:
      • органы исполнительной власти;
      • государственные предприятия, учреждения и их объединения;
    • негосударственные организации:
      • общественные объединения (партии, союзы, движения и т.д.);
      • коммерческие организации, предприятия, учреждения;
      • органы местного самоуправления, муниципальные предприятия, учреждения, организации.

  К НАЧАЛУ ПУНКТА

Административно-правовой статус граждан

  В сфере исполнительной власти граждане выступают в качестве частных  лиц, т.е. лиц, которые реализуют свои личные партикулярные права и  обязанности, а не официальные права  государственных или негосударственных  организаций и их органов. Административно-правовой статус граждан РФ является равным. Конституция РФ устанавливает равенство  всех граждан перед законом и  судом. Граждане обладают равным объемом  административной правоспособности в  хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества. Это правоспособность может быть частично и временно ограниченна  в случаях и порядке, определенном законодательством. Например, в связи  с совершением административного  правонарушения, за которое предусматриваются  санкции в виде административного  ареста, лишения специальных прав или иные правоограничения. Граждане РФ обладают равной административной дееспособностью. Отдельные граждане по состоянию здоровья могут быть признаны в порядке, определенном законом, полностью или частично недееспособными (например, лица, страдающие некоторыми психическими заболеваниями). 
     На основе административной правоспособности дееспособные граждане осуществляют свои права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения с органами и должностными лицами государственной администрации. Эти отношения могут возникать в связи: а) с реализацией гражданами в сфере государственного управления принадлежащих им прав, б) с выполнением возложенных на них обязанностей в сфере исполнительной власти, в) с нарушением гражданами своих административно-правовых обязанностей и норм административного права, г) с защитой ими своих прав и свобод от неправомерных действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. 
     Исходным положением, определяющим административно-правовой статус граждан является ст. 17 Конституции РФ, которая устанавливает, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Каждый человек как член гражданского общества имеет четыре основных права: а) право на свободу от государства, б) право на участие в организации государственной власти и в ее отправлении, в) право на дополнительные услуги со стороны государства и г) право на защиту своих прав.

  • Во взаимоотношениях с государственной администрацией эти права конкретизуются в четырех группах прав, составляющих ядро административно-правого статуса гражданина:
    • личные и индивидуальные свободы (статус личной свободы), включающие право на личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, право на неприкосновенность частной жизни, свободу совести, свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства и др.;
    • право на участие в государственном управлении (право на государственную службу, избирать и быть избранными, право на внесение предложений в органы исполнительной власти и т.д.);
    • право на государственное содействие и помощь (право на получение медицинской, санитарно-эпидемиологической помощи и т.д.);
    • право на защиту (право на обращение в вышестоящую инстанцию, право на административный иск и т.д.).

  Все права и обязанности граждан, составляющие содержание административно-правового  статуса граждан, в зависимости  от механизма их реализации подразделяются на абсолютные, относительные. Абсолютные (безусловные) права - это права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты исполнительной власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, охранять и защищать их (право на трудоустройство, право на административную жалобу и т.д.). Абсолютные обязанности возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (соблюдение законов, уплата налогов и сборов и т.д.). Относительные права - это права, которые не могут быть реализованы без соответствующего правового акта государственной администрации (например, право на пенсионное обеспечение, право на получение лицензии на осуществление предпринимательской деятельности и т.д.). Относительные обязанности возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанности собственника автомобиля платить налоги, поступающие в дорожные фонды и т.д.). 
     Реализуя свои права, граждане не должны ущемлять права и свободы других индивидов, а также нарушать нормы административного права, не соблюдение которых влечет административную ответственность. Административная деликтоспособность наступает с 16-летнего возраста. В соответствии с КоАП РФ к гражданам могут быть применены такие меры административной ответственности, как предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, административный арест. К гражданам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, являющимся членами совета директоров, а также осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица может быть применена такая мера административной ответственности как дисквалификация. 
     В состав элементов административно-правового статуса граждан входят юридические гарантии. Они обеспечивают защиту прав граждан в случае их ущемления государственной администрацией путем нарушения или незаконного возложения какой-либо юридической обязанности, или незаконного привлечения к какой-либо ответственности. Юридические гарантии - это система правовых норм, определяющих условия и порядок реализации и защиты прав и свобод граждан. К числу таких гарантий относятся правовые нормы, определяющие ответственность государственной администрации за нарушения административно-правового статуса граждан.; нормы, устанавливающие право на административное и судебное обжалование неправомерных действий и решений органов исполнительной власти, право на обращение к Уполномоченному по правам человека, право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов исполнительной власти при осуществлении ими служебных обязанностей и др. 
     Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов) основывается на принципе их общего равноправия с гражданами РФ. Этот принцип нередко называется принципом национального режима. В соответствии с ним указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев установленных федеральными законами и международными договорами. Этот принцип распространяется на все три категории иностранных граждан. К этим категориям относятся иностранцы: а) постоянно проживающие (имеющие вид на жительство); б) временно пребывающие (находящиеся на иных основаниях); в) проезжающие через территорию РФ транзитом. 
     Особенность их административно-правового статуса состоит в том, что в соответствии с законодательством на них не распространяются некоторые права и обязанности, которыми пользуются граждане РФ. В частности, они не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности (командира экипажа воздушного судна, сотрудника милиции и т.д.). Они не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной, не имеют избирательных прав, обязаны проживать на основании специальных документов (видов на жительство, загранпаспортов и др.). Для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства и т.д. 
     Иностранные граждане и апатриды подлежат административной ответственности на общих основаниях. Кроме того, для них предусмотрена КоАП РФ особая мера административной ответственности - административное выдворение за пределы РФ. Вопросы об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории РФ иностранными гражданами, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешаются дипломатическим путем.

  К НАЧАЛУ ПУНКТА

Органы  исполнительной власти как субъекта административного  права

  Орган исполнительной власти - это организация, представляющая собой структурно обособленную единицу государственной администрации, посредством которой реализуются  управленческие функции исполнительной власти и совершаются юридически значимые действия от имени государства. Эта организация имеет свою структуру, компетенцию, наделена оперативной  самостоятельностью для осуществления  исполнительно-распорядительной деятельности. Основная задача органов исполнительной власти - осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов  административного права. Специфику  административно-правового статуса  любого органа исполнительной власти определяют его функции и задачи, которые он реализует в процессе управления от имени государства  в объеме и пределах своей компетенции. 
     Административная правосубъектность (право- и дееспособность) органов исполнительной власти возникает с момента их образовани.

  • Основными чертами, характеризующими административно-правовой статус органов исполнительной власти, являются:
    • наличие установленных правовыми нормами задач, функций и компетенции, содержание и объем которых определяет место органа в системе исполнительной власти;
    • подчиненность по линейному или функциональному принципу в иерархическом порядке, подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим, обязательность исполнения распоряжений вышестоящих органов, изданных в пределах их компетенции и предмета ведения;
    • оперативная самостоятельность в пределах компетенции;
    • подзаконный характер деятельности, т.е. на основе и во исполнение закона;
    • подконтрольность (в пределах и порядке определенном законом), законодательным и судебным органам и поднадзорность прокуратуре по вопросам законности действий и решений;
    • издание правовых актов определенного вида и юридической силы;
    • способ образования, реорганизации и упразднения.

  Ядро  административно-правового статуса  органа исполнительной власти составляет компетенция, выражающая меру власти, которой он наделен для выполнения определенных задач. Компетенция - это  строго определенный нормативно-правовыми  актами объем властных полномочий (прав) и обязанностей органа исполнительной власти в отношении установленного для него предмета ведения. Ее следует отличать от функций и задач органа исполнительной власти: Через функции определяются основные направления его деятельности по достижению поставленных перед ним целей, а через компетенцию - пределы его властных полномочий и предмета ведения при осуществлении возложенных на него функций. Именно через компетенцию осуществляется вся исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной администрации и определяются границы их ответственности перед государством и частными лицами. 
     Компетенция различных органов отличается по объему, т.е. по нормативно закрепленному перечню правомочий и обязанностей. Объем компетенции того или иного органа не есть раз и навсегда данная величина. Он может расширяться или сужаться на законном основании (путем издания соответствующих нормативно-правовых актов), в некоторых случаях фактически на основе сложившейся практики. При определенных условиях между органами исполнительной власти может возникать конфликт компетенций. Он может быть позитивным (когда несколько органов считают себя компетентными решить определенный вопрос) и негативным (когда ни один орган не считает себя уполномоченным решать данный вопрос).

  • Основными чертами компетенции органа исполнительной власти являются:
    • а) нормативное происхождение: она возникает на основе четко сформулированной нормы, определяющей ее объем;
    • б) императивность: устанавливается нормативным путем для осуществления публичного, а не для корпоративного интереса органа или личных интересов должностных лиц. Отсюда орган исполнительной власти обязан безоговорочно осуществлять компетенцию;
    • в) неотчуждаемость: компетенция как сфера императивных полномочий не может быть передана, за исключением предусмотренных законом случаев делегирования полномочий. Делегирование должно осуществляться только на основе закона и при наличии целесообразности посредством нормативно-правового акта с указанием причин передачи полномочий. Делегирование носит временный характер и орган, делегировавший исполнительно-распорядительные полномочия в любой момент может вернуть их обратно.

  Обязанности органов исполнительной власти можно  подразделить на общие и специальные. К общим в соответствии с действующим законодательством относятся обязанности действовать на основе принципов законности, соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, гласности. Специальные обязанности связаны со спецификой функций органов исполнительной власти и определяются соответствующими законами и положениями. Так, в соответствии с Законом "О безопасности" 1992 г. органы, обеспечивающие государственную безопасность обязаны давать разъяснения по поводу ограничения прав и свобод частных лиц. Согласно Закону "О милиции" 1991 г. органы милиции обязаны обеспечивать лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, разъяснять основания и повод их ограничения и возникающие в связи с этим его права и свободы, разъяснять основания и повод их ограничения и возникающие в связи с этим его права и обязанности и т.д. В Положении о ГИБДД (ГАИ) 1998 г. содержится перечень обязанностей этого органа, включающий более 20 пунктов. 
     Конституция РФ (ст. 53) закрепляет обязанность государства по возмещению им ущерба причиненного действиями (или бездействиями) его органов и должностных лиц. Эта обязанность конкретизируются в текущем законодательстве. Так, в соответствии с Законом "Об органах федеральной службы безопасности" 1995 г. частные лица вправе требовать от органов ФСБ возмещения морального и материального ущерба, причиненного действиями ее должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей. 
     Орган исполнительной власти как субъект административного права имеет свою организационную структуру и штаты. Штатным элементом структуры органа является должность. Структура состоит из руководства (руководителя и его заместителей) и аппарата управления. Компетенция руководства определяется соответствующими правовыми актами. Аппарат органа исполнительной власти включает его структурные подразделения (управления, департаменты, отделы и т.д.) и их должностных лиц. Штаты органа определяются штатным расписанием, которое утверждается его руководителем. Штатное расписание - это правовой документ, в котором закреплено, кто, какие функции осуществляет и за что отвечает. Оно определяет перечень структурных подразделений, их наименование, должности, оклады.

Информация о работе Субъекты административного права