Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 21:20, курсовая работа
Государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
1. Введение 3
2. Специфические особенности государственной службы как публичного института 6
3. Административно-правовое регулирование принципов государственной службы Российской Федерации 14
4. Перспективы развития института государственной службы в Российской Федерации 16
5. Заключение 20
6. Список используемой литературы 21
Один из основоположников науки советского административного права С.С. Студеникин определял государственную службу как "отношение того или иного лица к государству, в силу которого это лицо получает полномочия осуществлять в той или иной форме государственные функции".
В целом можно констатировать, что принципиально восприятие государственной службы как публичной деятельности, напрямую связанной с реализацией функций всего государства, а не обслуживанием конкретного государственного органа, достаточно прочно закрепилось в российской правовой науке. В связи с этим нельзя не отметить, что во многих европейских языках прилагательное "государственная" переводится как "гражданская", "публичная", то есть во главу угла ставится публично-правовой характер государственно-служебных отношений. Суть такого подхода - поступивший в аппарат государственного управления специалист находится на службе не только в соответствующем государственном органе, но и у государства в целом.
Поэтому вряд ли корректно сводить исполнение государственной должности госслужбы только к профессиональному обслуживанию власти. В связи с этим более точным выглядит определение государственной службы, данное в действующем Федеральном законе от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации". Этот законодательный акт устанавливает, что государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
- Российской Федерации;
- федеральных органов
- субъектов Российской
- органов государственной
- лиц, замещающих должности,
устанавливаемые Конституцией
- лиц, замещающих должности,
устанавливаемые конституциями,
Государственная служба
потому является государственной, что
это не только административно-
Не каждый государственный служащий непосредственно реализует функции государства, однако в целом реализация общегосударственных задач является неотъемлемым признаком государственной службы. Точно так же не все государственные служащие наделены властными полномочиями, однако в целом государственная служба выступает в качестве инструмента реализации государственной власти. При этом направленность государственной службы на реализацию функций государства (а следовательно, повышенная значимость для государства в ее стабильном функционировании) требует установления публично-правового режима регулирования для всех государственных служащих, как для тех, кто непосредственно реализует эти функции, так и для тех, кто организует и обеспечивает их деятельность.
Итак, важнейшими специфическими особенностями государственной службы являются, во-первых, ее публичный характер, то есть осуществляется в общеполезных целях, для достижения общественного блага, во-вторых, направленность на реализацию функций государства, в-третьих, властный характер. При этом часть государственных служащих реализует функции государства непосредственно, а другая часть осуществляет организационные функции. Служащие, непосредственно осуществляющие государственные функции (и наделенные в связи с этим властными полномочиями), относятся к категории должностных лиц.
Следует отметить, что публичная значимость государственной службы как целостного организационно-правового института все же гораздо выше, чем значимость иных публичных институтов. Это вытекает из второго признака государственной службы – направленности на решение общегосударственных задач. Приостановка деятельности государственных органов (например, в случае забастовки государственных служащих) делала бы в большинстве случаев невозможным и нормальное функционирование подведомственных им государственных предприятий и учреждений, крайне затруднила бы работу иных организаций, негативно отразилась и на гражданах. Поэтому, хотя признак публичности и не является определяющим, отбрасывать его нельзя.
Специфику государственной службы
определяет не ее структура сама по
себе, а неотделимость
Таким образом, специфическими особенностями государственной службы выступают:
1) публичность;
2) направленность на реализацию функций государства;
3) властный характер служебной деятельности;
3) особая организационная
4) наличие прямой публично-
Данные особенности
3. Административно-правовое регулирование принципов
государственной службы Российской Федерации8
В системе исходных начал
организации и прохождения
В содержании принципов государственной службы получают наиболее четкое воплощение природа и сущность государственной службы как фундаментальной категории публичного управления.
Принципы государственной
В административном праве России находят свое выражение те общие принципы российского права, которые определяют начало и сущность государственного управления. Государственная служба основывается на основополагающих принципах организации и деятельности государственного аппарата, однако ей присущи и специальные принципы.
Категория "принцип государственной службы" отражает степень познания социальных и правовых явлений в сфере государственно-служебных отношений, представлений, составляющих основу государственной службы. Природа принципов государственной службы основывается на закономерностях ее функционирования как правового института и профессиональной деятельности. Значение принципов государственной службы состоит в том, что в них выражается сущность и основные свойства государственной службы, а также определяются ее место и роль в системе государственного управления.
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы РФ" основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются: федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; равный доступ граждан к государственной службе; единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы; открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих; профессионализм и компетентность государственных служащих; защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. Закрепленные в Законе о системе государственной службы принципы взаимосвязаны и взаимообусловлены, каждый из них имеет свое значение в механизме организации и прохождения государственной службы.
Специальные принципы определяют особенности
государственно-служебных
4. Перспективы развития института
государственной службы в Российской Федерации
Государственная служба представляет собой особый социальный, публичный, правовой, организационный институт общества, реализующий функции государства, именно поэтому она находится в поле зрения ученых, практиков и рядовых граждан и требует совершенствования. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем выступлении 2 июля 2008 г. прямо указал на то, что задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных услуг населению.
В этом плане несомненно, что усилиями организаторов, заказчиков, исполнителей и соисполнителей Федеральной программы реформирования государственной службы в Российской Федерации проделана значительная работа по научному обоснованию путей реформирования государственной службы. Тот факт, что Федеральная программа предусматривала целый комплекс исследований, пилотных проектов, экспериментов, свидетельствует о том, что заинтересованные государственные органы уделяют серьезное внимание научному обоснованию перспектив развития института государственной службы. А динамика роста качества проводимых научных исследований (20%, 30%, 40%) соответственно в 2005 - 2007 гг. дает основание считать работу ученых в этом направлении достаточно продуктивной.
Вместе с тем, отдельные преобразования остаются недостаточно научно проработаны.
Представляется важной проблема недостаточной фундаментальной научной разработки концептуальных основ института государственной службы. Это проявляется в отсутствии достаточной ясности и научной корректности в формулировке базовых понятий и сущности государственной службы. Безусловно, что в науке не существует позиции, претендующей на истину в последней инстанции. Вместе с тем следует понимать, что для эффективного функционирования государственной службы требуется наличие четкого и обоснованного с научной точки зрения понятийно-категориального аппарата.
В современной науке существует несколько научных подходов к определению понятия "государственная служба":
- как формы участия граждан
в осуществлении целей и
- как формы реализации связи
отношений государства,
- как системы государственных органов, имеющих своих служащих для исполнения государственных функций и задач;
- как особого вида
- как механизма формирования, реализации и совершенствования институтов государственной власти и государственного управления;
- профессиональная деятельность в пользу государства;
- служба в государственных
Все они в той или иной степени отражают сущность данного института и могли претендовать на законодательное закрепление. Однако, указанные подходы не нашли поддержки у законодателя.
То есть из определения данного ст. 1 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" вытекает закономерный вывод, что государственная служба по российскому законодательству – это не непосредственная деятельность по реализации функций государства, как должно быть исходя из ее природы, а всего лишь обеспечительная деятельность в интересах лиц, замещающих государственные должности.
Эта и другие проблемы могли бы стать предметом научного анализа, с тем чтобы, решая повседневные оперативные задачи реформирования государственной службы, существовали обоснованные концептуальные модели дальнейшего движения вперед. Целесообразно было бы организаторам Федеральной программы, курирующим данное направление в рамках работы межведомственной рабочей группы, организуя научные исследования по актуальным практическим проблемам, не забывать о необходимости проведения фундаментальных научных исследований9.