Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 21:20, курсовая работа
Государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
1. Введение 3
2. Специфические особенности государственной службы как публичного института 6
3. Административно-правовое регулирование принципов государственной службы Российской Федерации 14
4. Перспективы развития института государственной службы в Российской Федерации 16
5. Заключение 20
6. Список используемой литературы 21
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Административное право»
Современное развитие
института государственной
в системе частного и публичного права
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 3
2. Специфические особенности
государственной службы как
3. Административно-правовое
4. Перспективы развития
5. Заключение 20
6. Список используемой литературы 21
1. Введение
Государственная служба
Российской Федерации - это профессиональная
служебная деятельность граждан
Российской Федерации по обеспечению
исполнения полномочий: Российской Федерации,
федеральных органов
В современном Российском государстве система государственной службы включает в себя следующие виды:
государственная гражданская служба;
военная служба;
правоохранительная служба.
Кроме того, государственная гражданская
служба подразделяется на федеральную
государственную гражданскую
Государственная служба построена на следующих принципах:
федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
законность;
приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
равный доступ граждан к государственной службе;
единство правовых и организационных
основ государственной службы, предполагающее
законодательное закрепление
взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
открытость государственной
профессионализм и компетентность государственных служащих;
защита государственных
Понятие "государственный служащий" - одно из базовых в административном праве и науке государственного управления. Попытки его осмыслить с научных позиций предпринимались давно. Государственные служащие в любой стране представляют достаточно многочисленную социальную группу. В России только гражданских государственных и муниципальных служащих насчитывается более полутора миллионов человек. Причем это не какая-то арифметическая совокупность специалистов, замещающих определенные должности в системе государственного и муниципального управления. Это социальная общность специально отобранных, профессионально подготовленных, обладающих определенным жизненным и производственным опытом людей.2
В соответствии с действующим российским
законодательством
Статус государственного
служащего определяется нормами
конституционного и административного
права, т.е. нормами публичного, а
не частного трудового права. Правовое
регулирование служебных
2. Специфические особенности государственной службы
как публичного института5
Рассматривая сущность службы, нужно отметить, что сам этот термин многозначен. В современном словаре русского языка содержатся шесть его определений. Так, с одной стороны, службами именуются многие органы государственной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, Федеральная служба судебных приставов), с другой – под службой понимается деятельность отдельных категорий граждан. Во втором значении службу можно обозначить как один из видов социальной общеполезной деятельности.
С.И. Ожегов определяет службу как работу, занятия служащего, а также место его работы. Соответственно, служащий - "это лицо, работающее по найму в различных областях умственного труда, а служить - значит нести, исполнять службу; делать что-нибудь для кого-нибудь, выполнять чью-нибудь волю, приказания, направлять свою деятельность на чью-либо пользу"6.
Другие авторы характеризуют службу как "профессиональную деятельность определенного контингента – служащих – по организации исполнения и практической реализации полномочий государственных, общественных и других социальных структур". Служба в обобщенном понимании рассматривается как один из видов оплачиваемой профессиональной деятельности людей, в которой заинтересовано общество.
Специфика службы по сравнению с другими видами деятельности заключается в том, что служащий в процессе своей работы обычно не создает материальных ценностей и не оказывает хозяйственных услуг. Объект воздействия служащего иной – это сознание и поведение людей. Врач лечит, преподаватель учит, государственный чиновник управляет – все они являются служащими.
Воздействие служащего на других людей не всегда осуществляется напрямую. Так, например, служащий может заниматься обработкой обращений граждан в государственный орган, однако непосредственно с гражданами при этом не общаться. Поэтому можно сказать, что еще одним признаком служащего является то, что в большинстве случаев он работает с информацией, которая одновременно выступает средством воздействия на людей.
Наконец следует отметить: поэтому
процесс труда служащего
Выделяет виды служащих в зависимости от того, в какой организации они исполняют обязанности (а значит, и виды организаций тоже):
- служащие государственных органов;
- служащие государственных
- муниципальные служащие;
- служащие негосударственных
- служащие общественных
- служащие органов управления
международных, иностранных,
Разделяя все организации, представленные
в Российской Федерации, на государственные
и негосударственные, соответственно
и службу в них можно поделить
на государственную и
- муниципальную службу;
- службу в аппарате общественных объединений граждан;
- службу в аппарате
- службу в органах управления
в системе кооперативных
- службу в частных организациях.
Государственная служба как организационно-правовой институт государства призвана обеспечить организацию и практическое осуществление задач и функций государства, ибо государственный аппарат проявляет себя лишь в деятельности своих служащих, а без них он остается общей схемой и мертвой конструкцией. К государственной относится служба, решающая государственно значимые задачи: обороны, безопасности, защиты целостности, неприкосновенности и суверенитета страны, охраны общественного порядка и т.д., то есть задачи, которые решаются в интересах всего государства и без решения которых его существование немыслимо.
Все это предопределяет особенности в правовом регулировании государственной службы. Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях неоднократно подчеркивал, что "специфика государственной службы Российской Федерации как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих в трудовых отношениях. Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство может устанавливать в этой сфере и особые правила"7
В то же время, отмечая данный факт, Конституционный Суд РФ нигде не указывал, в чем же именно состоят эти особенности государственной службы. Между тем этот вопрос является крайне важным, так как особые правила должны устанавливаться не произвольно, а детерминироваться специфическими особенностями государственной службы, быть обоснованными, необходимыми, справедливыми.
В научной литературе отмечается неоднозначность подходов к определению государственной службы.
Изучением государственной службы как социального и правового явления занимались еще русские ученые-юристы середины XIX - начала XX в. Так, Н. Нелидов понимал под государственной службой действия, осуществлявшиеся работниками государственных органов, посредством которых административные структуры выполняли возложенные на них функции. В данном определении государственная служба рассматривается как вспомогательный, обслуживающий механизм государственного аппарата.
Такое понимание сущности государственной службы встречается и в настоящее время. В принципе он был заложен и в основу законодательного определения государственной службы ранее действовавшим Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации": под государственной службой в настоящем Федеральном законе понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (ч. 1 ст. 2).
Недостатком этой модели являются: ориентация
профессиональных усилий на достижение
более частных целей
Иной подход к сущности государственной
службы рассматривает государственную
службу как особое публично-правовое
отношение служащего к