Современное развитие института государственной службы в системе частного и публичного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Оглавление

1. Введение 3
2. Специфические особенности государственной службы как публичного института 6
3. Административно-правовое регулирование принципов государственной службы Российской Федерации 14
4. Перспективы развития института государственной службы в Российской Федерации 16
5. Заключение 20
6. Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

Админ Курсовая+.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Административное  право»

 

Современное развитие института государственной службы

 в системе частного и публичного права

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Введение 3

2. Специфические особенности  государственной службы как публичного  института 6

3. Административно-правовое регулирование  принципов государственной службы  Российской Федерации 14

4. Перспективы развития института  государственной службы в Российской  Федерации 16

5. Заключение 20

6. Список используемой  литературы 21

1. Введение

Государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан  Российской Федерации по обеспечению  исполнения полномочий: Российской Федерации, федеральных органов государственной  власти, иных федеральных государственных органов, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.1

В современном Российском государстве система государственной службы включает в себя следующие виды:

государственная гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная служба.

Кроме того, государственная гражданская  служба подразделяется на федеральную  государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, а военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Государственная служба построена  на следующих принципах:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной  службе;

единство правовых и организационных  основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого  подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной  службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному  контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных  служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в  их профессиональную служебную деятельность как государственных органов  и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Понятие "государственный служащий" - одно из базовых в административном праве и науке государственного управления. Попытки его осмыслить с научных позиций предпринимались давно. Государственные служащие в любой стране представляют достаточно многочисленную социальную группу. В России только гражданских государственных и муниципальных служащих насчитывается более полутора миллионов человек. Причем это не какая-то арифметическая совокупность специалистов, замещающих определенные должности в системе государственного и муниципального управления. Это социальная общность специально отобранных, профессионально подготовленных, обладающих определенным жизненным и производственным опытом людей.2

В соответствии с действующим российским законодательством государственным  служащим является гражданин Российской Федерации, добровольно осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Перечисленные требования дополняются и конкретизируются с учетом особенностей каждого вида и уровня государственной службы, каждой должности в государственном аппарате. Для гражданского служащего обязательны: возраст не моложе 18 лет; владение государственным языком (русским, который, согласно п. 1 ст. 68 Конституции РФ, является таковым на территории Российской Федерации); соответствующее профессиональное образование. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет.3

Статус государственного служащего определяется нормами  конституционного и административного  права, т.е. нормами публичного, а  не частного трудового права. Правовое регулирование служебных отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации"; Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; другими федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации; конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами соответствующих государственных органов.4

 

 

 

 

2. Специфические особенности  государственной службы

как публичного института5

Рассматривая сущность службы, нужно отметить, что сам  этот термин многозначен. В современном  словаре русского языка содержатся шесть его определений. Так, с одной стороны, службами именуются многие органы государственной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, Федеральная служба судебных приставов), с другой – под службой понимается деятельность отдельных категорий граждан. Во втором значении службу можно обозначить как один из видов социальной общеполезной деятельности.

С.И. Ожегов определяет службу как  работу, занятия служащего, а также  место его работы. Соответственно, служащий - "это лицо, работающее по найму в различных областях умственного труда, а служить - значит нести, исполнять службу; делать что-нибудь для кого-нибудь, выполнять чью-нибудь волю, приказания, направлять свою деятельность на чью-либо пользу"6.

Другие авторы характеризуют службу как "профессиональную деятельность определенного контингента – служащих – по организации исполнения и практической реализации полномочий государственных, общественных и других социальных структур". Служба в обобщенном понимании рассматривается как один из видов оплачиваемой профессиональной деятельности людей, в которой заинтересовано общество.

Специфика службы по сравнению с  другими видами деятельности заключается  в том, что служащий в процессе своей работы обычно не создает материальных ценностей и не оказывает хозяйственных услуг. Объект воздействия служащего иной – это сознание и поведение людей. Врач лечит, преподаватель учит, государственный чиновник управляет – все они являются служащими.

Воздействие служащего на других людей  не всегда осуществляется напрямую. Так, например, служащий может заниматься обработкой обращений граждан в государственный орган, однако непосредственно с гражданами при этом не общаться. Поэтому можно сказать, что еще одним признаком служащего является то, что в большинстве случаев он работает с информацией, которая одновременно выступает средством воздействия на людей.

Наконец следует отметить: поэтому  процесс труда служащего регулируется не только профессионально-технологическими правилами, но и нормами социальных взаимоотношений, многие из которых есть правовые нормы. Наличие правовых отношений в самом процессе труда служащего является характерной особенностью и обязательным элементом всей его трудовой деятельности. Статус служащего обязывает его вступать в социальные, в том числе правовые, отношения с теми субъектами, которым он служит или которых обслуживает.

Выделяет виды служащих в зависимости  от того, в какой организации они  исполняют обязанности (а значит, и виды организаций тоже):

- служащие государственных органов;

- служащие государственных учреждений, предприятий, организаций и объединений;

- муниципальные служащие;

- служащие негосударственных организаций;

- служащие общественных объединений;

- служащие органов управления  международных, иностранных, смешанных организаций.

Разделяя все организации, представленные в Российской Федерации, на государственные  и негосударственные, соответственно и службу в них можно поделить на государственную и негосударственную. При этом к государственной службе относится служба в государственных органах (государственном аппарате) и в вооруженных формированиях (Вооруженные Силы, органы внутренних дел, пограничные войска и др.). В качестве составных частей службы негосударственной выделяют:

- муниципальную службу;

- службу в аппарате общественных объединений граждан;

- службу в аппарате политических  партий;

- службу в органах управления  в системе кооперативных организаций,  охватывающих хозяйственную область,  сферы здравоохранения, образования,  науки, оказания правовой помощи  населению и организациям и др.;

- службу в частных организациях.

Государственная служба как организационно-правовой институт государства призвана обеспечить организацию и практическое осуществление  задач и функций государства, ибо государственный аппарат  проявляет себя лишь в деятельности своих служащих, а без них он остается общей схемой и мертвой конструкцией. К государственной относится служба, решающая государственно значимые задачи: обороны, безопасности, защиты целостности, неприкосновенности и суверенитета страны, охраны общественного порядка и т.д., то есть задачи, которые решаются в интересах всего государства и без решения которых его существование немыслимо.

Все это предопределяет особенности  в правовом регулировании государственной  службы. Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях неоднократно подчеркивал, что "специфика государственной службы Российской Федерации как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих в трудовых отношениях. Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство может устанавливать в этой сфере и особые правила"7

В то же время, отмечая данный факт, Конституционный Суд РФ нигде не указывал, в чем же именно состоят эти особенности государственной службы. Между тем этот вопрос является крайне важным, так как особые правила должны устанавливаться не произвольно, а детерминироваться специфическими особенностями государственной службы, быть обоснованными, необходимыми, справедливыми.

В научной литературе отмечается неоднозначность  подходов к определению государственной  службы.

Изучением государственной службы как социального и правового явления занимались еще русские ученые-юристы середины XIX - начала XX в. Так, Н. Нелидов понимал под государственной службой действия, осуществлявшиеся работниками государственных органов, посредством которых административные структуры выполняли возложенные на них функции. В данном определении государственная служба рассматривается как вспомогательный, обслуживающий механизм государственного аппарата.

Такое понимание сущности государственной  службы встречается и в настоящее  время. В принципе он был заложен и в основу законодательного определения государственной службы ранее действовавшим Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации": под государственной службой в настоящем Федеральном законе понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (ч. 1 ст. 2).

Недостатком этой модели являются: ориентация профессиональных усилий на достижение более частных целей государственных  органов по отношению к цели деятельности государства; разделение института государственной службы на множество фрагментов, зачастую характеризующихся отсутствием устойчивых взаимосвязей. В Законе основной акцент сделан не на сущность государственной службы, а на ее обслуживающий, сервисный характер. В связи с этим отмечается, что служение государству в указанном определении низводится до служения государственному органу, хотя это несравнимые понятия. Вследствие этого в стороне остаются проблемы использования государственными служащими прерогатив государственной власти, реализации законов государства, социальные задачи государственной службы.

Иной подход к сущности государственной  службы рассматривает государственную  службу как особое публично-правовое отношение служащего к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной задачи государственной деятельности.

Информация о работе Современное развитие института государственной службы в системе частного и публичного права