Современная законодательная техника

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:35, контрольная работа

Краткое описание

Сейчас в нашей стране взят курс на формирование правового государства, что, несомненно, связано с повышением роли в государственной и общественной жизни основного юридического источника (формы) российского права – закона.
Законодательная власть в России представляет собой способность и возможность государства в лице его наделённых специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты.

Оглавление

Введение 3
1. Законодательная техника: понятие, назначение 5
2. Основные принципы законодательной техники 7
3. Законы, их виды и особенности 14
3.1 Закон: определение и его признаки 14
3.2 Классификация законов 16
3.3 Структура нормативно-правового акта 19
Заключение 24
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Современная законодательная техника.docx

— 57.65 Кб (Скачать)

Это закон, регламентирующий совместную компетенцию федерации  и ее субъектов в той или  иной сфере государственной жизни, содержащий общие принципы и порядок  регулирования и способствующий их реализации в соответствующих  актах республик, краев, областей и  др. Таковы, например, основы законодательства о культуре или основы законодательства об охране здоровья граждан.

  1. Общие принципы, основные принципы, основные начала.

Разные названия закона, содержащего преимущественно принципиальные нормативные положения, требующие  единообразного применения на всей территории России. Субъекты Федерации вправе конкретизировать их в своих законах (например, о Местном Самоуправлении).

  1. Законодательство.

Это структурно упорядоченная  система законодательных актов  в той или иной сфере государственной  или общественной жизни. Законодательство в узком смысле охватывает только законы, в широком смысле – иные нормативно-правовые акты (например, постановления палат Федерального Собрания, указы Президента РФ).

  1. Модельные (рекомендательные) законодательные акты.

Это законы, принимаемые  либо международными организациями, либо национальными парламентами федеративных государств, и могут быть подготовлены научными центрами и учеными. Модельные  акты дают примерную нормативную  ориентацию для национальных законодательств  в тех сферах, где требуются  общие правовые решения. Рассматриваются  национальными парламентами.

Существуют также классификации  законов: по субъектам правотворчества (деление на принятые в результате референдума и на принятые органами власти), по отраслевой принадлежности, а также по сроку действия (деление  на постоянные и временные).3

Приведенная классификация  законов отражает правовую действительность и достижения юридической науки. Она может быть весьма полезна  для законотворческой деятельности и четкого упорядочения всего  массива законодательства.

3.3 Структура нормативно-правового акта

Официальный характер выражения  государственной воли в законе, ее документальность, требование точности и ясности формулирования юридических  предписаний обусловливают необходимость  оформления закона в строго определенных, заранее установленных унифицированных  формах, наличие соответствующих  формальных реквизитов (заголовок, дата издания и т. д.), четко определенных структурных частей.

Внешние формальные реквизиты нормативного акта

Эти обязательные элементы нормативного акта, свидетельствующие  о его официальном характере, юридической силе, показывают, какой  правотворческий орган и когда  принял данный акт, в какую форму  его воплотил, удостоверяют его формальное действие. К формальным реквизитам нормативных актов, принимаемых  правотворческими органами субъектов  Российской Федерации, относятся: наименование вида, указание места и даты принятия. В конституциях и законах республик  в составе Российской Федерации, уставах и законах иных субъектов  Федерации не указывается орган, их принявший, поскольку презюмируется, что такие акты являются формой непосредственного  олицетворения народовластия. Среди  формальных реквизитов должна быть также  подпись должностного лица, имеющего по закону право подписывать соответствующие  акты.

Заголовок нормативного акта также является внешним формальным реквизитом и составной частью поискового образа документа. Заголовок обозначает предмет регулирования акта, во многом определяет сферу его действия, выбор  необходимого нормативного материала, является начальным этапом ознакомления с содержанием правового акта, важным инструментом учета и систематизации законодательства. Заголовок в принципе не носит и не должен носить нормативного характера, однако он имеет определенное ориентирующее значение для отыскания, учета и систематизации юридических предписаний. А иногда он оказывает неоценимую услугу и для правильного толкования отдельных неясных положений, так как обычно довольно четко обозначает сферу действия соответствующего акта.

Заголовок должен точно, четко  и правильно отражать предмет  акта с тем расчетом, чтобы исполнители  могли по названию акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать. Заголовок должен быть максимально  информационно насыщен, содержать  главные понятия нормативного акта, так как по заголовку в первую очередь осуществляется информационный поиск. Неточность, многословие заголовка, недостаточность отражения в нем предмета акта способны привести к неясностям и ошибкам на практике. Тщательное редактирование заголовков, устранение лишних слов, неудачных терминов и выражений – необходимые условия высокого качества проекта.

Преамбула нормативного акта

Введение (преамбула) – самостоятельная органическая часть акта, служащая важным дополнением к его основной, нормативной части. Она не разделена на отдельные статьи и, определяя цели и задачи издания акта, характеризуя социально-политическую обстановку, которая побудила его издать, объединяет все предписания акта единой идеей, общей политической и правовой основой, целевой направленностью.

Преамбула помогает полнее и глубже понять социально-политическое значение и необходимость издаваемых актов, заостряет внимание на актуальных вопросах правового регулирования, мобилизует исполнителей на неуклонное осуществление сформулированных в  ней предписаний. Поэтому представляется целесообразным чаще снабжать ею нормативные, и в первую очередь законодательные, акты, особенно в тех случаях, когда  акт касается широкого круга субъектов  права, имеет наиболее важное, принципиальное значение для соответствующего региона. Особенно важна преамбула в актах, непосредственно обращенных к гражданам, общественным объединениям, широкому кругу предприятий, фирм, кооперативов. Вполне закономерно, что практически  во всех конституциях республик, уставах  иных субъектов Федерации, а также  в значительном числе иных законодательных  актов регионов имеется развернутая  преамбула.

В преамбуле не должны помещаться самостоятельные нормативные предписания. Они служат для правильного и  глубокого понимания целей и  социального значения нормативного акта, но не для непосредственного  его применения к конкретным случаям. Не должно быть в преамбуле и общих, мало к чему обязывающих требований о совершенствовании работы, усилении требовательности к исполнителям, повышении ответственности за выполнение намеченных актом мер.

Рубрикация  нормативного акта

Если акт представляет собой объемный и сложный по своему построению документ, он обычно делится  на части, разделы, главы, подразделы и  т. д. Внутренняя рубрикация нормативных  актов опирается на материальные основания – деление регулируемых правом общественных отношений на определенные сферы в зависимости от их характера и содержания и отражает (во всяком случае должна отражать) внутреннюю структуру соответствующей отрасли (подотрасли) законодательства, правового института. Чем ближе структура нормативного акта к системе законодательства, тем удачнее она, тем эффективнее служит делу упорядочения общественных отношений в регионе.

Как и заголовок, структура  закона является источником информации о его содержании. Разделение на рубрики, их наименования помогают глубже уяснять нормативные предписания, определять связи между ними. Рубрикация упрощает пользование актом, его  систематизацию, производство ссылок, помогает быстро ориентироваться в  нормативном материале, улучшает внутреннее построение акта.

Статья (пункт) – основная структурная единица нормативного акта

В российском правотворчестве  отсутствует практика оформления нормативного акта сплошным текстом. Он традиционно  делится на статьи (пункты), представляющие собой его основные ячейки, клеточки. Такое деление четко обозначает одно правовое предписание или гнездо тесно связанных между собой  предписаний, облегчает толкование и применение акта, производство ссылок на отдельные его части, учет законодательства, составление разного рода собраний нормативных актов.

Особое положение закона в общей системе нормативных  актов определяет то обстоятельство, что он делится на статьи, в то время как другие нормативные  акты – на пункты. Такое различие имеет не только чисто техническое значение. Законодатель исходит из того, что акты, которые должны делиться на статьи, в своей основе наиболее стабильны и касаются более важных вопросов, в то время как акты, состоящие из пунктов, носят более оперативный характер, чаще подвержены изменениям, регулируют менее значимые отношения.

В статье (пункте) формулируется  главное в нормативном акте – юридические нормы, т. е. государственно-властные веления, обязательные для исполнения предписания. Представляется в принципе неудачным, когда непосредственно в статьях (пунктах) акта законодатель формулирует призывы и пожелания, мотивы и цели издания тех или иных норм, отмечает неудовлетворительное положение дел по тому или иному вопросу, приводит примеры неправильной практики, объясняет ее причины. Место таких положений обычно в преамбуле нормативного акта.

Заголовки статей улучшают структуру закона, облегчают нахождение нужных норм, их толкование и сопоставление  друг с другом, помогают эффективной  пропаганде права. Отсутствие заголовков статей – значительный недостаток техники составления законопроекта, который, к сожалению, еще встречается в современной законотворческой практике субъектов Российской Федерации.

Нумерация статей и других подразделений нормативного акта

Она для удобства пользования  и ссылок обычно бывает сквозной для  всего акта. Представляется недопустимым отдельно нумеровать статьи (пункты) каждого  раздела (главы) акта. Арабские цифры  для нумерации более удобны, чем  римские, особенно если количество статей (пунктов) велико.

Не менее важна также  нумерация глав, разделов и других подразделений нормативного акта. Без  нее труднее пользоваться актами, ссылаться на них. Нумерация каждой рубрики также обычно бывает сквозной. Нецелесообразна, например, отдельная  нумерация глав каждого раздела. Различные подразделения рубрикации (глава, раздел, часть) желательно нумеровать различными символами (например, арабскими и римскими цифрами, буквами).

Заключение

Провозглашение России правовым государством, признание в ее Конституции  в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод, повышение в  связи с этим роли правовых начал  в жизни общества ведут к необходимости  резкого повышения качества издаваемых в стране законов и иных нормативных  правовых актов. Ведь не секрет, что  в целом результаты правотворчества  у нас на всех его уровнях (и  на федеральном, и на региональном, и на локальном), мягко говоря, оставляют  желать лучшего. Многие нормативные  правовые акты, принимаемые разными  органами государства и должностными лицами, а также предприятиями, учреждениями и организациями далеки от совершенства. При этом большую озабоченность  вызывает низкий технический уровень  издаваемых актов, встречающиеся в  них многочисленные нарушения требований законодательной техники. Как результат этого последние очень часто бывают громоздкими, противоречивыми и несогласованными друг с другом, непонятными для их восприятия не только гражданами, но и специалистами в области права.

Вырабатывая современное  определение законодательной техники  нужно постоянно помнить, что  ее основным назначением является решение  проблем соотношения содержания и формы права. Цель ее заключается  в придании законам такой формы, которая бы полностью соответствовала  их содержанию и отвечала требованиям  доступности, простоты и наглядности.

Законодательная техника  – это система исторически  сложившихся, основанных на достижениях  теории права и проверенных практикой  нормотворчества правил, приемов  и средств, применяемых государственными органами в процессе построения кодексов, отдельных законов, статей и их элементов, в целях дальнейшего совершенствования  их формы.

Вопрос о повышении  технического уровня принимаемых в  стране нормативных правовых актов, как показывает жизнь, – это далеко не праздный вопрос. От его решения в значительной мере зависит состояние законности и правопорядка. Опыт нашего государства и других стран убедительно свидетельствует о том, что чем ниже техническое качество действующих в государстве нормативных правовых актов. Тем больше появляется возможностей для разного рода манипуляций с ними. А это неизбежно приводит к различным нарушениям законности и низкому уровню правопорядка в обществе. Кроме того, нельзя забывать и о том, что небрежно составленные, имеющие многочисленные нарушения требований законодательной техники акты самим фактом своего существования весьма пагубно воздействуют на формирование правового сознания граждан и должностных лиц и способствуют распространению такого крайне нежелательного для общества явления, как правовой нигилизм и на бытовом, и на ведомственном уровнях. Наконец, с низким техническим уровнем издаваемых в стране нормативных правовых актов нередко связаны обращения субъектов права в различные судебные инстанции (в том числе и высшие – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ) и в другие государственные органы, что в конечном итоге оборачивается для общества большими и совершенно неоправданными материальными затратами, да и к тому же отвлекает судебные и иные органы от другой (может быть более важной и нужной) работы. Поэтому не случайно в последнее время в литературе очень остро стоит вопрос о необходимости повышения технического уровня принимаемых нормативных правовых актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Конституция РФ от 12.12.1993. - М.: ЮРИСТЪ, 2008 - 24 с.
  2. Абдулаев М.И. Теория государства и права. - М., 2005. - 410 с.
  3. Исаков В.Б. Федеральное законотворчество: некоторые тенденции развития // Журнал российского права. 2000. №3, с.27-29
  4. Керимов Д.А. Законодательная техника. - М., 2000. - 127 с.
  5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. - М., 1997. - 352 с.
  6. Лафитский В.И. Законодательный процесс // Очерки конституционного права иностранных государств: - Учебное и научно-практическое пособие/Отв. ред. Д.А. Ковачев. - М., 1999. - 488 с.
  7. Лазарева В.В. Основы права. - М., 2001. - 429 с.
  8. Магомедов С.К. Технико-правовые аспекты законотворчества // Адвокат, 2002, № 7. - с.32
  9. Наинец А. Правотворчество: Теория и законодательная техника. - М.: 1974, - 256 с.
  10. Пиголкин А.С. Законотворчество в Российской Федерации. - М., 2000. - 600 с.
  11. Пиголкин А.С. Теория государства и права. - М., 2003. - 544 с.
  12. Пиголкин А.С. Язык закона. - М., 1990. - 192 с.
  13. Тихомиров Ю.А. Как готовить законы. - М., 1992. - 59 с.
  14. Тихомиров Ю.А. Конституция, закон, подзаконный акт. - М., 1994. - 136 с.
  15. Чухвичев Д.В. Законодательная техника. - М., 2003. - 239 с.
  16. Чухвичев Д.В. Логика, стиль и язык закона // Право и политика, 2005, №2, с.140-151

Информация о работе Современная законодательная техника