Современная законодательная техника

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:35, контрольная работа

Краткое описание

Сейчас в нашей стране взят курс на формирование правового государства, что, несомненно, связано с повышением роли в государственной и общественной жизни основного юридического источника (формы) российского права – закона.
Законодательная власть в России представляет собой способность и возможность государства в лице его наделённых специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты.

Оглавление

Введение 3
1. Законодательная техника: понятие, назначение 5
2. Основные принципы законодательной техники 7
3. Законы, их виды и особенности 14
3.1 Закон: определение и его признаки 14
3.2 Классификация законов 16
3.3 Структура нормативно-правового акта 19
Заключение 24
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Современная законодательная техника.docx

— 57.65 Кб (Скачать)

Чрезмерно обширный, громоздкий текст, наличие ненужных деталей  ограничивают возможности эффективного воздействия права на общественные отношения, затрудняют ориентирование в законодательстве, создание автоматизированных поисковых систем. Очевидно, что  требование экономичности касается не законодательных идей, сути юридических  предписаний, а их словесного оформления, не содержания, а формы права. Краткость  в правотворчестве – это оптимальная экономичность изложения мысли законодателя при сохранении полноты ее содержания. Эти требования не должны влиять на объем информации, заложенной в нормативном акте.

Иногда при составлении  того или иного литературного  произведения намеренно допускают  избыточность информации (повторение наиболее значимых мест, подчеркивание  главных мыслей и т. д.) с тем, чтобы  сделать текст более ясным и доходчивым. Для законодательного текста это излишне. В нем все важно, все значимо и требование его понятности должно выполняться не за счет повторений, а за счет точности юридических понятий и конструкций при лаконичности изложения мысли законодателя и оптимальной структуре акта.

Требование экономичности  в законодательстве имеет и другой аспект – это минимум актов по одному вопросу в интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения пользования им, его учета и систематизации.

Нынешний бум законотворчества приводит к тому, что наряду с  крупными основополагающими нормативными актами готовятся и принимаются  сравнительно мелкие, по узким вопросам. Тенденция мелкотемья нормативных  актов приводит к существенному "затовариванию" законодательного "хозяйства", его громоздкости, дублированию одних и тех же норм, расхождениям, несогласованности и  пробелам действующего регулирования  в регионах. Борьба с "перепроизводством" нормативных актов, их укрупнение и  объединение приобретают все  более актуальное значение. Нужны  единые по целям и содержанию крупные  акты, входящие в качестве составных  частей, блоков в единую, внутренне  согласованную систему законодательства.

7. Системное  построение права, т. е. цельность,  сбалансированность, внутренняя связь  и взаимозависимость всех частей  правовой системы, логическая  последовательность изложения мысли  законодателя.

Этот принцип предполагает гармоничное согласование всех норм актов, входящих в качестве составных  частей в общую систему права  и выполняющих в ней взаимодополняемые  функции (в частности, регулятивных и охранительных предписаний). Сюда входят и установление правильного  соотношения между действующими и вновь принимаемыми актами, и  четкая взаимосвязь общих и специальных  норм, актов высшей и низшей юридической  силы и т. д.

Новый акт должен органически  интегрироваться в единую правовую систему, согласовываться с действующими нормативными решениями, исключать  противоречия и повторения. Если предусматривается  иное регулирование по сравнению  с действующим, то в него должны быть внесены соответствующие коррективы: отмена противоречащих новому акту старых актов и их частей, внесение в  них соответствующих изменений. Издание новых норм без учета  предшествующего законодательства недопустимо.

8. Унификация, единообразие формы и структуры  нормативных актов, способов изложения  правовых предписаний. 

Этот принцип предполагает использование одинаковых реквизитов актов, стереотипной структуры, единых терминологии, юридических конструкций  и формулировок, унифицированного языка. Унифицированность, стандартизированность  юридических формул, способов их изложения  и построения – необходимое качество законодательства, непосредственно исходящее из такого свойства права, как его формальная определенность, а также из необходимости точности и четкости изложения мысли законодателя. Разнобой реквизитов и рубрик нормативных актов, отсутствие их стереотипной структуры, единого стиля изложения, несовпадение в разных актах нумерации статей, пунктов и их подразделений, формул отмены и изменения актов и их частей затрудняют использование законодательства. В современных условиях, когда появились возможности автоматизированной обработки нормативных актов, унификация их формы становится еще более актуальной.

Для правотворчества субъектов  Российской Федерации требование унификации юридической формы приобретает  особое значение. Ведь законодательство каждого из них является органической частью общего правового пространства Российского государства. Уместно, в частности, во избежание неоправданного разнобоя активно использовать при  подготовке проектов способы изложения  нормативных предписаний, стиль  и терминологию федеральных законодательных  актов, и в первую очередь Конституции  Российской Федерации.

Точное и неуклонное следование всем приведенным принципам в  их совокупности может характеризовать  нормативный акт как совершенный  с технической точки зрения и  свидетельствовать о высокой  юридической культуре его подготовки и оформления. Отсутствие какого-то из них или чрезмерное увлечение  одним требованием за счет другого (например, стремление к краткости  изложения за счет его полноты) – это свидетельство технического несовершенства акта.

Недоучет правил законодательной  техники приводит к издержкам  и ошибкам в юридической деятельности. Технико-юридические правила правотворчества  вырабатывались мировым сообществом. Их неуклонное соблюдение – необходимое условие внедрения четких юридических начал в рыночные отношения, развития демократии, упорядочения межнациональных отношений и формирования правового государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Законы, их виды и особенности

3.1 Закон: определение и его признаки

В теории права определение закона формулируется следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.2

Следует только к этому  добавить, что общий характер (нормативность) закона не означает того, что в законе не могут содержаться отдельные  индивидуальные или директивные  предписания – поручения правительству, бюджетные или плановые показатели, программные положения, декларации.

Итак, исходя из данного выше определения закона, можно дать следующие  его признаки:

  1. Закон представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов;
  2. Законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума. Это связано с тем, что издавна любой закон считается актом выражения высшей власти в государстве.
  3. Закон регулирует наиболее важные отношения в государстве и обществе, обеспечивает упорядоченное развитие экономических, политических и социальных сфер.
  4. Закон обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов. Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности – верховенство закона в регулировании общественных отношений. Оно означает нормативную ориентацию закона и обязательность соответствия его положениям других правовых актов. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Иначе он должен быть приведен в соответствие с законом или отменен;
  5. Закон обладает наибольшей нормативной концентрированностью и рассчитан на предоставление субъектам права широкого выбора вариантов поведения, на неопределенно множественное число случаев применения;
  6. Закон принимается в рамках специального законодательного процесса и на основе установленных процедур. В государствах современной парламентской демократии закон принимается представительным органом власти по определенной регламентом законодательной процедуре. Такая процедура, во-первых, обеспечивает внесение законопроектов по действительно важным вопросам жизни страны. Это закрепляется обычно ограничением круга субъектов законодательной инициативы, т.е. органов, лиц, либо определенного числа граждан. К числу таких субъектов относятся, обычно, глава государства, правительство, депутаты или группа депутатов, высшие судебные инстанции, некоторые другие органы. Во-вторых, законодательная процедура призвана обеспечить всестороннее обсуждение принятых к рассмотрению законопроектов. Она предусматривает планирование законодательной деятельности, рассмотрение их в трех стадиях (чтениях), обеспечивающее возможность всех депутатов, фракций и групп внести свои предложения, как по концепции проекта, так и по его конкретным статьям (главам, разделам), и, в конечном счете, – голосование по статьям (разделам) закона, и затем – по принятию закона в целом. Установлена процедура голосования законопроектов и порядок их принятия палатами.

Принятые в установленном  порядке федеральные законы имеют  верховенство на всей территории Российской Федерации. Они не должны противоречить  Конституции РФ, подлежат официальному опубликованию и без опубликования  не применяются. Закон обязательно  публикуется в официальных изданиях, а также может быть опубликован  и в других органах печати, обнародован  по телевидению, радио, передан по линиям связи соответствующим государственным  органам и общественным организациям.

Таким образом, принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии:

  • внесение законопроекта в законодательный орган;
  • обсуждение законопроекта;
  • принятие закона;
  • его опубликование (обнародование).

3.2 Классификация законов

Многообразие общественных отношений, регулируемых правом, порождает  множество законов. Они схожи  по основным признакам, но и различаются  между собой. Специфику законов  нужно отчетливо представлять себе и в полной мере учитывать в  процессе их подготовки, принятия и  реализации. Иначе затрудняется решение  задач, стоящих перед тем или  иным лицом. Возникает путаница с  наименованиями, содержанием и юридической  силой различных актов. Допускаются  многочисленные нарушения законности. Это и "сбои" в деятельности и взаимоотношениях государственных  органов, это и трудности для  граждан в реализации и защите их прав и законных интересов.

Избежать указанных трудностей можно с помощью правильно  построенных классификаций, которые  позволяют определить юридическую  силу законов. Понятие "юридическая  сила" в самом концентрированном  виде содержит характеристику видов  законов и каждого из них в  отдельности, а также их места  в правовой системе и соотношения  между собой. Законы имеют верховенство на всей территории страны и высшую юридическую силу по отношению ко всем другим нормативным правовым актам, помимо этого юридическая сила законов различается в зависимости от их местонахождения в классификации. С помощью деления на виды устанавливается иерархическая соподчинённость актов, занимающих более высокое место и более низкое место в государственной системе. В результате определяются основания и рамки принятия того или иного акта, его основного содержания. Формула "на основе и во исполнение закона" выражает именно эту правовую связь. Также юридическая сила, установленная в результате принятой классификации, позволяет признать правовой акт, нарушивший установленные юридические зависимости, нарушающим законность и теряющим юридическую силу. Для этого существует набор специальных средств: приостановление акта, отмена, признание акта недействительным, признание утратившим юридическую силу самого акта и связанных с ним других актов, и порожденных ими юридических последствий. Иными словами с помощью правильно составленной классификации можно установить определенную соотносимость и соподчиненность правовых актов, выразить те системные связи и зависимости, которые присущи законодательству в целом и его отраслям, а также всей правовой системе.

В теории права предпринимались  неоднократные попытки создания надлежащей классификации законов. Причем критерием при делении  законов на виды выступали как  общие теоретические предпосылки, так и особенности законов, выделяющиеся при практическом их использовании.

При первом роде классификации  все законы делятся на запретительные и повелительные. Далее повелительные  законы делятся на принудительные и  восполнительные. Отличаются они тем, что принудительные законы определяют сами содержание юридического отношения, тогда как восполнительные определяют содержание правоотношения лишь настолько, насколько субъекты не определили его  по своему усмотрению.

Классификация второго рода основывается на делении законов, используемом в практической жизни. Такая классификация  имеет больше применение, поэтому  на нее, как правило, ссылаются непосредственно  в правовых актах. Основы такой классификации  содержатся в основных законах государств – Конституциях.

Итак, в Российской Федерации  существуют следующие виды законов:

  1. Закон (наиболее общая форма акта указанного вида).

Отсылки к закону в этом смысле, содержащиеся в Конституции  и законодательных актах, означают закон как федеральный, так и  закон субъекта Федерации, как единичный закон, так и закон в собирательном смысле (как законодательство).

  1. Федеральный закон.

Федеральный закон в свою очередь делится на подвиды. В  соответствии с Конституцией РФ к  ним относятся:

а) сама Конституция (основной закон государства, которому должны соответствовать все остальные  законы и любые иные акты);

б) федеральные конституционные  законы, предусмотренные Конституцией;

в) федеральные законы, не имеющие значение конституционных (в правовой доктрине они называются обыкновенными законами).

  1. Кодекс – закон, содержащий систему норм, наиболее полным образом регулирующий определенный круг общественных отношений. Чаще всего им охватывается сфера общественной жизни. Кодекс отличается наибольшей стабильностью и своеобразным доминирующим положением в соответствующей отрасли законодательства. В Российской Федерации действуют Гражданский Кодекс, Уголовный Кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс Законов о Труде, Семейный Кодекс и другие.
  2. Основы законодательства.

Информация о работе Современная законодательная техника