Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:35, контрольная работа
Сейчас в нашей стране взят курс на формирование правового государства, что, несомненно, связано с повышением роли в государственной и общественной жизни основного юридического источника (формы) российского права – закона.
Законодательная власть в России представляет собой способность и возможность государства в лице его наделённых специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты.
Введение 3
1. Законодательная техника: понятие, назначение 5
2. Основные принципы законодательной техники 7
3. Законы, их виды и особенности 14
3.1 Закон: определение и его признаки 14
3.2 Классификация законов 16
3.3 Структура нормативно-правового акта 19
Заключение 24
Список использованных источников 26
Чрезмерно обширный, громоздкий текст, наличие ненужных деталей ограничивают возможности эффективного воздействия права на общественные отношения, затрудняют ориентирование в законодательстве, создание автоматизированных поисковых систем. Очевидно, что требование экономичности касается не законодательных идей, сути юридических предписаний, а их словесного оформления, не содержания, а формы права. Краткость в правотворчестве – это оптимальная экономичность изложения мысли законодателя при сохранении полноты ее содержания. Эти требования не должны влиять на объем информации, заложенной в нормативном акте.
Иногда при составлении того или иного литературного произведения намеренно допускают избыточность информации (повторение наиболее значимых мест, подчеркивание главных мыслей и т. д.) с тем, чтобы сделать текст более ясным и доходчивым. Для законодательного текста это излишне. В нем все важно, все значимо и требование его понятности должно выполняться не за счет повторений, а за счет точности юридических понятий и конструкций при лаконичности изложения мысли законодателя и оптимальной структуре акта.
Требование экономичности в законодательстве имеет и другой аспект – это минимум актов по одному вопросу в интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения пользования им, его учета и систематизации.
Нынешний бум законотворчества
приводит к тому, что наряду с
крупными основополагающими нормативными
актами готовятся и принимаются
сравнительно мелкие, по узким вопросам.
Тенденция мелкотемья нормативных
актов приводит к существенному
"затовариванию" законодательного
"хозяйства", его громоздкости,
дублированию одних и тех же норм,
расхождениям, несогласованности и
пробелам действующего регулирования
в регионах. Борьба с "перепроизводством"
нормативных актов, их укрупнение и
объединение приобретают все
более актуальное значение. Нужны
единые по целям и содержанию крупные
акты, входящие в качестве составных
частей, блоков в единую, внутренне
согласованную систему
7. Системное
построение права, т. е.
Этот принцип предполагает
гармоничное согласование всех норм
актов, входящих в качестве составных
частей в общую систему права
и выполняющих в ней
Новый акт должен органически
интегрироваться в единую правовую
систему, согласовываться с действующими
нормативными решениями, исключать
противоречия и повторения. Если предусматривается
иное регулирование по сравнению
с действующим, то в него должны быть
внесены соответствующие
8. Унификация,
единообразие формы и
Этот принцип предполагает использование одинаковых реквизитов актов, стереотипной структуры, единых терминологии, юридических конструкций и формулировок, унифицированного языка. Унифицированность, стандартизированность юридических формул, способов их изложения и построения – необходимое качество законодательства, непосредственно исходящее из такого свойства права, как его формальная определенность, а также из необходимости точности и четкости изложения мысли законодателя. Разнобой реквизитов и рубрик нормативных актов, отсутствие их стереотипной структуры, единого стиля изложения, несовпадение в разных актах нумерации статей, пунктов и их подразделений, формул отмены и изменения актов и их частей затрудняют использование законодательства. В современных условиях, когда появились возможности автоматизированной обработки нормативных актов, унификация их формы становится еще более актуальной.
Для правотворчества субъектов Российской Федерации требование унификации юридической формы приобретает особое значение. Ведь законодательство каждого из них является органической частью общего правового пространства Российского государства. Уместно, в частности, во избежание неоправданного разнобоя активно использовать при подготовке проектов способы изложения нормативных предписаний, стиль и терминологию федеральных законодательных актов, и в первую очередь Конституции Российской Федерации.
Точное и неуклонное следование
всем приведенным принципам в
их совокупности может характеризовать
нормативный акт как
Недоучет правил законодательной
техники приводит к издержкам
и ошибкам в юридической
В теории права определение закона формулируется следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.2
Следует только к этому добавить, что общий характер (нормативность) закона не означает того, что в законе не могут содержаться отдельные индивидуальные или директивные предписания – поручения правительству, бюджетные или плановые показатели, программные положения, декларации.
Итак, исходя из данного выше определения закона, можно дать следующие его признаки:
Принятые в установленном
порядке федеральные законы имеют
верховенство на всей территории Российской
Федерации. Они не должны противоречить
Конституции РФ, подлежат официальному
опубликованию и без
Таким образом, принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии:
Многообразие общественных отношений, регулируемых правом, порождает множество законов. Они схожи по основным признакам, но и различаются между собой. Специфику законов нужно отчетливо представлять себе и в полной мере учитывать в процессе их подготовки, принятия и реализации. Иначе затрудняется решение задач, стоящих перед тем или иным лицом. Возникает путаница с наименованиями, содержанием и юридической силой различных актов. Допускаются многочисленные нарушения законности. Это и "сбои" в деятельности и взаимоотношениях государственных органов, это и трудности для граждан в реализации и защите их прав и законных интересов.
Избежать указанных трудностей можно с помощью правильно построенных классификаций, которые позволяют определить юридическую силу законов. Понятие "юридическая сила" в самом концентрированном виде содержит характеристику видов законов и каждого из них в отдельности, а также их места в правовой системе и соотношения между собой. Законы имеют верховенство на всей территории страны и высшую юридическую силу по отношению ко всем другим нормативным правовым актам, помимо этого юридическая сила законов различается в зависимости от их местонахождения в классификации. С помощью деления на виды устанавливается иерархическая соподчинённость актов, занимающих более высокое место и более низкое место в государственной системе. В результате определяются основания и рамки принятия того или иного акта, его основного содержания. Формула "на основе и во исполнение закона" выражает именно эту правовую связь. Также юридическая сила, установленная в результате принятой классификации, позволяет признать правовой акт, нарушивший установленные юридические зависимости, нарушающим законность и теряющим юридическую силу. Для этого существует набор специальных средств: приостановление акта, отмена, признание акта недействительным, признание утратившим юридическую силу самого акта и связанных с ним других актов, и порожденных ими юридических последствий. Иными словами с помощью правильно составленной классификации можно установить определенную соотносимость и соподчиненность правовых актов, выразить те системные связи и зависимости, которые присущи законодательству в целом и его отраслям, а также всей правовой системе.
В теории права предпринимались
неоднократные попытки создания
надлежащей классификации законов.
Причем критерием при делении
законов на виды выступали как
общие теоретические
При первом роде классификации
все законы делятся на запретительные
и повелительные. Далее повелительные
законы делятся на принудительные и
восполнительные. Отличаются они тем,
что принудительные законы определяют
сами содержание юридического отношения,
тогда как восполнительные
Классификация второго рода основывается на делении законов, используемом в практической жизни. Такая классификация имеет больше применение, поэтому на нее, как правило, ссылаются непосредственно в правовых актах. Основы такой классификации содержатся в основных законах государств – Конституциях.
Итак, в Российской Федерации существуют следующие виды законов:
Отсылки к закону в этом смысле, содержащиеся в Конституции и законодательных актах, означают закон как федеральный, так и закон субъекта Федерации, как единичный закон, так и закон в собирательном смысле (как законодательство).
Федеральный закон в свою очередь делится на подвиды. В соответствии с Конституцией РФ к ним относятся:
а) сама Конституция (основной закон государства, которому должны соответствовать все остальные законы и любые иные акты);
б) федеральные конституционные законы, предусмотренные Конституцией;
в) федеральные законы, не имеющие значение конституционных (в правовой доктрине они называются обыкновенными законами).