Современная законодательная техника

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:35, контрольная работа

Краткое описание

Сейчас в нашей стране взят курс на формирование правового государства, что, несомненно, связано с повышением роли в государственной и общественной жизни основного юридического источника (формы) российского права – закона.
Законодательная власть в России представляет собой способность и возможность государства в лице его наделённых специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты.

Оглавление

Введение 3
1. Законодательная техника: понятие, назначение 5
2. Основные принципы законодательной техники 7
3. Законы, их виды и особенности 14
3.1 Закон: определение и его признаки 14
3.2 Классификация законов 16
3.3 Структура нормативно-правового акта 19
Заключение 24
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Современная законодательная техника.docx

— 57.65 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение 3

1. Законодательная техника: понятие, назначение 5

2. Основные принципы законодательной техники 7

3. Законы, их виды и особенности 14

3.1 Закон:  определение и его признаки 14

3.2 Классификация  законов 16

3.3 Структура  нормативно-правового акта 19

Заключение 24

Список использованных источников 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сейчас в нашей стране взят курс на формирование правового  государства, что, несомненно, связано  с повышением роли в государственной  и общественной жизни основного  юридического источника (формы) российского  права – закона.

Законодательная власть в России представляет собой способность и возможность государства в лице его наделённых специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты.

Согласно Конституции  РФ и принципу разделения властей законодательная власть на федеральном уровне осуществляется Федеральным собранием – парламентом, а на уровне субъектов Федерации – местными парламентами с разными названиями (Собрание депутатов, Областной совет, Народный хурал и др.), но обобщённо именуемыми в юридической литературе законодательными собраниями. На муниципальном уровне органы государственной власти, обладающие правом издания на своих территориях законов, не существуют.

По своему конституционно-правовому  статусу Федеральное собрание является не только законодательным, но и представительным органом. По природе и характеру  своей деятельности оно призвано представлять и выражать интересы всех социальных слоёв, всего российского общества. Федеральное собрание является постоянно действующим государственным органом, состоящим из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы.

В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются  с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах  – с их требованиями, запретами  и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают  при их нарушении. Каждое государство  устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с  помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой деятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.

Столь значительная роль законодательства в жизни личности и общества предполагает знание, прежде всего, того, каким образом  оно создается, формируется и  развивается, в чем суть законотворчества. Без такого знания исключается сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов  и подзаконных актов, призванных служить задачам обеспечения  свободы личности и прогресса  общества.

Законотворчество, как и всякое творчество, предполагает у законодателей  не только общую культуру, но требует  от них специальных знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных  актов. Эти знания в мировой юридической  теории и практике именуются законодательной  техникой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Законодательная техника: понятие, назначение

Законодательная техника – совокупность правил, методов, средств и приемов (инструментов), используемых субъектами законодательного процесса, для организации и осуществления законодательной деятельности. Инструментарий законодателя классифицируется по предмету (перечню решаемых задач и вопросов), назначению и содержанию. Классификация по этим признакам позволяет выделить три основных вида законодательной техники: техника организации законодательной деятельности, техника концептуальной разработки проектов законодательных решений, техника написания и оформления текстов законопроектов (юридическая техника).1

Законодательная техника  представляет собой составную часть  юридической техники вообще. Юридическая  же техника – это совокупность средств и приемов, используемых при составлении текстов как нормативных, так и индивидуальных правовых актов. Техника индивидуальных правовых актов по многим своим характеристикам ничем не отличается от правотворческой техники. Так, в текстах индивидуальных актов широко используются юридические термины, при их составлении применяются различные языковые приемы. Поэтому в определенной своей части законодательная техника и техника индивидуальных актов совпадают. Однако существуют и специфические средства и приемы именно правотворческой техники и техники индивидуальных актов.

Как видно из сказанного, элементами законодательной техники являются технические средства и технические приемы. К техническим средствам прежде всего относятся язык с его словарным составом, грамматическим строем, системой стилей и знаками препинания, а также специальные юридические средства внешнего оформления права – юридические термины и конструкции, презумпции и фикции, средства систематизации права. Технические же приемы включают в себя разнообразные методы, способы, операции, применяемые при изложении содержания норм права и их документального закрепления.

Предметом законодательной техники является: а) структура и технология законодательного процесса, в том числе состав, содержание и последовательность его стадий, этапов  и задач, условия их выполнения, а также требования к содержанию и качеству их результатов; б) организационная структура – состав и компетенция субъектов законодательного процесса; в) задачи, функции и организация системы управления законодательным процессом; г) функции и организация системы обеспечения законодательного процесса, включая правовое, информационно-аналитическое, документационное, организационно-техническое и другие виды обеспечения; д) задачи и организация официальной инкорпорации законодательства – издания от имени компетентных государственных органов сборников действующих законодательных актов, систематизированных в хронологическом, тематическом или ином порядке.

Законодательная техника  имеет две основные цели. Во-первых, рационально, адекватно ypeгулировать общественные отношения, не допустить пробелов, изложить нормативные акты достаточно четко, недвусмысленно, определенно и в то же время достаточно кратко, экономично, в определенной мере единообразно, стандартно. Многословие, расплывчатость формулировок, недостаточная четкость, снижают эффективность правового регулирования. Другая цель нормотворческой техники ориентирована на субъектов – адресатов нормативных актов и состоит в том, чтобы сделать нормативные акты достаточно понятными, ясными для лиц, которым они адресованы, чтобы у них не возникали сомнения относительно их прав и обязанностей, предусмотренных нормативными актами.

Соблюдение требований законодательной  техники, представляющей собой систему  основанных на практике правотворчества  и теоретически осмысленных принципов  и правил (приемов) подготовки проектов нормативных актов, – обязательная предпосылка высокого качества законов, их полноты, непротиворечивости.

2. Основные принципы законодательной техники

Нормативный акт – это литературное произведение особого рода, имеющее свои характерные черты и особенности, определяемые назначением права в общественной жизни, а именно – быть властным регулятором общественных отношений, человеческого поведения, четко определять юридические гарантии свободы личности, права и обязанности граждан, их объединений, органов, предприятий, фирм и других субъектов права, устанавливать меры, обеспечивающие исполнение правовых предписаний. Этим и определяется содержание основных принципов (требований) законодательной техники, которые должны быть положены в основу правоподготовительной деятельности.

Правила законодательной  техники весьма многочисленны и  разнообразны. Здесь нет общего рецепта  на все случаи. Применение этих правил может оказать положительный  эффект лишь при непременном учете  конкретных условий, вызвавших необходимость  принятия того или иного акта, специфики  предмета регулирования и сферы  его действия. В то же время все  конкретные правила законодательной  техники объединяются общей основной, сквозной идеей – создать наилучшие условия и максимальные удобства для правильного применения нормативных актов, достичь полноты, точности, доступности и компактности правовых положений. Исходя из этого можно сформулировать основные, наиболее общие принципы (требования), которые должны быть положены в основу работы над внешней формой готовящихся проектов:

1. Точность  и определенность юридической  формы: формулировок, выражений и  отдельных терминов закона.

Достижение наибольшего  соответствия между идеей, мыслью законодателя и воплощением этой идеи в нормативной  формуле – требование, непосредственно исходящее из специфики права как регулятора общественных отношений. Закон содержит обязательный эталон поведения, модель будущих поступков человека. В нем недопустимы недомолвки и двусмысленности. Неточность словесного воплощения нормы, расплывчатость и отсутствие единообразия понятий и терминов может привести к неправильному пониманию и применению закона, к возможности отхода от его буквального смысла, а это может оказать прямое влияние на судьбы людей, производственную деятельность, работу законодательных, исполнительных и судебных органов.

Недостаточно четкая статья закона или даже слово могут вызвать  серию юридических ошибок и серьезные  политические последствия. Достаточно вспомнить довольно часто встречающиеся, к сожалению, формулировки типа "как  правило", "обычно", дающие возможности  практически не исполнять закон, произвольно им жонглировать.

2. Ясность  и доступность языка нормативного  акта для адресатов, на которых  он распространяет свое действие.

Нормативный акт должен быть ясен для широких слоев населения, ведь запрещено отговариваться названием  или непониманием норм. Доступность  юридической формулы – необходимое условие укрепления законности, внедрения четких юридических начал во все сферы жизни, повышения авторитета права. Неясная норма не дает полного представления о правах и обязанностях граждан, ведет к ненужной трате времени на запросы и толкование, приводит к спорам и ошибкам

Требование простоты изложения  нормативного акта не должно, однако, наносить ущерб полноте, точности и глубине  формулирования законодательных положений, приводить к нарочитому упрощенчеству  и примитивизму. Многие регулируемые правом отношения достаточно сложны, и это не может не отразиться на стиле изложения соответствующих  норм. Юриспруденция оперирует сложными, многогранными и специфическими понятиями техники, медицины и других специальных отраслей знания с их особой терминологией.

Уровень простоты и доступности  языка нормативного акта зависит  от того, на кого он рассчитан, какой  сферы отношений касается. Если он регулирует узкую, специальную сферу и рассчитан на специалистов, например на строителей, работников здравоохранения, то в таком акте возможно употребление специальных терминов и оборотов. Но акты, обращенные к широким слоям населения, коллективам, объединениям (а таких актов большинство), должны излагаться простым и доступным языком. Употребление без объяснения сложных и непонятных терминов и выражений, специальных понятий недопустимо. Если для исполнения нормативного акта и просто его уразумения многие вынуждены обращаться за разъяснениями к помощи сведущих лиц, то этот акт вряд ли будет эффективен и авторитетен.

В век технического прогресса, усложнения социальных связей значительно  ускоряется темп общественной жизни, растет поток информации. Она уплотняется  и специализируется, углубляется  ее дифференциация. Эти процессы прямо  отражаются и на юридической информации. Происходит все большая специализация  правового регулирования, углубляется  регламентация ряда особых сфер жизни (медицина, техника, экология и др.). Очевидно, что чем более специализирован  объект правового регулирования, тем  более специальными могут быть язык и терминология соответствующих  нормативных решений.

3. Полнота  регулирования соответствующей  сферы отношений. 

Если в процессе исполнения нормативного акта обнаруживается ряд  вопросов, на которые он не дает исчерпывающий  ответ, если акт фрагментарен и отрывочен, не предусмотрен механизм его реализации, то о его эффективности не может  быть и речи.

Чтобы обеспечить полноту  регулирования, следует предусмотреть  в проекте положения (если они  не вытекают из действующего законодательства), без которых будущее регулирование  не сможет быть достаточно эффективным. Это касается в первую очередь  норм, предусматривающих исполнение будущих предписаний, механизм их действия, меры поощрения, а также и ответственности, юридические санкции. Без них  правовое решение будет мертворожденным, превратится в простую декларацию.

4. Конкретность  регулирования, борьба с декларативностью  нормативных актов. 

Эффективным и действенным  инструментом преобразования жизни  служит лишь тот акт, который точно  и конкретно определяет права  и обязанности субъектов правоотношений, четко формулирует меры их обеспечения (правовые санкции, способы поощрения  и стимулирования, организационные  меры). Лозунговый стиль превращает закон в пустую декларацию, никого ни к чему не обязывающий призыв, дает возможность произвольно его  толковать и применять. Между  тем декларативные термины и  выражения, положения чисто социологического плана нередко встречаются в  недавно принятых нормативных актах  регионов. Часто еще используются такие термины, как "общественное благо", "доверенные лица народа" и т. п.

5. Использование  апробированных, устоявшихся терминов  и выражений, имеющих широкое  хождение.

Неудачные фразы и обороты, мало распространенные термины ослабляют  регулирующую роль права, авторитет  и социальную ценность закона.

6. Максимальная  экономичность, оптимальная емкость,  компактность законодательных формул.

Информация о работе Современная законодательная техника