Территория Республики
Беларусь делится на территорию
столицы Республики Беларусь
и территории областей как
административно-территориальных единиц.
Территория области
делится на территории районов
и городов областного подчинения
как административно-территориальных
единиц.
Территория района
делится на территории сельсоветов,
поселков городского типа, городов
районного подчинения, являющихся
административно-территориальными
единицами, а также поселков
городского типа и городов
районного подчинения, являющихся
территориальными единицами.
Территории населенных
пунктов, не являющихся административно-территориальными
единицами, входящие вместе с
другими территориями в пространственные
пределы сельсоветов, составляют
их территорию.
Административно-территориальная
и территориальная единица в
связи с необходимостью установления
особого режима государственного
управления, обусловленного требованиями
национальной безопасности, экологическими
и иными требованиями, может объявляться
закрытой.
Населенный пункт
– компактно заселенная часть
территории Республики Беларусь,
место постоянного жительства
граждан, имеющая необходимые
для обеспечения жизнедеятельности
граждан жилые и иные здания
и сооружения, собственное наименование
и установленные в соответствующем
порядке территориальные пределы.
К числу населенных
пунктов относятся города, поселки
городского типа и сельские
населенные пункты.
В Республике
Беларусь устанавливается три
категории городов:
город Минск
– столица Республики Беларусь;
города областного
подчинения;
города районного
подчинения.
Населенные пункты,
в которых находятся местные
Советы депутатов, исполнительные
и распорядительные органы, являются
центрами соответствующих административно-территориальных
единиц.
Населенные пункты
Республики Беларусь относятся
к определенным категориям в
зависимости от:
численности проживающего
населения;
уровня развития
и специализации производственной
и социально-культурной инфраструктуры;
государственных
функций, осуществляемых на соответствующей
территории.
К категории
городов относятся:
город Минск
– столица Республики Беларусь,
города областного подчинения
– населенные пункты с численностью
населения не менее 50 тысяч
человек, являющиеся административными
и крупными экономическими и
культурными центрами с развитой
производственной и социальной
инфраструктурой.
В отдельных
случаях к категории городов
областного подчинения могут
быть отнесены населенные пункты
с численностью населения менее
50 тысяч человек, являющиеся административными
и крупными экономическими и
культурными центрами, имеющими
важное промышленное, историческое
значение, перспективы дальнейшего
развития и роста численности
населения; города районного подчинения
– населенные пункты с численностью
населения свыше 6 тысяч человек,
имеющие промышленные предприятия,
сеть учреждений социально-культурного
и бытового назначения, с перспективами
дальнейшего развития и роста
численности населения.
К категории
поселков городского типа относятся:
городские поселки
– населенные пункты с численностью
населения свыше 2 тысяч человек,
имеющие промышленные и коммунальные
предприятия, социально-культурные
учреждения, предприятия торговли,
общественного питания, бытового
обслуживания;
курортные поселки
– населенные пункты с численностью
населения не менее 2 тысяч
человек, на территории которых
расположены санатории, дома отдыха,
пансионаты, другие оздоровительные
учреждения, предприятия торговли,
общественного питания и бытового
обслуживания населения, культурно-просветительные
учреждения;
рабочие поселки
– населенные пункты с численностью
населения не менее 500 человек,
расположенные при промышленных
предприятиях, электростанциях, стройках,
железнодорожных станциях и других
объектах.
Все остальные
населенные пункты (деревни, поселки
и другие) относятся к категории
сельских населенных пунктов.
Территориальными
единицами Республики Беларусь
являются населенные пункты, в
которых не создаются местные
Советы депутатов, исполнительные
и распорядительные органы, а
также территории специального
режима использования (заповедники,
национальные парки, заказники,
территории исторических памятников
и памятников природы, территории
оборонного назначения и другие).
Полномочия Президента
Республики Беларусь при решении
вопросов административно-территориального
устройства.
Президент Республики
Беларусь по представлению Совета
Министров Республики Беларусь
и с учетом мнения местных
Советов депутатов:
образует и
упраздняет области и районы,
устанавливает и переносит их
административные центры, устанавливает
и изменяет границы города
Минска, областей и районов;
присваивает наименования
(переименовывает) областям, районам,
городам областного подчинения
и их районам, а также районам
города Минска;
принимает решения
по спорам между областными
Советами депутатов, связанным
с вопросами административно-территориального
устройства;
относит населенные
пункты к категориям городов
областного подчинения, устанавливает
и изменяет их границы, образует,
изменяет и упраздняет районы
в городах;
принимает решения
о передаче поселков городского
типа и сельских населенных
пунктов в административное подчинение
городских Советов депутатов,
исполнительных и распорядительных
органов города Минска и городов
областного подчинения;
объединяет с
учетом мнения населения и
с согласия местных Советов
депутатов одноименные административно-территориальные
единицы, имеющие общий административный
центр, в одну. Порядок ликвидации
(реорганизации) местных Советов
депутатов, исполнительных и распорядительных
органов соответствующих административно-территориальных
единиц определяется Президентом
Республики Беларусь.
Совет Министров
Республики Беларусь:
представляет
Президенту Республики Беларусь
предложения по вопросам административно-территориального
устройства для принятия соответствующих
решений;
устанавливает
порядок учета и регистрации
административно-территориальных и
территориальных единиц Республики
Беларусь;
осуществляет
контроль за учетом и регистрацией административно-территориальных
и территориальных единиц;
определяет порядок
наименования и переименования
предприятий, организаций, учреждений,
железнодорожных станций, аэропортов
и других объектов, расположенных
на территории Республики Беларусь,
а также физико-географических
объектов, осуществляет контроль за
его соблюдением;
дает согласие
областным Советам депутатов
на отнесение населенных пунктов
к категории городов районного
подчинения;
Полномочия областных
Советов депутатов, исполнительных
и распорядительных органов при
решении вопросов административно-территориального
устройства:
Областные Советы
депутатов с учетом мнения
соответствующих нижестоящих Советов
депутатов:
вносят в Совет Министров
предложения об изменении границ области,
образовании и упразднении районов в области
и изменении их границ, установлении и
перенесении их административных центров,
отнесении населенных пунктов к категории
городов областного подчинения, образовании
и упразднении районов в городах областного
подчинения и изменении их границ, передаче
поселков городского типа и сельских населенных
пунктов в административное подчинение
городских Советов депутатов, исполнительных
и распорядительных органов городов областного
подчинения, о наименовании (переименовании)
областей, районов, городов областного
подчинения и их районов, изменении границ
городов областного подчинения, а также
по межобластным спорам, связанным с административно-территориальным
устройством;
по согласованию
с Советом Министров относят
населенные пункты к категории
городов районного подчинения;
устанавливают
и изменяют границы городов
районного подчинения и поселков
городского типа, решают вопросы
о передаче поселков городского
типа и сельских населенных
пунктов в административное подчинение
городских Советов депутатов,
исполнительных и распорядительных
органов городов районного подчинения;
относят поселки
городского типа к иным категориям
населенных пунктов, установленным
настоящим Законом; образуют, упраздняют
и преобразуют сельсоветы, устанавливают
их границы, присваивают наименования
(переименовывают) городам районного
подчинения, поселкам городского
типа, сельсоветам.
Областные исполнительные
и распорядительные органы по
представлению районных и городских
исполнительных и распорядительных
органов осуществляют учет существующих
и регистрацию образуемых в
границах областей административно-территориальных
и территориальных единиц, а также
исключают их из учетных данных.
Наименование
и переименование административно-территориальных
и территориальных единиц производятся
с учетом общегосударственных
интересов, географических, исторических,
национальных, бытовых и других
условий, а также мнения местного
населения. При преобразовании
и переименовании административно-территориальных
и территориальных единиц, как
правило, не допускается присвоение
уже имеющихся в республике
наименований. При слиянии двух
или нескольких населенных пунктов
в один за ним, как правило,
сохраняется наименование одного
из слившихся населенных пунктов.
Переименование административно-территориальных
и территориальных единиц может
производиться лишь в исключительных
случаях. Запрещается переименовывать
населенные пункты, названия которых
связаны с историческим, национальным
и культурным наследием республики.
Наименование и переименование
проспектов, улиц, площадей и других
составных частей населенных
пунктов производятся соответствующим
местным Советом депутатов с
учетом мнения населения данной
территории.
3.
В соответствии
со статьей 4 Конституции и
статьей 5 Конституции…
Закон Республики
Беларусь «О политических партиях»
от 5.10.1994
Изменения и
дополнения: Закон от 22 июня 2001 г. N 36-З
Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь, 2001 г.,
N 63, 2/779
Политической
партией является независимое,
образованное на основе индивидуального
добровольного членства объединение
граждан, действующее в рамках
Конституции и законов Республики
Беларусь, содействующее выявлению
и выражению политической воли
граждан и участвующее в выборах.
Политические
партии действуют на основе
принципов свободы ассоциаций, демократизма,
самоуправления, законности, гласности
и равноправия всех политических
партий.
Политические
партии основывают свою деятельность
согласно своим уставам и программам.
Деятельность
политических партий не должна
препятствовать органам государственной
власти и управления, предприятиям,
организациям и учреждениям в
осуществлении ими своих функций.
Государство гарантирует
защиту прав и законных интересов
политических партий, создание условий
для выполнения ими своих уставных
целей и задач, в том числе
путем пользования государственными
средствами массовой информации.
Органам государственной
власти и управления, предприятиям,
организациям, учреждениям и их
должностным лицам запрещается
вмешиваться во внутренние дела
политических партий либо препятствовать
в той или иной форме их
деятельности, если она осуществляется
в соответствии с законом.
Вопрос № 12. Основы
конституционного строя Республики
Беларусь.
Основы конституционного
строя закреплены в Разделе I (статьи
1-20) Конституции Республики Беларусь.
Важнейшие из них такие:
1) «Республика Беларусь»
определена как «унитарное демократическое
социальное правовое государство»,
обладающее неотъемлемым суверенитетом;
2) «единственным
источником государственной власти
и носителем суверенитета» объявлен
народ;
3) «человек, его права,
свободы и гарантии их реализации»
названы «высшей ценностью и
целью общества и государства»;