Совет министров
обороны является органом Совета
глав государств по вопросам
военной политики и военного
строительства государств-членов.
• Совет руководителей
органов безопасности и специальных
служб государств-участников Содружества
Независимых Государств является
органом Совета глав государств
СНГ по вопросам, входящим в
компетенцию спецслужб.
Органы отраслевого
сотрудничества
На основе соглашений
государств-членов о сотрудничестве
в экономической, социальной и
других областях могут учреждаться
органы отраслевого сотрудничества,
которые осуществляют выработку
согласованных принципов и правил
такого сотрудничества и способствуют
их практической реализации.
5.
Акты СНГ.
К источникам
права Содружества Независимых
Государств можно отнести: международные
договоры (соглашения), акты Межпарламентской
ассамблеи, акты Экономического
суда СНГ, решения Совета глав
государств и Совета глав правительств,
а также акты иных органов
СНГ.
Государства-члены
заключают соглашения в рамках
СНГ по различным направлениям
сотрудничества. Основными среди
ряда существующих международных
договоров являются учредительные
документы СНГ, а именно Соглашение
о создании СНГ от 8 декабря
1991 года, Протокол к Соглашению
о создании СНГ, устав СНГ
от 22 января 1993 года.
Межпарламентская
Ассамблея принимает свои решения
в форме следующих актов:
• заявлений;
• обращений;
• рекомендаций;
• предложений.
Т.к. процесс
интеграции требует унификации
законодательной базы, Межпарламентская
ассамблея может разрабатывать
рекомендательные законодательные
акты. Под рекомендательным (модельным)
законодательным актом понимается
типовой законодательный акт
по вопросам, находящимся в сфере
общих интересов государств-участников
Содружества, имеющий рекомендательный
характер. Такой акт направляется
национальным парламентам государств-участников
СНГ для использования в их
законодательной деятельности. Возможны
следующие виды модельных законодательных
актов: общие принципы, основные
начала, примерный закго строя Республики
Беларусь.
Июнь 29, 2011 | Автор: Bip-ip
| Рубрика: Лекции по КП
Тема 4: Основы конституционного
строя Республики Беларусь.
1 Понятие конституционного
строя.
2 Административно-территориальное
устройство Республики Беларусь.
3 Политические партии,
общественные объединения и религиозные
организации.
4 Конституционные
принципы внешней политики белорусского
государства.
5 Государственная
символика Республики Беларусь:
государственный герб, государственный
флаг, государственный гимн.
1.
Порядок, при
котором соблюдаются права и
свободы человека и гражданина,
а государство действует в
соответствии с конституцией, называется
конституционным строем. Принципы,
включенные в раздел «Основы
конституционного строя» составляют
определенную систему и могут
быть разделены на четыре основные
группы:
- основные характеристики
государства;
- социальные основы
конституционного строя;
- экономические
основы конституционного строя;
- политические основы
конституционного строя.
Основные характеристики
государства: Республика Беларусь
является унитарным демократическим
социальным правовым государством.
Унитарное государство см. тему «Форма
территориального устройства». Главными
направлениями государства является 1)
защита независимости; 2) защита территориальной
целостности; 3) защита конституционного
строя; 4) обеспечение законности и правопорядка
(см. ст.1). Законность – это правовой режим
общественной жизни, заключающийся в неуклонном
соблюдении юридических норм всеми ее
праводееспособными участниками. Правопорядок
имеет место тогда, когда в соответствии
с принципами законности, во-первых, издаются
законы правовые, то есть социально справедливые,
обеспечивающие баланс интересов всех
социальных групп; во-вторых, законодательством
упорядычиваются все общественные отношения,
нуждающиеся в правовой регламентации,
в-третьих, правовое регулирование осуществляется
своевременно и стабильно.
Демократическим
государством называется государство,
устройство и деятельность которого
соответствует воле народа, общепризнанным
правам и свободам человека
и гражданина. Важнейшими признаками
демократического государства является
1) реальная представительная демократия;
2) обеспечение прав и свобод
человека и гражданина. Представительная
демократия осуществляется через
государственные органы, избираемые
народом. Непосредственная демократия
выступает в форме референдумов
(народного голосования). В соответствии
со статьей 3 Конституции «
Единственным источником государственной
власти и носителем суверенитета
является народ. …». Демократия с греческого
переводится как власть народа («demos» и
«kratos»). Демократия строится на следующих
принципах: равноправия всех перед законом;
реализация международно признанных прав
человека; единства прав и обязанностей;
политический и идеологический плюрализмы;
свобода вероисповедания; самоуправление;
гласность в работе государственных органов;
свобода средств массовой информации.
По своей сущности Республика Беларусь
– правовое государство. Правовое государство
– это конституционная система правовых
и политических институтов, реально обеспечивающих
осуществление суверенных прав народа
на основе верховенства и прямого действия
Конституции, гарантирующей международно
признанные права человека (см. тему «Правовое
государство»). Правовое государство строится
на основе принципов: 1) верховенства права
(см.ст.7), 2) разделения властей (см.ст.6),
3) взаимной ответственности государства
и личности (см.ст.2 ч.2), 4) приоритета принципов
международного права (см.ст.8) и т.д.
Социальное государство
– это государство, которое
берет на себя обязанность
заботиться о социальной справедливости,
благополучии своих граждан, их
социальной защищенности. В настоящее
время понятия социальное и
правовое государство не отделяются,
всегда речь идет о социальном
правовом государстве. Таким образом,
социальное правовое государство
– это конституционная система
правовых и политических институтов,
реально обеспечивающих права
народа. Становление социального
государства – это процесс
экономический, нравственный и
политический, но в любом случае
требующий человеческого измерения.
Условиями существования социального
государства и его характерными
признаками являются:
1. Демократическая
организация государственной власти;
2. Высокий нравственный
уровень граждан;
3. Мощный экономический
потенциал, позволяющий осуществлять
меры по перераспределению доходов,
не ущемляя положения собственника;
4. Социально ориентированная
структура экономики, что проявляется
в существовании различных форм
собственности со значительной
долей собственности государства
в нужных областях хозяйства;
5. Правовое развитие
государства, наличие у него
качеств правового государства и, в первую
очередь, верховенство закона;
6. Существование
гражданского общества, в руках
которого государство выступает
инструментом проведения социально-ориентированной
политики;
7. Социальная направленность
политики государства, что проявляется
в разработке разнообразных социальных
программ и приоритетности их
реализации;
8. наличие развитого
социального законодательства.
Социальную основу
конституционного строя составляет
признание человека высшей ценностью
и целью общества и государства
(ст.2). Экономическую основу конституционного
строя составляет понятие собственности
(ст. 13).Политическую основу конституционного
строя составляет устройство
государственного аппарата на
основе принципа разделения властей,
политические институты и общественные
объединения.
2.
В соответствии
со статьей 9 Конституции Республики
Беларусь «Территория РБ является
естественным условием существования
и пространственным пределом
самоопределения народа …». Территория
Республики Беларусь – пространство,
определяемое государственной границей.
Территория является неотъемлемым
элементом государства.
Закон Республики Беларусь
О Государственной границе Республики
Беларусь от 4.11.1992 Ведомости Национального
собрания Республики
Беларусь, 1999 г., N
4, ст.89 В редакции Закона от 6 января 1999
г. N 234-З Ведомости Национального собрания
Республики Беларусь, 1999 г., N 4,
ст.89 Закон от
19 мая 2000 г. N 391-З Национальный
реестр правовых актов Республики
Беларусь, 2000 г., N 50, 2/166
Государственная
граница Республики Беларусь
есть линия и проходящая по
этой линии вертикальная поверхность,
определяющие пределы территории
Республики Беларусь – суши, вод,
недр и воздушного пространства.
Принципы установления
и изменения прохождения Государственной
границы, установления и поддержания
правоотношений на Государственной
границе:
обеспечения безопасности
Республики Беларусь и международной
безопасности;
всестороннего
взаимовыгодного сотрудничества
с иностранными государствами;
взаимного уважения
суверенитета, территориальной целостности
государств и нерушимости государственных
границ;
мирного разрешения
пограничных вопросов.
Участки Государственной
границы с сопредельными государствами,
не оформленные в международно-правовом
отношении, подлежат их договорному
закреплению.
Закон Республики
Беларусь «Об административно-территориальном
делении и порядке решения
вопросов административно-территориального
устройства Республики Беларусь»
от 5.05.1998.
Административно-территориальное
деление территории Республики
Беларусь как унитарного государства
– это деление территории Республики
Беларусь на определенные части
в целях эффективной организации
государственного управления и
местного самоуправления, обеспечения
законности и правопорядка, реализации
прав, свобод и законных интересов
граждан Республики Беларусь.
Административно-территориальное
устройство в Республике Беларусь
основывается на принципах:
единства и
неотчуждаемости территории Республики
Беларусь как естественного условия существования
и пространственного предела самоопределения
народа, основы его благосостояния и суверенитета
Республики Беларусь;
сочетания общегосударственных
интересов и интересов населения,
проживающего на соответствующей
территории;
сочетания единой
государственной власти Республики
Беларусь, осуществление которой
основано на принципе разделения
ее на законодательную, исполнительную
и судебную, с местным самоуправлением;
осуществления
местными Советами депутатов,
исполнительными и распорядительными
органами своих полномочий в
пределах границ соответствующих
административно-территориальных единиц;
равномерности,
сбалансированности и комплексности
развития административно-территориальных
единиц, взаимосвязи административно-территориального
устройства и социально-экономического
районирования;
включения в
состав территорий более крупных
административно-территориальных единиц
территорий менее крупных административно-территориальных
единиц;
примерного равенства
размеров территории и численности
населения административно-территориальных
единиц одного вида;
многообразия
правовых статусов административно-территориальных
и территориальных единиц в
соответствии с их назначением,
местными особенностями, уровнем
социально-экономического развития
и другими факторами;
гласности и
учета общественного мнения при
решении вопросов административно-территориального
устройства.
Административно-территориальными
единицами Республики Беларусь
являются территории, в пространственных
пределах которых в порядке,
предусмотренном законодательством,
создаются и действуют местные
Советы депутатов, исполнительные
и распорядительные органы.
К административно-территориальным
единицам в Республике Беларусь
относятся области, районы, сельсоветы,
а также города и поселки
городского типа, в которых созданы
местные Советы депутатов, исполнительные
и распорядительные органы.
В целях определения
пространственных пределов компетенции
местных Советов депутатов, исполнительных
и распорядительных органов для
каждой административно-территориальной
единицы устанавливаются наименование,
границы и административный центр,
в котором располагаются эти
органы.
Территории городов
в целях оптимальной организации
исполнения решений, связанных
с удовлетворением социально-культурных
и бытовых потребностей граждан,
охраной правопорядка и соблюдением
законности, при необходимости делятся
на районы, не являющиеся самостоятельными
административно-территориальными
единицами.