Содержание и виды мер административной ответственности, применяемых к юридическим лицам

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 16:40, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время, когда наше государство находится на пути глобальных преобразований в сфере системы государственного управления и административного реформирования, все большую значимость приобретает вопрос правильного и целесообразного применения административно-принудительных мер, так как они непосредственно связаны с привлечением физических и юридических лиц к административной ответственности, сопряжены с ограничением прав и свобод человека и подчас не имеют строго установленной процессуальной формы применения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Особенности состава административного правонарушения как основания административной ответственности юридических лиц….4
Содержание и виды мер административной ответственности, применяемых к юридическим лицам………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Административное готово.docx

— 34.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Особенности состава административного правонарушения как основания административной ответственности юридических лиц….4
  2. Содержание и виды мер административной ответственности, применяемых к юридическим лицам………………………………...15

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованной литературы…………………………………………...20

 

Введение

 

Административные правонарушения связаны с функционированием многих сотен тысяч людей - граждан, физических и юридических лиц, непосредственно затрагивают их жизненные интересы и потребности, поскольку проникают во все сферы и области жизни, управления

В настоящее время, когда наше государство находится на пути глобальных преобразований в сфере системы государственного управления и административного реформирования, все большую значимость приобретает вопрос правильного и целесообразного применения административно-принудительных мер, так как они непосредственно связаны с привлечением физических и юридических лиц к административной ответственности, сопряжены с ограничением прав и свобод человека и подчас не имеют строго установленной процессуальной формы применения.

Меры административного предупреждения - это разновидность мер административного принуждения, направленных на предупреждение правонарушений и предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности, общества, государства.

Основанием применения мер административного предупреждения выступают презумпции (предположения) о намерении лица совершить правонарушение или о возможности наступления неблагоприятных последствий для личности, общества, государства в результате чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера.

 

 

1. Особенности состава административного правонарушения как основания административной ответственности юридических лиц

К основным особенностям административной ответственности, можно было выделить присущие только данному институту административного права:

1. Административную ответственность  можно рассматривать как правовую  ответственность за административные  правонарушения. Она устанавливается  как законами, так и подзаконными  актами, либо их нормами об  административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную  нормативно-правовую основу. [Российский Б. В., Старилов Ю.Н., Бахрах Д.Н. Административное право. М.: Норма, 2008. Стр. 816] Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права, в отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная законодательством о труде; а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих, материальная ответственность законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях нормами административного права. При этом следует учесть, что объектом посягательства являются отношения в сфере государственного управления, а также некоторые другие. Так, административная ответственность устанавливается за посягательства на таможенные, налоговые отношения, отношения, связанные с защитой собственности, с охраной прав граждан, природы, здоровья населения, торговли и т.д. Вместе с тем административная ответственность применяется за нарушение не каждой нормы административного права, а тех из них, которые содержат указание на административную ответственность.

2. Административная ответственность  используется как важное средство  правоохраны, борьбы с особым  видом нарушений -административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, как преступления, но совершаются гораздо чаще. Их опасность заключается, не только в характере самих противоправных действий или бездействия, но и в значительной распространенности. Административная ответственность наступает только в том случае, если конкретное правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовную ответственность. [6]

Основанием уголовной ответственности является преступление; дисциплинарной - дисциплинарный проступок, материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.

3. Административная ответственность  отличается своим субъектным  составом. Субъектами этого вида  ответственности являются как  физические, так и юридические  лица - предприятия, организации. Административная  ответственность наступает в  случае нарушения норм административного  права. Вместе с тем действующее  законодательство предусматривает  возможность привлечения к ней  виновных в нарушении норм  других отраслей права.

4. По своей сущности административная  ответственность представляет собой  воздействие, привлечения виновных  к административной ответственности  предоставлено специальным органам, перечень которых содержится  в третьем разделе Кодекса  об административных правонарушениях. Все эти органы относятся к  аппарату государственного управления, и только в прямо предусмотренных  законодательством случаях меры  административной ответственности  применяются судами. В отличие  от этого уголовное наказание  могут применять только суды; дисциплинарные - органы и лица, наделенные  дисциплинарной властью; материальное - суды общей юрисдикции и хозяйственные суды. Цель этого воздействия состоит в воспитании виновного в духе уважения к закону и правопорядку, а также в предупреждении совершения новых правонарушений как лицами, привлеченными к административной ответственности, так и другими гражданами.

5. Нарушение административно-правовых  норм влечет за собой применение  мер административного принуждения, одним из видов которых являются  административные наказания. Именно  эти последние, в отличие от  мер предупреждения, пресечения  и процессуальных мер обеспечения  производства по делу, применяются  в результате привлечения к  административной ответственности. Административная ответственность  находит свое выражение в наложении  на виновного взыскания. За преступления  налагаются уголовные наказания, за дисциплинарные проступки  дисциплинарные взыскания. Материальная  ответственность выражается в  имущественных санкциях.

6. Административную ответственность  отличает порядок ее установления. В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство, а, следовательно, и установление административной ответственности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. С учетом положений ст. 1.1 КоАП это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать. К ним в настоящее время относятся законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает установление административной ответственности только этим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях. При этом к ведению Российской Федерации отнесено установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, перечня видов административных наказаний и правил их применения, административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Значит, нормы права, содержащиеся во вновь принимаемых федеральных законах и вносящие изменения или дополнения в действующий Кодекс об административных правонарушениях, должны в обязательном порядке вноситься в данный Кодекс.

7. Меры административной ответственности  применяются широким кругом уполномоченных  органов и должностных лиц. Все  они, реализуя свои полномочия, назначают  правонарушителям административные  наказания. К ним относятся судьи (мировые судьи), комиссии по делам  несовершеннолетних и защите  их прав, многочисленные органы  исполнительной власти. Законами  субъектов РФ к ним могут  быть отнесены административные  комиссии и иные коллегиальные  органы.

В Кодексе об административных правонарушениях теперь расширен круг дел, рассматриваемых судьями. Расширена и их исключительная компетенция за счет отнесения к их ведению назначения, помимо административного ареста, ряда других административных наказаний: лишения специальных прав, конфискации, возмездного изъятия ряда предметов, дисквалификации, административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации.

8. Применение административного  взыскания не влечет судимости  и увольнения с работы. Лицо, к  которому оно применено, считается  имеющим административное взыскание  в течение установленного срока.

9. Законодательством установлен  особый порядок привлечения к  административной ответственности. Он отличается от уголовного  процесса большей простотой, что  создает условия для оперативности  и экономичности его применения, но создает необходимые гарантии  законности.

10. Меры административной ответственности  применяются в соответствии с  законодательством, регламентирующим  производство по делам об административных  правонарушениях. Уголовные дела  рассматриваются в соответствии  с уголовно-процессуальным законодательством, дисциплинарные - в соответствии  с нормами, устанавливающими порядок  дисциплинарного производства, дело  о материальной ответственности, - как правило, в порядке гражданского судопроизводства.

Административная ответственность отличается от других видов юридической ответственности и по субъектам ответственности. К ним относятся не только физические лица - граждане, государственные служащие, должностные лица, но и юридические лица. В некоторых случаях ответственность несут и предприятия, учреждения, организации (например, за экологические правонарушения и правонарушения в сфере торговли).[2]

Еще одно немаловажное отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности состоит в том, что поскольку некоторые административные правонарушения граничат с преступлениями, важно учитывать те указанные в законодательстве критерии, с помощью которых их можно отличить друг от друга.

Таким критерием часто является наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, оно рассматривается как преступление, а если тяжких последствий нет, то как административное правонарушение. Критерием может быть размер ущерба, причиненного правонарушением.

Иногда для квалификации деяния как преступления достаточно того, чтобы оно хотя и не повлекло, но могло повлечь тяжкие последствия. Например, хранение, использование, учет и перевозка взрывчатых и радиоактивных веществ, а также незаконная пересылка их по почте или багажом, если эти действия могли повлечь тяжкие последствия рассматриваются как преступления, если же последствия наступили, уголовная ответственность усиливается. Нередко повторное или неоднократное (за определенный промежуток времени) совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения, данным лицам при условии применения к нему в прошлом предусмотренных законодательством мер воздействия влечет иную квалификацию деяния: оно считается уже преступлением. Так, занятие запрещенным промыслом после наложения административного взыскания за такое же деяние, совершенное в течение одного года карается уже по Уголовному Кодексу. Иногда за критерий берется умышленное или неосторожное совершение правонарушения.

Основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами - административные взыскания.

11. Привлечение к административной  ответственности и назначение  административного наказания не  влечет для нарушителя судимости  и не является основанием увольнения  его с работы.

12. Административную ответственность  характеризует особый процессуальный  порядок ее реализации. Своей  относительной простотой, оперативностью  и экономичностью он отличается  от уголовного и гражданского  судопроизводства.

13. Во всех случаях ответственность  за административные правонарушения  наступает перед государством, которое  устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению  дел об этих правонарушениях  и назначению наказаний. Этим  обстоятельством административная  ответственность сходна с уголовной  и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой. Ответственность последних двух видов наступает, главным образом, перед субъектом договорных и внедоговорных гражданско-правовых или трудовых отношений.

14. Важная черта административной  ответственности состоит в том, что ее можно рассматривать  как совокупность материальных  и процессуальных правоотношений, т.е. материально-деликтных, вызванных  совершением конкретного правонарушения, и административно-процессуальных, связанных с необходимостью собрать  материалы о правонарушении и  лице, его совершившем, рассмотреть  дело, вынести законное, обоснованное  и справедливое решение, обеспечить  его исполнение. Нередко при реализации  административной ответственности  материальные и процессуальные  правоотношения как бы сливаются, образуя единое целое. Например, штраф налагается и взимается  на месте совершения административного  правонарушения в порядке, так  называемого, усеченного процесса  ввиду очевидности и простоты  самого характера административного  правонарушения.[1]

Административная ответственность юридических лиц не ограничивается применением административных взысканий с целью наказания, напротив, она носит условный характер:

С одной стороны ответственность состоит в применении собственно административных взысканий с целью наказания, государственного осуждения виновного субъекта, восстановления социальной справедливости.

С другой - в принуждении юридического лица, организации к выполнению государственной обязанности, от которой оно неправомерно и умышленно или виновно отказалось.

Информация о работе Содержание и виды мер административной ответственности, применяемых к юридическим лицам