Содержание и виды мер административной ответственности, применяемых к юридическим лицам

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 16:40, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время, когда наше государство находится на пути глобальных преобразований в сфере системы государственного управления и административного реформирования, все большую значимость приобретает вопрос правильного и целесообразного применения административно-принудительных мер, так как они непосредственно связаны с привлечением физических и юридических лиц к административной ответственности, сопряжены с ограничением прав и свобод человека и подчас не имеют строго установленной процессуальной формы применения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Особенности состава административного правонарушения как основания административной ответственности юридических лиц….4
Содержание и виды мер административной ответственности, применяемых к юридическим лицам………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Административное готово.docx

— 34.50 Кб (Скачать)

Анализируя комплекс мер, связанных с административной ответственностью юридических лиц, можно сделать некоторые выводы:

Во-первых, для института административной ответственности юридических лиц характерна следующая система административных взысканий:

    1. меры морально-правового характера в форме предупреждения, законным видом, которого может быть также предупреждение с предписанием.
    2. меры имущественного и денежного взыскания в форме штрафа, взыскания стоимости товаров и транспортных средств, конфискации вещей, предметов, явившихся непосредственными объектами или орудиями совершения административного правонарушения.
    3. взыскания, направленные на ограничение, частичной приостановки, деятельности юридических лиц, на лишение их отдельных полномочий или специального права, могут применяться в форме отзыва (аннулирования) лицензии.

Во-вторых, в числе административных взысканий, применяемых к юридическим лицам, преобладают меры имущественной направленности, связанные с денежными выплатами, а именно административные штрафы, которые время от времени регулируются и далеко не в меньшую часть.

Исследуя вопрос об особенностях применения административных взысканий к юридическим лицам, необходимо обратить внимание в первую очередь на реализацию принципа индивидуализации административного взыскания, на понимание того, что любая организация - как обладающая правами юридического лица, так и не обладающая ими - должна рассматриваться в случае совершения административного правонарушения как индивидуальный, самостоятельный правонарушитель. Следовательно, производство по делам об административных правонарушениях юридических лиц должно быть ориентировано исключительно на разрешение административных дел индивидуальных субъектов.

Опуская некоторые особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях таможенного, налогового, антимонопольного законодательства, законодательства о ценных бумагах, строительстве, землепользовании и других, выделим общие черты, характеризующие производство по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами. Из этого следует, что единый порядок производства по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, отсутствует, но в целом такое производство базируется на нормативной базе, состоящей из трех кодификационных нормативных актов: Таможенного кодекса, Налогового кодекса, Кодекса об административных правонарушениях. Также в связи с тем, что единообразного порядка осуществления производства по делам об административных правонарушениях в настоящее время нет, существуют ведомственные нормативные акты, самостоятельно решающие процессуальные вопросы по тем видам правонарушений, по которым эти ведомства (например, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и ее немногочисленные региональные отделения) полномочны применять административные взыскания. В субъектах Российской Федерации формируется свой, отличный от общефедерального, порядок производства по делам о правонарушениях в области городского благоустройства, общественного питания, торговли и т. д., ответственность за которые установлена законодательными актами субъектов Федерации. В перспективе, с принятием нового КоАП, определение порядка привлечения к административной ответственности именно в этих сферах хозяйствования окончательно перейдет к законодательным органам субъектов Федерации. Прослеживается стремление законодателя сделать исполнение решений, связанных с административными имущественными санкциями и выплатой денежных штрафов, с одной стороны, единым для всех органов, а с другой - вневедомственным, осуществляемым на основе законодательных актов исполнение постановлений о наложении административных взысканий осуществляется применительно к особенностям привлечения к административной ответственности юридических лиц в порядке, установленном ФЗ "Об исполнительном производстве". [5]

В теории административного права принято считать, что производство по делам об административных правонарушениях слагается из: возбуждения дела, его рассмотрения и разрешения, обжалования или опротестования постановления по делу исполнения постановления по делу. Однако современное законодательство об административных правонарушениях в некоторых случаях, к примеру, ст. 18 ФЗ от 8 июля 1999 г. "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции "(СЗ РФ. 1999. ст. 3476), уже предусматривает возможность наличия в производстве такой факультативной стадии, как административное расследование. Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях иногда для придания ему логически законченного характера может осуществляться путем прохождения факультативной стадии административного расследования.

 

 

2 Содержание и виды мер административной ответственности, применяемых к юридическим лицам

В деятельности любого юридического лица, иногда возникают моменты, когда оно, по тем или иным причинам приостанавливает свою деятельность. Такое приостановление может быть как добровольным, так и принудительным.

Основными нормативными актами, устанавливающими административную ответственность, являются Кодекс об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Российской Федерации, Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, а также другие виды федеральных законов об ответственности за административные правонарушения. Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении (то есть в совместной деятельности и ответственности) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации, и ее, субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации и по предметам ее совместного ведения с субъектами Федерации законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам, а в случае такого противоречия действует федеральный закон. То есть, не подлежит применению любой нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам административного и административно-процессуального законодательства, если он противоречит какому-либо федеральному закону по этим вопросам.

В административном праве основным федеральным нормативным правовым актом сводного характера (кодификационным актом) является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Кодекс состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части определены понятие административного правонарушения, субъекты административной ответственности, виды административных взысканий, общие правила и сроки наложения административных взысканий. В Особенной части дана классификация административных правонарушений с указанием административного взыскания за каждое. Кроме того, Кодекс определяет систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (раздел III), регламентирует производство по делам об административных правонарушениях (раздел IV) и исполнение постановлений о наложении административных взысканий (раздел V).

Выявление правонарушения является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, при этом мера последующая не ставит целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. К административной ответственности юридических лиц, согласно ст.3.2,ст. 3.3 КоАП РФ могут применяться в качестве основных мер наказания:

    1. предупреждение, (п. 1 ч. 1 ст. 3.2.; ст. 3.4. КоАП);
    2. административный штраф, (п. 2 ч. 1 ст. 3.2., ст. 3.5. КоАП);
    3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, (п. 3 ч. 1 ст. 3.2., ст. 3.6. КоАП);
    4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, (п. 4 ч. 1 ст. 3.2., ст. 3.7. КоАП).
    5. административное приостановление деятельности. (п.9 ч.1 ст.3.2, ст. 3.12 пункт введен Федеральным законом от 09.05.2005 г. № 45-ФЗ).[4]

Таможенным кодексом РФ и рядом других актов установлено такие взыскания, как отзыв лицензии или квалификационного аттестата; взыскание стоимости товаров и транспортных средств.

Все перечисленные наказания тесно связаны между собой и образуют единую систему, их объединяет общая цель: защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные нарушения, предупреждение совершения новых нарушений. По содержанию каждое наказание является карательной мерой ответственности, назначаемой за административные деликты, применение любого из них означает наступление административной ответственности, влечет неблагоприятные юридические последствия.

Данная система административных наказаний характеризуется рядом особенностей.

Bo-первых, эта система является  единственным законодательно установленным  перечнем административных наказаний, что позволяет обеспечить единообразное  понимание и применение данных  средств правоохраны.

Во-вторых, иные виды административных наказаний, кроме указанных выше, могут быть установлены только законодательными актами РФ и лишь в соответствии с общими положениями и принципами законодательства об административных правонарушениях.

В-третьих, она дифференцирует административные наказания на основные и дополнительные (возмездное изъятие, конфискация), причем последние могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания; другие административные наказания могут устанавливаться и применяться только в качестве основных.

Дополнительные наказания могут назначаться самостоятельно, а могут только присоединяться к основным мерам наказания. За конкретное административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП. Одновременное применение двух основных либо двух дополнительных наказаний не допускается.

В-четвертых, эта система для юридических лиц включает наказания морального характера (предупреждение) и денежные и имущественные наказания (штраф, конфискация).[3]

Таким образом, система административных наказаний включает в себя различные по характеру, тяжести и юридическим последствиям санкции. Это дает возможность соответствующим органам (должностным лицам) избрать меру взыскания за проступок с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

 

 

Заключение

Административное принуждение является функцией правоохранительных, как правило, органов, входящих в общую систему органов исполнительной власти. Например, это все органы, наделенные административно-надзорной компетенцией, органы внутренних дел и т.п.

Административное принуждение, используемое в необходимых случаях, является проявлением административной власти, под которой предлагается понимать средства, используемые в процессе реализации исполнительной власти, т.е. фактически юридически властные полномочия субъектов государственно-управленческой деятельности. Однако надо учитывать при этом ранее отмеченные ограничения (не все субъекты, не все нормы и т.п.). Поэтому объем односторонних юридически властных полномочий таких субъектов, разумеется, шире, чем объем их же полномочий по применению мер административного принуждения.

Мера административного принуждения - установленный нормами административного и административно-процессуального права способ (средство) целенаправленного воздействия уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти и суда на физических и юридических лиц в рамках внеслужебного подчинения, применяемый с целью предупреждения и пресечения правонарушений, обеспечения надлежащего осуществления административного процесса, наказания правонарушителей, а также при возникновении иных обстоятельств, угрожающих безопасности личности и общественной безопасности. Арсенал такого рода принудительных мер достаточно широк. При этом они используются не только в целях обеспечения исполнения норм, устанавливаемых административным правом. Они являются средством охраны норм многих других отраслей права (например, финансового, трудового и т.п.).

Список использованной литературы

 

  1. Агапов А. Административная ответственность./ Агапов А. -М.: Изд. Юрайт, 2011 г., - 435с.
  2. Бахрах Д.Н. Административное право. 3-е изд., пересмотр. и доп./ Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. - М.: Норма, 2008. - 816с.
  3. Дмитриев Ю. А., Административное право, учебник для вузов./ Дмитриев Ю. А., Полянский И. А., Трофимов Е. В. - М.: Изд. Эксмо. 2009., - 928с.
  4. Кодекс РФ об административных правонарушениях
  5. Попов Л.П., Колесниченко Ю.Ю. Административная ответственность и проблемы административного права (Четвертые "Лазаревские чтения"). Государство и право №10, 2000.
  6. Розенфельд В.Г., Старилов Ю.Н. Административное принуждение, административная ответственность: Учебное пособие. - Воронеж, 1993.

 

 


Информация о работе Содержание и виды мер административной ответственности, применяемых к юридическим лицам