Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:49, курсовая работа
Актуальность данного исследования определена тем, во-первых, что состояние дел в области пожарной безопасности в России, и в частности, в городе Москве вызывает серьезные опасения. По статистике, за 2009 год в Москве зарегистрировано более двух тысяч пожаров, из них в 49 случаях – это пожары на предприятиях торговли, установленный материальный ущерб которых составил около 500 000 000 рублей. Наибольшее число пожаров приходится на объекты мелкорозничной торговли (киоски, ларьки и т.д.) и торговые павильоны. Сложившееся положение с пожарами обусловлено, во многом, халатным отношением владельцев предприятий торговли к требованиям пожарной безопасности.
Раздел 1 Общая характеристика системы пожарного контроля в торговой сфере
Раздел 2 Оценка пожарного контроля в торговой сфере
2.1 Правовая основа деятельности
2.2 Агитация как важная часть системы предотвращения пожаров
Раздел 3 Основные предложения по улучшению деятельности государственных органов за контролем торговой сферы
Заключение
Список использованной литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Раздел 1 Общая характеристика системы пожарного контроля в торговой сфере
Раздел 2 Оценка пожарного контроля в торговой сфере
2.1 Правовая основа деятельности
2.2 Агитация как важная часть системы предотвращения пожаров
Раздел 3 Основные предложения по улучшению деятельности государственных органов за контролем торговой сферы
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования определена тем, во-первых, что состояние дел в области пожарной безопасности в России, и в частности, в городе Москве вызывает серьезные опасения. По статистике, за 2009 год в Москве зарегистрировано более двух тысяч пожаров, из них в 49 случаях – это пожары на предприятиях торговли, установленный материальный ущерб которых составил около 500 000 000 рублей. Наибольшее число пожаров приходится на объекты мелкорозничной торговли (киоски, ларьки и т.д.) и торговые павильоны. Сложившееся положение с пожарами обусловлено, во многом, халатным отношением владельцев предприятий торговли к требованиям пожарной безопасности.
Во-вторых, представляется весьма важным и целесообразным найти пути совершенствования контроля со стороны органов исполнительной власти города Москвы за исполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности.
Объектом настоящего исследования является система государственного контроля за пожарной безопасностью на объектах торговли города Москвы.
Предмет исследования – деятельность органов исполнительной власти города Москвы по контролю за выполнением требований пожарной безопасности на объектах торговли города Москвы.
Цель исследования заключается в совершенствовании методов надзорной деятельности в области пожарной безопасности на торговых площадях города Москвы.
Достижение поставленной цели требует решения следующих основных задач:
- изучить организационно-правовой механизм контроля пожарной безопасности в сфере торговли города Москвы;
- проанализировать надзорную деятельность Управления пожарного надзора Главного управления МЧС России по г. Москве в области пожарной безопасности;
- определить направления совершенствования деятельности Управления пожарного надзора Главного управления МЧС России по г. Москве.
Раздел 1 Общая характеристика системы пожарного контроля в торговой сфере
Важнейшими задачами торговой организации в ходе осуществления предпринимательской деятельности является охрана здоровья и жизни работников, сохранение целостности используемого имущества, т.е. меры охранного характера, в том числе, и соблюдение правил пожарной безопасности.
Правила пожарной безопасности утверждены Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313 (ППБ 01-03). Данные правила устанавливают требования, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества и охраны окружающей среды.
Основными нормативными актами по пожарной безопасности в городе Москве являются:
- Федеральный закон «О пожарной безопасности» (ФЗ-69);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820
- Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03);
- Инструкция об организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации;
- Закон города Москвы «О пожарной безопасности»;
- Нормы пожарной безопасности;
- Строительные нормы и правила;
- Административный регламент по исполнению государственных функций по надзору за выполнением установленных требований пожарной безопасности.
- Федеральный закон №123 «Технический регламент о пожарной безопасности»
- Федеральный закон № 294 « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
- Своды правил.
Надзорную деятельность за соблюдением данных нормативных актов в городе Москве осуществляет Управление пожарного надзора Главного управления МЧС России по г. Москве, являющееся разновидностью государственного контроля, представляющее собой специализированное наблюдение и проверку соблюдения строго определенных правил в деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Основная задача пожарной инспекции – защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий.
Ниже, рассмотрим организационно-правовой механизм проведения проверок торговых площадей в городе Москве на соблюдение правил пожарной безопасности и основные требования пожарной безопасности на торговых объектах.
Проверки и обследования проводятся на основании письменного распоряжения руководителя подразделения Государственной противопожарной службы. В распоряжении указывается название проверяемой организации, а также, в какой период должна быть проведена проверка. Сроки для конкретных предприятий определяются индивидуально, в зависимости от размеров проверяемого объекта.
Плановые проверки, согласно ст.7 ФЗ от 8 августа 2001 года №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», проводятся раз в два года, если в ходе проверки выявлены нарушения, то проводятся контрольные (внеплановые) проверки. Кроме того, контрольные проверки устраиваются и по письменным заявлениям граждан, организаций или органов исполнительной власти. При устранении всех выявленных нарушений, контрольные проверки прекращаются.
При проведении плановых и контрольных проверок пожарная инспекция и проверяемая организация наделены следующими полномочиями:
1) Государственная противопожарная служба имеет право на:
- проведение обследования и проверки территорий торговых площадей и других объектов, в том числе, в нерабочее время;
- беспрепятственный вход на территорию объекта при наличии достоверных данных о нарушениях требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара;
- проведение проверки технической документации, имеющей отношение к обеспечению пожарной безопасности;
- предоставление руководителям торговых предприятий и должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров, не соответствующих требованиям;
- наложение на граждан и юридических лиц административных взысканий за выявленные нарушения и невыполнение требований пожарной безопасности.
2) Проверяемая организация имеет право на:
- присутствие при проведении проверки пожарной безопасности;
- проверку наличия письменного распоряжения руководителя Государственной противопожарной службы на проведение проверки;
- обжалование выданного предписания в случае несогласия с предложениями и замечаниями инспектора или с наложенными взысканиями в 10-дневный срок.
Проверяемая организация обязана:
- обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в торговую организацию и предоставить ему всю требуемую документацию;
- предоставить журнал учета мероприятий по контролю, в целях отметки в нем проверяющим инспектором записи о проведенной проверке.
Схема взаимоотношений органов пожарной безопасности и торговых организаций приведена в рис. 1
Рис. 1 Схема взаимоотношений органов пожарной безопасности и торговых организаций
┌────────────────────┐ ┌──────────────────┐
│Торговая организация├──────────────────
└────────────────────┘ ┌── -- -- -- -- -- ──┐ └─────────────────┬┘
/│\ /│\ Заявление │
│ │ │ на получение │ │
│ │ акта о прохождении │
│ │ │противопожарного │ │
│ │ контроля │
│ │ └── -- -- -- -- -- ──┘ \│/
│┌── -- -- ─┴ -- -- ──┐ ┌── -- -- -- -- -- ──┐ ┌── -- -- -- -- -- ──┐
││ Выдача необходимых │<───┤Выезд инспектора для│<──┤ Рассмотрение │
│ предписаний в целях проведения проверки заявления
││устранения неполадок│ │ системы пожарной │ │ в течение месяца │
│ в системе пожарной безопасности ─┐ с момента его подачи
││ безопасности ├─┐ └── -- -- -- -- -- ──┘ │ └── -- -- -- -- -- ──┘
│└── -- -- -- -- -- ──┘ │ ┌── -- -- -- -- -- ──┐ │
│┌── -- -- -- -- -- ──┐ └─> После выполнения │
│ Акт о прохождении <──┐│ указаний инспектора│ │
└┤ противопожарного │ │ на предприятии │
контроля <─┐││ проводится │ │
└── -- -- -- -- -- ──┘ ││ контрольная проверка │
││└── -- -- ─┬ -- -- ──┘ │
│└───────────┘ │
└────────────────────────┘
В соответствии с Правилами пожарной безопасности (ППБ 01-03) установлены следующие требования пожарной безопасности к объектам торговли (Рис. 2)
Рис. 2 Требования пожарной безопасности к объектам торговли
┌─────────────────────────────
Требования пожарной безопасности к объектам торговли
└───────────────────────┐ ┌────────────────────────┘
\┘ └/
\ /
\ /
┌─────────────────────────────
┌─┤ Временное хранение горючих материалов, отходов, упаковок и контейнеров│
│ │ не допускается в торговых залах и на путях эвакуации │
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
│ │ Они должны удаляться ежедневно по мере их накопления. Хранение горючих│
└>│ материалов, отходов, упаковок, контейнеров разрешается только │
│ в специально отведенных для этого местах (п. 159 ППБ 01-03) │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│Организовывать хранение горючих товаров или негорючих товаров в горючей│
│ упаковке в помещениях, не имеющих оконных проемов или шахт │
│ дымоудаления, не допускается (п. 160 ППБ 01-03) │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Хранение спичек, одеколона, духов, аэрозольных упаковок и других │
│ опасных в пожарном отношении товаров необходимо осуществлять отдельно │
│ от других товаров в специально приспособленных помещениях │
│ (п. 161 ППБ 01-03) │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│В торговых предприятиях запрещается (п. 162 ППБ 01-03):│
└─────────────────────────┐ ┌─────────────────────────┘
\┘ └/
\ /
\ /
┌─────────────────────────────
│проводить огневые работы во время нахождения покупателей в торговых залах│
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ при размещении торговых предприятий в зданиях иного назначения хранить │
│ легковоспламеняющиеся (ЛВЖ), горючие жидкости (ГЖ) (в том числе баллоны │
│ с газом, лакокрасочные изделия, растворители, товары в аэрозольной │
Информация о работе Система пожарного контроля в торговой сфере