Санитарно-эпидемиологический надзор в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа законодательства рассмотреть санитарно-эпидемиологический надзор как действующею норму административного права.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновении я и развития санитарно- эпидемиологического надзора;
- рассмотреть виды санитарно – эпидемиологического надзора;
- рассмотреть государственный санитарно-эпидемиологический надзор, его содержание и управление и его основные функции, полномочия должностных лиц в нем;
- также рассмотреть ведомственный надзор как часть государственного;
- выявить проблемы санитарно эпидемиологического – надзора и привести примеры их решения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...3
1.Понятие и история развития санитарно - эпидемиологического надзора в России…………………………………………………….....6
2.Виды санитарно – эпидемиологического надзора……………....9
2.1 Государственный надзор………..………………………….9
2.1.1.Содержание и управление………………………………10
2.1.2. Основные функции Государственной санитарно-
эпидемиологической службы………………………………………..12
2.1.3.Полномочия должностных лиц государственной санитарно эпидемиологической службы………………………………………..17
2.1.4.Ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор…………………………………………………………………..20
2.1.5.Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил……………………………23
Заключение…………………………………………………………….26
Литература……………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Курсовая по АП.docx

— 53.65 Кб (Скачать)

     Структура Государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации, ее задачи, функции, порядок осуществления  деятельности, а также порядок  назначения руководителей ее органов  и учреждений устанавливаются Правительством Российской Федерации. Инструкции и  иные документы, регламентирующие порядок  осуществления государственного санитарно-эпидемиологического  надзора на объектах железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения утверждаются главными государственными санитарными врачами соответствующих  федеральных органов исполнительной власти. При осуществлении надзора  должностным лицам предоставлен широкий перечень полномочий, включающий, в частности, право составлять протоколы  о нарушениях санитарного законодательства. В соответствии со статьей 54 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» действия (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный  санитарно-эпидемиологический надзор, могут быть обжалованы   в  вышестоящий  орган государственного санитарно-эпидемиологического  надзора, главному государственному санитарному  врачу или в суд. При этом указывается, что подача жалобы не приостанавливает обжалуемых действий, если исполнение обжалуемых действий не приостанавливается решением суда. 
Статья 55 того же Федерального закона предоставляет право органам, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор в войсках и на объектах специального назначения, наряду с другими органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, рассматривать дела о таких правонарушениях, как: нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно-технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, новым технологиям производства; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях. Воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию. Транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитания и обучения, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами; невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.12

     Таким образом, дела вправе рассматривать главные государственные санитарные инспекторы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области железнодорожного транспорта (МПС России), обороны (Минобороны России), внутренних дел (МВД России), безопасности (ФСБ России), пограничной службы (ФПС России) и их заместители в соответствии со статьей 51 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения». 

2.1.5.Административная  ответственность  за нарушение санитарно-эпидемиологических  правил 

     В соответствии со ст.55 Закона № 52-ФЗ за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и даже уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, но хотелось бы остановиться на административной ответственности.

     Административная  ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил установлена главой 6 Кодекса РФ об административных правонарушениях и рядом федеральных законов.

     За  нарушение законодательства в области  обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических  и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

     Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения  в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и  других местах), в том числе при  приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению,  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

     Так же нужно выделить отдельно на сущую  проблему России это табака курение. На сегодняшний день наша страна является лидером по курению табака, и в  соответствии с данным положение  был принят Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака». Данный нормативный акт ограничивает употребление (курение) табака в общественных местах то есть на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти

      В целях снижения вредного воздействия  табачного дыма запрещается курение  табака на рабочих местах, в городском  и пригородном транспорте, на воздушном  транспорте при продолжительности  полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака.

      На  работодателя возлагается обязанность  по оснащению специально отведенных мест для курения табака.

      Нарушение данного положения влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

     Таким образом, государство в какой то мере заботится о здоровье и санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, принимаются серьезные законы способствующие этому, но нужно понимать то что не один закон не будет действовать пока мы сами, то есть граждане России не захотим его соблюдать, мы все цивилизованные люди и должны понимать, что здоровье это самое важное что у нас есть. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Заключение

 
  Таким образом, контроль и надзор за благополучием населения имеет место быть. Но все мы видим, каково состояние экологии, наших природных ресурсов, воздуха, которым мы дышим. Оно отвратительно. Периодически возникают вспышки холеры, ящура, сибирской язвы и прочих ужасных болезней. В почве сплошные нитраты с нитритами, в воде тоже мало полезного. Тем не менее, во многом благодаря санитарно-эпидемиологической службе мы не становимся жертвами очередной эпидемии. Очень многие неудачи в решении тех или иных экологических вопросов объясняются, прежде всего несовершенством нашей законодательной базы. Не является исключением и область природоохранного строительства, а также обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Именно здесь, как возможно ни в какой из других отраслей общественных знаний, сталкиваются социальные и экономические противоречия, не оговоренные законодательными или иными нормативными документами. Да, и понятное дело - на каждую конкретную проблему отдельного закона не создашь. Тем более не может существовать унифицированных методов и подходов к этим вопросам: каждый регион, каждая территория обладают специфическими, присущими только им особенностями.

     Следует отметить, что обязательным условием регионального нормирования является отсутствие противоречий между документами, принятыми в регионах, и федеральным  законодательством. В этих условиях создаются предпосылки для решения  многих экологических проблем путем  регионального нормирования и законодательства. Практика последних лет показала положительный опыт в этом направлении.

     Сегодня на разных уровнях ведется разработка множества компьютерных программ, не совместимых между собой, решающих одни и те же отдельные узкие задачи. Каждый сам по себе пытается провести анализ влияния того или иного  фактора на популяцию. Действие физических и химических факторов на ряд патологий  оцениваются без учета биологической  природы заболевания, без использования  методов и методологии эпидемиологии. Нет структурного подразделения, координирующего  проведение компьютерных разработок с  учетом знаний всех специалистов. Это  ведет к несогласованности действий лечебной службы, санитарно-гигиенического и эпидемиологической направлений.

     Недостаточно  используется накопленный опыт развитых стран в пропаганде здорового  образа жизни, в формировании общественного  мнения здорового образа жизни.  Не достаточно активно в этом плане  работают и Центры Государственного санитарно- эпидемиологического надзора. Российской Федерации как на национальном, так и на региональных уровнях до сих пор не запрещена реклама сигарет, но благо запрещено курение в общественных местах и это огромный плюс, но пока данный запрет практически бездействует, из-за не желания его соблюдения гражданами из-за малого штрафа за данное правонарушение

     Информация  о курении не включена в анкеты при приеме на работу. Руководители здравоохранения, врачи на собственном  примере не убеждают население отказаться от курения. Контроль за снижением влияния  данного фактора не проводится. Травматизм, анализ причин и профилактика еще  не стали разделом деятельности центрального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Не анализируется влияние социальных и психических факторов на формирование отдельных видов патологии. Таким образом необходимо:

     1.Создать  аналитическую структурную единицу  в рамках центров Государственного  санитарно-эпидемиологического надзора,  позволившую всесторонне оценить  влияние отдельных факторов на  формирование патологии на популяционном  уровне.

     2.Упорядочить  потоки информации. Для анализа  неинфекционной патологии необходимо  использовать методы и методологию  эпидемиологии, представляющую собой  цельную науку и использующую  законы диалектики и формальной  логики.

     3.Для  оценки состояния здоровья населения  разработать и использовать количественные  критерии оценки здоровья и  процент влияния различных факторов  на формирование той или иной  патологии

     4. Создать медицинскую корпоративную  компьютерную сеть, которая позволит  оценить степень влияния различных  факторов на формирование той  или иной патологии

     5. Практическое использование мирового  опыта в пропаганде и формировании  здорового образа жизни.

     Культурный  уровень нашего населения, а вернее, его отсутствие, не позволяет ему  должным образом поддерживать цивилизованный уровень жизни, чистоту на улицах, рынках, вокзалах и т.д. Не зря с  иронией рассказывают, что за границей улицы с мылом моют.., а у  нас выбросить мусор из окна машины, поезда или просто дома ничего не стоит. Так что законодательство в этом направлении следует разрабатывать, ужесточать и может быть, что-то изменится  в головах. 
 
 
 

Литература 

   Нормативно  – правовые акты

     Федеральный закон РФ «О защите прав потребителя» от 7 февраля 1992 г. № 2300-ФЗ. // Вступает в силу с момента подписания 7 февраля 1992 года, опубликовано в Российской газете 1 декабря 2008 года

     Федеральный закон РФ « О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 1999. № 28 Ст.2902

     Федеральный закон  РФ «Об ограничении курения  табака» от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ // Собрание законодательства РФ 2001 № 40 Ст.3443

     Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» от 24 июля 2000 г. № 554- ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2000. № 31. Ст. 3295.

     Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях. //  от 30 декабря 2001 г. № 195- 2001 // Собрание законодательства РФ 2002 № 1 Ст.1.

Информация о работе Санитарно-эпидемиологический надзор в России