Санитарно-эпидемиологический надзор в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа законодательства рассмотреть санитарно-эпидемиологический надзор как действующею норму административного права.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновении я и развития санитарно- эпидемиологического надзора;
- рассмотреть виды санитарно – эпидемиологического надзора;
- рассмотреть государственный санитарно-эпидемиологический надзор, его содержание и управление и его основные функции, полномочия должностных лиц в нем;
- также рассмотреть ведомственный надзор как часть государственного;
- выявить проблемы санитарно эпидемиологического – надзора и привести примеры их решения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...3
1.Понятие и история развития санитарно - эпидемиологического надзора в России…………………………………………………….....6
2.Виды санитарно – эпидемиологического надзора……………....9
2.1 Государственный надзор………..………………………….9
2.1.1.Содержание и управление………………………………10
2.1.2. Основные функции Государственной санитарно-
эпидемиологической службы………………………………………..12
2.1.3.Полномочия должностных лиц государственной санитарно эпидемиологической службы………………………………………..17
2.1.4.Ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор…………………………………………………………………..20
2.1.5.Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил……………………………23
Заключение…………………………………………………………….26
Литература……………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Курсовая по АП.docx

— 53.65 Кб (Скачать)

     А также подразумевает собой государственный  учет отравлений и инфекционных заболеваний (профессиональных и массовых) в  связи с неблагоприятным воздействием на здоровье человека факторов среды  его обитания.

  Как же осуществляется руководство всей этой сложной системой предприятий, учреждений и организаций  
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор руководит предприятиями, учреждениями и организациями службы через непосредственно подчиненные ему центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных округах и областях, на водном и воздушном транспорте. Ну и, естественно, ему подчиняются непосредственно подведомственные учреждения и предприятия, например, по производству медицинских иммунобиологических препаратов. Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в районах и городах подчиняются, соответствующим вышестоящим аналогичным центрам  Дезинфекционные станции находятся в подчинении соответствующих центров государственного санитарно-         эпидемиологического надзора. Высшая руководящая должность этой службы - председатель Госкомсанэпиднадзора России, далее руководство учреждениями и предприятиями, на которые возложены функции санитарно-эпидемиологического надзора, распределяются следующим образом: - главный государственный санитарный врач России, главные врачи центров санитарно- эпидемиологического надзора, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, городам и районам. Главный государственный санитарный врач или его заместитель не реже одного раза в квартал при анализе деятельности организаций должен осуществлять контроль над полнотой использования мер административного воздействия. Если при рассмотрении дела о санитарном правонарушении выясняется, что оно повлекло массовое заболевание или отравление людей либо смерть хотя бы одного человека, то соответствующие материалы должны быть переданы в органы прокуратуры для решения вопроса о привлечении виновных к уголовной ответственности. Порядок оформления и направления таких материалов в органы прокуратуры установлен Инструкцией о порядке оформления и передачи материалов в органы прокуратуры по санитарным правонарушениям должностными лицами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.6
 

2.1.2. Основные функции Государственной санитарно-

эпидемиологической  службы. 

     Эти функции закреплены в Положении  об этой службе, которое отражает все  вопросы ее компетенции. В частности, основная функция состоит в том, чтобы обеспечить санитарно- эпидемиологическое благополучие населения, и заключается  в разработке целевых программ для  этого благополучия, в принятии решений  компетентными органами по целому ряду вопросов, связанных с этим, во внесении предложений к проектам федеральных  и региональных научно-технических  программ по вопросам охраны жизни и здоровья населения, в профилактике заболеваний и оздоровления среды обитания человека, которую он, человек, до невозможности загрязнил.

     Служба  разрабатывает и утверждает в  установленном порядке санитарные правила, нормы и гигиенические  нормативы, что составляет основу для  санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Разновидности этих норм определяет Положение о Государственной  санитарно-эпидемиологической службе, оно также конкретизирует сферы  действия этих норм, правил и нормативов, например, они устанавливают гигиенические  и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности для человека продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды, товаров народного потребления  и объектов окружающей природной  среды. Они обязательны для выполнения на всей территории страны всеми государственными и негосударственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами и  могут включать в себя санитарные правила, устанавливающие гигиенические  и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, санитарные нормы, устанавливающие оптимальные и предельно допустимые уровни влияния комплекса факторов среды обитания человека на его организм, гигиенические нормативы, закрепляющие критерии безопасности и безвредности отдельных факторов среды обитания человека для его здоровья, санитарные правила и нормы, объединяющие требования отдельных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.

     Например, Министерство Здравоохранения Российской Федерации издает приказ от 20 июля 1998 г. № 217, «О гигиенической оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров», в котором «в целях повышения эффективности работы по охране жизни и здоровья населения, приведения системы гигиенической оценки продукции, товаров и производств в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, гармонизации указанной процедуры с международными требованиями, руководствуясь Законом 
Российской Федерации "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 года № 1034-1 , 
Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", кодекс РФ об административных правонарушениях от 20  декабря 2000 года), а также Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" от 3 июня 1997 года № 659 выносит ряд постановлений, а также определяет положение, в котором устанавливает общие требования к порядку проведения гигиенической оценки продукции и товаров, а также производств. В нем, в частности, указывается, что «гигиеническая оценка продукции и товаров, а также производств - специальная процедура, осуществляемая органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы для оценки потенциальной опасности продукции и товаров для здоровья населения и предусматривающая проведение специальных санитарно - эпидемиологических исследований и экспертиз, а также выдачу гигиенического заключения установленного образца и внесение его в реестр. В ходе гигиенической оценки определяются допустимые области и условия применения продукции и товаров, внесения при необходимости дополнительных требований к процессам производства, хранения, транспортирования, эксплуатации (применения) и утилизации продукции и товаров, обеспечивающих их безопасность для человека. По результатам гигиенической оценки выдается заключение установленного образца (далее - заключение), которое служит подтверждением соответствия продукции и товаров установленным требованиям санитарного законодательства.

  Следующая основная функция государственной санитарно- эпидемиологической службы состоит в контроле и надзоре за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации. Контроль и надзор тесно взаимосвязаны, но различны по результатам принимаемых после них решений. При контроле заключением является дача согласия на то или иное решение вопроса, а надзор выявляет нарушения, которые приводят к применению мер административного принуждения. Тем не менее, в нормативных актах и практическом их осуществлении они органично взаимосвязаны. 7

     Например, главный государственный санитарный врач, рассмотрев материалы государственного санитарно-эпидемиологического надзора  за деятельностью рынков города, выносит  постановление «Об усилении мер  по обеспечению санитарно-эпидемиологического  благополучия на рынках города», в котором  отмечает, что нарушаются требования санитарных правил: санитарно- техническое  состояние и санитарное содержание территории рынков и торговых мест неудовлетворительное, не обеспечивается дезинфекционный режим, не соблюдаются  условия хранения и реализации продукции, юридические лица и индивидуальные предприниматели нарушают согласованный  ассортиментный перечень реализуемых продовольственных товаров, отсутствуют сопроводительные документы на продукцию, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам, представляющих потенциальную опасность для человека, видов деятельности, работ, услуг (санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам) на торговую деятельность и личные медицинские книжки у продавцов на рынках, в том числе у иностранных граждан, а также иные нарушения санитарного законодательства.8

     Компании, управляющие рынками, администрации  рынков не осуществляют должных мер  по обеспечению соответствующих  санитарно-гигиенических и эпидемиологических условий на рынках, в том числе  по обеспечению условий труда продавцов. В связи с вышеизложенным, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 2 января 2000г. № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", постановляет ввести ряд запретительных и обязательных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности населения в частности организовывать работу рынка и связанных с его деятельностью процессов в строгом соответствии с действующими санитарными правилами соблюдать специализацию торговых мест, иметь согласованную с центром Госсанэпиднадзора схему этих мест соблюдать наличие неснижаемого запаса дезинфекционных средств, обеспечить бесперебойное функционирование систем горячего и холодного водоснабжения и канализации, систем освещения, отопления и вентиляции, обеспечивающих на каждом торговом месте нормируемые параметры, реализовывать товары с сертификатом соответствия и отметкой о наличии санитарно-эпидемиологического заключения на продукцию, обеспечивать проведение на рынке производственного контроля за соблюдением санитарных правил, определив ответственное должностное лицо и обеспечив его обучение и аттестацию на право осуществлять этот контроль, проводить санитарные дни по графику и т.д. Далее указывает, что невыполнение мероприятий данного постановления является условием, создающим угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и служит основанием для приостановления деятельности рынка администрацией рынка самостоятельно или по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя.9

       Таким образом, проводится проверка выполнения санитарных правил и норм, гигиенических нормативов и противоэпидемических мероприятий при эксплуатации предприятий, учреждений, организаций, зданий, помещений, сооружений, оборудования и транспортных средств. 

2.1.3.Полномочия должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы. 

     Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы для эффективного выполнения задач, на них возложенных, имеют  широкий ряд полномочий:

     1.полномочия, обеспечивающие необходимые условия  для осуществления надзора; беспрепятственно  посещать и обследовать поднадзорные  объекты; получать от организаций  и граждан сведения и документы,  необходимые для выполнения возложенных  на них задач; изымать образцы  (пробы) материалов, веществ ,изделий,  пищевых продуктов, воздуха, воды  и почвы для лабораторных исследований  и проведения гигиенической экспертизы.

     2.полномочия  по предупреждению нарушений  санитарных правил организациями  и гражданами; требовать проведения  гигиенических и противоэпидемических  мероприятий; выявлять и устранять  причины и условия возникновения  и распространения инфекционных  заболеваний и др.

     3.полномочия  по пресечению нарушений санитарного  законодательства. Они могут быть  различными. Это и приостановление  либо пресечение работ по проектированию  и строительству, а также введения  в эксплуатацию законченных объектов; эксплуатация действующих предприятий,  организаций, транспортных средств  и других объектов. Также это  могут быть решения по применению  административного принуждения  в виде мер пресечения: о временном  отстранении от работы граждан,  являющихся носителями возбудителей  инфекционных болезней и могущих  быть источниками их распространения  в связи с особенностями выполняемой  работы или производства, в которых  они заняты; решения об обязательной  госпитализации инфекционных больных;  о проведении дезинфекции, дезинсекции  в очагах инфекционных заболеваний;  о проведении профилактических  прививок населению или отдельным  группам граждан по эпидемиологическим  показаниям.

     4.полномочия  по применению административных  взысканий к лицам, виновным  в нарушении санитарных правил. Главные санитарные врачи и их заместители имеют право рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства и налагать за такие правонарушения административные взыскания в виде предупреждения и штрафа. Они также вправе направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел (статья 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года).

     5.полномочия  требовать возмещения вреда, причиненного  здоровью граждан, а также расходов  лечебно-профилактических и санитарно-профилактических  учреждений на проведение ими  гигиенических, противоэпидемических  и медицинских мероприятий при  возникновении массовых заболеваний  и отравлении людей. Согласно  постановлению № 11 от 5 апреля 2000 года Председателя Правительства  Российской Федерации В.В.Путина  «О введении форменной одежды  для должностных лиц, органов  и учреждений Министерства здравоохранения  Российской Федерации, осуществляющих  государственный санитарно-эпидемиологический  надзор» принято предложение Министерства здравоохранения о введении форменной одежды и знаков различия10.

     Таким образом, полномочия должностных лиц  санитарно- эпидемиологического надзора  достаточно точно определены законодательством, и их содержание дает понять, что  они направлены именно на предотвращение какой либо эпидемии и сохранение благоприятной  санитарно - эпидемиологической обстановки в стране.  

2.1.4.Ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор 

     Ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор есть, по  существу, разновидность  государственного, так как он осуществляется государственными органами, хотя и  в отношении объектов, подведомственных отдельным министерствам и ведомствам.

     Его цели и задачи - обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие в войсках и на специальных  объектах Министерства обороны Российской Федерации, Министерства путей сообщения  Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной  службы безопасности и  др. Действовавший  ранее Закон РСФСР от 19 апреля 1991 года отделял ведомственный надзор от государственного, при этом органы  ведомственного санитарно-эпидемиологического  надзора не входили в состав   Государственной санитарно-эпидемиологической службы. Ныне действующий  Федеральный       закон       «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года не выделяет осуществление санитарно-эпидемиологического  надзора в войсках и объектах специального назначения в самостоятельный  вид санитарно- эпидемиологического  надзора, а рассматривает его  как разновидность государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Структурные подразделения и  учреждения федеральных органов  исполнительной власти, уполномоченных по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности пограничной службы, юстиции, налоговой полиции, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно на железнодорожном транспорте, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения, включены в состав Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.11

Информация о работе Санитарно-эпидемиологический надзор в России