Производство по административным нарушениям

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 09:41, курсовая работа

Краткое описание

Производство по делам об административных правонарушениях – это деятельность уполномоченных субъектов по применению административных взысканий, осуществленная в административно-процессуальной форме. Это производство - составная часть административно-юрисдикционного процесса.

Оглавление

Глава 1. Общая характеристика производства по делам об
административных правонарушениях………………………………………..….4
1. Понятие, правовая основа и особенности производства по делам об административных правонарушениях………………………………..…..4
2. Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях. Право на защиту………………………………...……6
3. Участники производства по дела об административных правонарушениях………………………………………………………..…8

Глава 2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях………………………………………………………………....9
Глава 3. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать
дела об административных правонарушениях…………………………….…..21
1. Система органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях………………………….21
2. Подведомственность дел об административных правонарушениях……………………………………………………..…..23

Заключение…………………………………………………………….…………25
Приложение………………………………………………………………………26
Список использованных источников и литературы………………….………..27

Файлы: 1 файл

Производство.doc

— 181.50 Кб (Скачать)
 

Итак, при выявлении факта правонарушения и правонарушителя уполномоченное на то лицо (например, сотрудник милиции)

вправе:

  • подвергнуть административному наказанию нарушителя на

    месте, без  составления протокола;

  • составить протокол на месте, если правонарушитель оспаривает налагаемое на него наказание или если составление протокола

    является обязательным;

  • доставить правонарушителя в милицию, другой государственный орган для составления протокола при невозможности составить

         его на месте, если составление протокола является обязательным. 

        При составлении протокола7 об административном правонарушении в нем указывается: дата и место его совершения; должность,

фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; место, время  совершения и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий

ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они  имеются; объяснение нарушителя;

иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.

        В случае отказа лица, совершившего  правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом. Нарушитель вправе

представить прилагаемые  к протоколу объяснения и замечания  по

содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его

подписания. При  составлении протокола нарушителю должны быть разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, о чем делается отметка в протоколе. Кроме того, в соответствии с этой же статьей ему должна быть вручена копия протокола по его просьбе,

а также по просьбе  потерпевшего.

           

Сроки составления протокола об административном правонарушении8:

  • Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
  • В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
  • В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки9.
 

        Административное расследование  проводится если осуществляются  экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, по месту совершения или выявления административного правонарушения. Его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении, который в исключительных случаях может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок до одного месяца, а по делам о нарушении  таможенных правил - на срок до шести месяцев.

        По окончании административного  расследования составляется протокол  об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела о нем. Протокол направляется субъекту административной юрисдикции, уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Протокол об административном правонарушении, влекущий административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения прокурором). 
 

2). Рассмотрение дела  – вторая стадия производства.

        Субъекты юрисдикции в порядке  подготовки к рассмотрению дела выясняют10: относится ли к их компетенции рассмотрение дела; имеются ли обстоятельства, исключающие рассмотрение ими дела; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, относящиеся к делу; а также правильно ли оформлены другие материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы. 

Место рассмотрения дела об административном правонарушении11:

  • Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
  • Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.
 

Важное значение имеет соблюдение сроков рассмотрения дел12.

  • Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
  • В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.
  • Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
  • Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
 

        Рассмотрение дела должно быть отложено в случаях:

а) поступления  заявления о самоотводе или отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих  дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости  явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.

        При продолжении рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Затем заслушивают его участников в определенной последовательности: лиц, в отношении которых ведется производство, других лиц, участвующих в производстве, пояснения специалиста и заключение эксперта. Исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

        Рассмотрение дела завершается вынесением постановления либо определения в зависимости от их оснований.

        Постановления могут быть двух видов13:

а) о назначении наказания;

б) о прекращении  производства по делу. Оно выносится  при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, а также в случаях объявления устного замечания, прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, если в действиях содержатся признаки преступления.

        Определение выносится:

а) о передаче дела органу административной юрисдикции, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ;

б) о передаче дела по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассматривающего его субъекта административной юрисдикции.

        Постановление по делу об административном правонарушении должно отвечать требованиям, установленным ст. 29.10 КоАП РФ.  В частности, им должна определяться юридическая судьба вещественных доказательств, изъятых документов и т.д.

        Постановление коллегиального органа  принимается простым большинством  голосов присутствовавших на  заседании.

        Постановление по делу объявляется  немедленно14 по окончании рассмотрения дела. Его копия вручается под расписку физическому лицу или его законному представителю, или законному представителю юридического лица, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения постановления.

        Субъект административной юрисдикции, рассматривающий дело, не может  ограничиться только вынесением  постановления о назначении административного  наказания. При установлении причин  административного правонарушения  и условий, способствовавших его совершению, он вносит в соответствующие организации и должностных лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Представление должно быть рассмотрено в течение месяца со дня его получения. О принятых по представлению мерах должно быть сообщено субъекту административной юрисдикции, внесшему его. 

3). Пересмотр постановлений  и решений по  делу.

        Постановление и решение могут  быть пересмотрены по жалобе  или протесту прокурора.

        Обжаловать имеют право: лицо, в отношении которого ведется производство; потерпевший; законные представители физического и юридического лица; защитник и представитель.

        Жалоба может  быть подана  в течение десяти суток со  дня вручения или получения  копии постановления15. 

Постановление может быть обжаловано:

  • вынесенное судьей - в вышестоящий суд;
  • коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
  • должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
  • иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ.
 

        Если жалоба поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

Жалоба юридического лица, а также лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, рассматривается арбитражным судом в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

        Жалоба подается субъекту административной юрисдикции, который обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в вышестоящий суд, вышестоящему должностному лицу. Жалобы на постановление о назначении наказания в виде ареста подлежат направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

       

По  результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений16:

  • об оставлении постановления без изменений, а жалобы без удовлетворения;
  • об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
  • об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу либо освобождение от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения;
  • об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение субъекту юрисдикции в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело; а также в связи с необходимостью применения закона, влекущего назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
  • об отмене постановления и направления его по подведомственности.
 

    Одной из гарантий надлежащей защиты прав граждан  и организаций является проверка законности и обоснованности судебных постановлений, вступивших в законную силу. Проверяя правильность судебных решений, вступивших в законную силу, надзорная инстанция не только исправляет допущенные судебные ошибки по конкретным делам, но и оказывает большое влияние на судебную практику, обеспечивая правильное и единообразное применение судами действующего законодательства17. 

К жалобе, протесту должны быть приложены:

  • копия постановления по делу об административном правонарушении;
  • копии решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, если такие решения вынесены;
  • копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия защитника, представителя, в случае, если жалоба подписана указанными лицами;
  • копия жалобы, протеста, число которых соответствует числу других участников производства по делу об административном правонарушении.

Информация о работе Производство по административным нарушениям