Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:31, реферат
Понятие принципов права является одной из актуальных проблем
современной юридической науки. И это не случайно, так как именно в
принципах права наиболее ярко отражена его сущность во всем многообразии составляющих ее сторон и закономерностей. Кроме того, важность данной проблемы определяется тем, что сложившееся в отечественной науке представление о принципах сформировалось в основном на базе узконормативного правопонимания и имеет существенные недостатки. Во-первых, под принципами права обычно подразумевают лишь те основополагающие идеи, которые получили официальное закрепление в нормах законодательства.
Введение……………………………………………………………….… 3
Принципы права…………………………………………………….…….. 4
Классификация принципов права……………………………………….. 10
2.1. Общеправовые принципы права……………………………………... 10
Межотраслевые и отраслевые принципы права……………………. 19
Функции права …………………………………………………………… 22
3.1. Понятие функции права………………………………………………22
3.2. Классификация функций права………………………………………22
4. Значение права в строительстве и деятельности вооруженных силах…27
Заключение………………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………………………31
онтологическую характеристику, предусматривающую выявление основных форм их бытия.7
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации
общепризнанные принципы международного права являются составной частью правовой системы России, принципами российского права. Общепризнанность же отправных начал международного права не означает их обязательного закрепления в международных договорах и иных формальных источниках юридических норм.8
Кроме того, законодательная, в том числе и конституционная, фиксация руководящего положения еще не означает его окончательного перехода из сферы правосознания в практическую плоскость.
Если оно масштабно игнорируется субъектами, к которым обращено, то принципом права в полной мере назвать его еще нельзя, поскольку отсутствует элемент его общего признания в качестве такового в правоотношениях.
Можно сделать вывод о том, что принципами права являются не только те, которые закреплены в законодательстве и иных источниках правовых норм, но и основополагающие идеи правосознания, получившие общее признание в деятельности органов правосудия, иных субъектов внутригосударственного и международного права, несмотря на отсутствие их формальной фиксации в объективном праве.
Функциональный аспект
Все нормативные предписания должны логически вытекать из содержания принципов и точно им соответствовать. Это позволяет осуществлять правовое регулирование на единых началах и обеспечить его максимальную эффективность. Реализуя внутреннюю функцию, руководящие положения обслуживают нормативный массив, и их воздействие на общественные отношения происходит опосредованно - через определяемые ими конкретные юридические нормы.9
Внешняя функция принципов права заключается в непосредственном
регулировании
поведения субъектов общественных
отношений. Причем она не ограничивается
только рамками правоприменения
при пробелах в законодательстве
или при противоречии отправным
началам его конкретных норм. Непосредственное
регулятивное воздействие проявляется
и тогда, когда у субъектов
имеется возможность реализовать
требования принципов, не прибегая
к правоприменению.10
2. Классификация принципов права.
2.1. Общеправовые принципы.
Принципы права - это исходные, определяющие идеи, положения,
установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права. Принципы права есть то, на чем основаны формирование, динамика и действие права, что позволяет определить природу данного права как демократического или, напротив, тоталитарного.
С одной стороны, принципы
науках общего представления об объективном и субъективном в праве.11
Принципы права выражают главное, основное в праве, тенденции его
развития, то, на что право должно быть ориентировано, устремлено. В
сравнении с правовыми нормами, соответствующими той или иной эпохе, определенному историческому периоду, принципы права отличаются большей устойчивостью, остаются неизменными в течение длительного времени.
В юридической науке сложилось деление принципов права на общие
(общеправовые), межотраслевые и отраслевые.
Общие принципы права
целом, распространяются на все его отрасли, объединяют и как бы цементируют их, способствуют единству и стабильности действующей системы права.
К числу
общих принципов права
1. принцип законности – этот принцип имеет наиболее общий, всеобъемлющий характер. Его содержание выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Обеспечивая реализации норм права, указанный принцип одновременно содействует воплощению в практике правового регулирования других общих правовых принципов: справедливости, социальной свободы, гуманизма.12
2.
принцип равноправия (
3.
Обеспечение прав и свобод человека и
гражданина - закреплен в
Конституции РФ, имеет два аспекта: во-первых,
честь, достоинство, права и свободы человека
провозглашаются высшими ценностями,
во- вторых, все государственные органы,
общественные организации и должностные
лица обязаны проявлять уважение к человеку,
защищать его права и свободы.
4. принцип справедливости – этот
принцип имеет морально-правовое содержание.
Он обеспечивает соответствие между практической
ролью индивидов в жизни общества и их
социальным положением, между их правами
и обязанностями, между трудом и вознаграждением,
преступлением и наказанием, заслугами
человека и их общественные признанием.
5. принцип гуманизма (человечность наказания
преступника). Например, ст. 21
Конституции РФ: « Никто не должен подвергаться
пыткам, насилию, другому жестокому обращению
или унижающему человеческое достоинство
обращению или наказанию». Принцип гуманизма
предполагает установление в праве и применения
принудительных мер, необходимых для защиты
личности, общества и государства от преступных
посягательств.
6. принцип ответственности
за вину – юридическая ответственность
может быть возложена на лицо лишь в том
случае, если оно виновато в нарушении
требований правовой нормы. Вина является
ведущим началом, определяющим основания
юридической ответственности. При отсутствии
вины в деянии лица к последнему не могли
быть применены меры юридической ответственности.
Следует
подчеркнуть, что та или иная классификация
принципов права выполняет
Согласно данной концепции
Первые из них образуют нравственную основу права, его духовный фундамент. Эта группа принципов непосредственно воздействует на нормативное содержание права. Вторая группа общих принципов, тесно взаимосвязанная с первой, составляет организационно-процедурную основу права, ориентированную на обеспечение его роли как особого, государственного регулятора общественных отношений, выполнение правом его специфически юридических функций.
Сообразно этому право любого государства, в том числе нынешней России, отличающееся демократическим характером, наряду с определенными, конкретно-историческими обусловленными особенностями (например, в зависимости от унитарного или федерального устройства государства) характеризуется также общими чертами сходства, присущими всякому праву, основанному на международно-признанных, общечеловеческих демократических принципах.
Принципы права выражаются в международных и внутригосударственных декларациях, получают закрепление в исходных (отправных, учредительных) нормах конституций и законов демократических государств, но могут также выводиться из общего содержания и духа права той или иной страны.14
Согласно концепции единства
естественного и позитивного
права морально-этические (
обязанность государства.
Закрепив основные неотчуждаемые и прирожденные права и свободы человека и гражданина, Конституция РФ (гл. 1 и 2) признала и гарантировала также целый ряд проистекающих из них и их конкретизирующих политических, экономических, социальных, культурных и иных духовных, а также личных прав граждан согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.15
Предлагаемое выше понимание общих нравственных принципов права имеет большое теоретическое и практическое значение. Ибо оно, во-первых, оказывает прямое воздействие на развитие современного российского права в направлении углубления и обогащения его нравственных начал, оптимально возможного сближения права и морали; во-вторых, позволяет определить соответствие отдельных норм, изданных различными государственными органами праву как государственной воле общества, Конституции РФ как наиболее общему и, по сути, высшему критерию такого соответствия; в-третьих, призвано помогать в деятельности Конституционного Суда РФ по разрешению им дел о
соответствии федерального и регионального законодательства Конституции РФ и при толковании Конституции РФ; в-четвертых, дает судам общей юрисдикции и арбитражным судам необходимые ориентиры для неприменения при разрешении конкретных дел норм, которые, по их убеждению, влекут нарушение прав и свобод граждан, и для принятия в таких случаях решений на основе непосредственно действующих норм Конституции РФ. 16
К организационным принципам российского права относятся: федерализм, законность, сочетание убеждения и принуждения, стимулирование и ограничения в праве.
Принцип федерализма отражает федеральное устройство России. Основным Законом государства (ст. 4) закреплено, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем четко определены соотношение различных нормативных актов, издаваемых в Российской Федерации, и юридическая сила выражаемых в них правовых норм.
Согласно ст. 76 Конституции РФ:
1) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации;
2) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
3) федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам;
4) вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов;
5) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон;