Принципы, формы и методы управления государственной собственностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы:
- рассмотреть понятие государственной собственности;
- рассмотреть цели, задачи и принципы управления государственным имуществом;
- рассмотреть проблемы управления государственной собственностью.
государственный управление собственность капитал.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I Понятие государственной собственности.……………….................5
1.1 Основа национального богатства страны…………………….................5
1.2 Федеральная исполнительная власть……………………………………8
1.3.Принципы управления государственной собственностью ………….10
Глава II. Управление государственным имуществом…………………….16
2.1 Государственная политика и ее цели…………………………………...16
2.2 Система управления………………………………………………………19
2.3 Государственная собственность как экономическая собственность..…………………………………………….................................20
Глава III. Проблемы управления государственной собственностью…...26
3.1 Потребление национального богатства………………………………...26
3.2 Собственность в централизованной экономике. Преобразование структуры собственности……………..............................................................29
3.3 Управление федеральной собственностью. Права Собственности …………………………………………………………………………………….32
4. Заключение…………………………………………………………………...38
5Список литературы…………………………………………………………...40

Файлы: 1 файл

Курсовая123.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

- защита имущественных  и иных прав и законных интересов  РФ при управлении федеральным  имуществом и его приватизации  на территории РФ и за рубежом;

- осуществление учета  федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.

5. Установлена предельная  численность работников центрального  аппарата Федерального агентства  по управлению федеральным имуществом  в количестве 530 единиц (без персонала  по охране и обслуживанию зданий) и предельную численность работников территориальных органов в количестве 3251 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

 

1.3 Принципы управления государственной собственностью.

 

Система управления государственной  собственностью должна основываться на соблюдении ряда основополагающих принципов:

а) Принцип целевого использования  государственной собственности. Основное отличие государственной собственности от иных форм собственности состоит в том,  что она используется в интересах всего общества.  Поэтому управление государственной собственностью должно преследовать своей целью создание материальных условий для реализации функций государства, в частности, субъектов Российской Федерации. Среди этих функций, прежде всего, следует выделить экономическую и социальную. Наличие обособленной государственной собственности позволяет субъекту Федерации использовать ее для реализации отдельных аспектов экономической и социальной политики. Если для коммерческих структур основной целью деятельности является извлечение прибыли,  то использование объектов государственной собственности взначительном числе случаев подобной цели не предусматривает. Принципы управления государственной собственностью субъекта РФ:

- Принцип целевого использования государственной собственности

- Принцип эффективности управления

- Принцип профессионализма управления

- Принцип необходимости  и достаточности государственного участия в предпринимательской деятельности

- Совершенствование организационной  структуры управления

- Использование многообразия форм и методов управления

- Обязательность качественного  правового обеспечения процессов управления

- Принцип постоянного контроля за деятельностью управляющих, ответственности за результаты управления.

пример,  детских домов,  образовательных учреждений,  передача им объектов

государственной собственности (земельных участков, зданий, сооружений) предназначено для реализации социальных функций и не ставит своей целью извлечение прибыли. Равным образом, наделение недвижимым имуществом казенных и унитарных предприятий должно обеспечивать безопасность государства, сохранение наукоемких производств, либо убыточных, но социально и экономически необходимых производств. Использование государственной собственности не по целевому назначению подрывает роль государства как социального института, призванного стоять на страже интересов всего общества.

б) Принцип эффективности  управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий должен быть обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих по управлению государственным имуществом. Управляющий должен добиваться максимально высоких показателей объекта управления при соблюдении ряда условий, вытекающих из природы государственной собственности. Дело в том, что далеко не для всех объектов государственной собственности важным является, например, способность приносить прибыль и максимизация этой прибыли.  Те объекты собственности, которые ориентированы, в основном, на удовлетворение социальных потребностей (социальное обеспечение, образование, культура), должны в качестве показателя эффективности применять не критерий максимизации прибыли, а критерий снижения издержек при повышении уровня предоставляемых социальных услуг [8, с.70].

в)  Принцип профессионализма управления. Этот принцип вытекает из предыдущего. Повышение активности управления невозможно без привлечения высококвалифицированных управленцев,  менеджеров.  Собственник заинтересован в профессиональном управлении государственным имуществом, в связи с чем необходимо создать систему подготовки и аттестации управляющих. Вместе с тем необходимо также создание системы поощрения управляющих, повышения их мотивации. Значительной проблемой в России стало то, что государство и субъекты Федерации не имеют финансовых возможностей для привлечения высоко классных менеджеров. Но следует помнить,  что практически во всех странах мира зарплаты государственных служащих либо менеджеров на государственных предприятиях существенно проигрывают зарплатам в частном секторе. Выходом из положения может являться повышение престижа управления государственным имуществом, создание системы социальных льгот и преимуществ,

Принципиальным вопросом является повышение мотивации менеджеров. 

г) Принцип необходимости  и достаточности государственного участия впредпринимательской деятельности. Данный принцип предусматривает оптимизацию объектов государственной собственности, включение в нее только тех объектов, которые должны существовать только в подобной форме собственности, использоваться для удовлетворения публичного интереса,  поскольку излишнее присутствие государства в экономике способно только повредить. В связи с этим должно быть оптимизировано количество государственных унитарных предприятий в соответствии с числом, необходимым для исполнения тех целей и задач, которые не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами другой организационно-правовой формы [8, с.71]. 

д)  Принцип постоянного  контроля за деятельностью управляющих,  ответственности за результаты управления. Осуществление контроля за деятельностью менеджеров со стороны представителей собственника – один из важных элементов успешной реализации принципа эффективности управления. Вместе с тем, значение контроля и ответственности в деятельности менеджеров таково, что заслуживает выделения в качестве отдельного принципа. Собственник должен осуществлять постоянный мониторинг деятельности менеджера, прежде всего, путем получения регулярных отчетов. [8, с.72].

е)  Обязательность качественного  правового обеспечения процессов управления. При организации системы управления государственной собственностью необходимо четко определить функции управления ею и ту оргструктуру, которая будет их выполнять, разделив их между всеми необходимыми государственными формированиями (законодательными и исполнительными, федеральными, отраслевыми, региональными и местными), обеспечив рациональную координацию между ними как по вертикали, так и по горизонтали. Одной из важнейших функций организации управления государственной собственностью является организация процессов разработки и принятия системы законодательных актов, обеспечивающей благоприятную среду для эффективного использования государственной собственности. Этим занимаются представительные и исполнительные федеральные, региональные и муниципальные органы власти. Построение механизмов взаимодействия между ними должно преследовать две задачи:  наиболее полное обеспечение потребностей в нормативно правовых актах и своевременность появления и исполнения этих актов. Механизм правового регулирования государственных отношений собственности – это система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на отношения собственности. Он включает в себя: правовые нормы, правовые отношения, правовую ответственность, правосознание, юридические акты и акты применения права, реализации прав и обязанностей, иные элементы.

ж) Использование многообразия форм и методов управления. Многообразие объектов государственной собственности предполагает наличие и различных способов и методов управления ими.  Специфика каждого конкретного субъекта Федерации предусматривает наличие существенных особенностей в методах и формах управления государственной собственностью в каждом из них. По каждому конкретному объекту государственной собственности должны быть определены особенности управления, сочетание экономических и административных мер,  способствующих повышению эффективности управления им. Применение различных инструментов управления должно способствовать повышению экономической эффективности использования собственности. Использование различных вариантов и сочетаний инструментов управления позволяет найти оптимальное сочетание их для каждого конкретного объекта [8,с.81].

Необходимо разработать  и утвердить концепцию управления государственной собственностью на каждом уровне ее существования, в которой отражались бы политика управляющих, формы и методы ее осуществления.

з) Совершенствование  организационной структуры управления. На каждом уровне управления необходимо закрепить структуры органов управления, исключающих дублирование функций управления, и закрепить ответственность за принимаемые решения [8, с.75]

 

Глава II. Управление государственным имуществом.

 

В сложившейся социально - экономической ситуации назрела  необходимость пересмотра принципов  и приоритетов в области управления и распоряжения государственным  имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном  секторе экономики.

Усиление роли государства  в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания  массы объектов государственной  собственности в экономическом  пространстве страны.

В настоящий момент ощущается  объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля над государственной собственностью.

Государство в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности  оперативной обработки актуальной информации о состоянии каждого  объекта управления, необходимой  для принятия своевременных и  адекватных управленческих решений, в большинстве случаев не может и не должно определять способы достижения цели, т.е. детальные, экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления.

Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным государственным органом.

 

2.1 Государственная  политика и ее цели

 

Ответственность за осуществление  утвержденного способа достижения цели государства возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски государства при не достижении запланированного качественного результата управления [11].

Государственная политика преследует следующие цели:

1. Увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

2. Оптимизация структуры  собственности (с точки зрения  пропорций на макро- и микро- уровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

3. Вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;

4. Использование государственных  активов в качестве инструмента  для привлечения инвестиций в  реальный сектор экономики;

5. Повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово - экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Для реализации указанных  целей федеральным органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи в виде:

1) Полной инвентаризации  объектов государственной собственности,  разработки и реализации системы  учета этих объектов и оформление  прав на них;

2) Повышения эффективности  управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальной правовой регламентации процессов управления;

3) Классификации объектов  государственной собственности  по признакам, определяющим специфику  управления;

4) Оптимизации количества объектов управления и перехода к по объектному управлению.

5) Определения цели  государственного управления по  каждому объекту управления (группе  объектов);

6) Обеспечения прав  государства как участника (акционера)  коммерческих и некоммерческих организаций;

7) Обеспечения контроля  над использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля над деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих, где под управляющими понимаются руководители унитарных предприятий, учреждений, представители государства в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании;

8) Обеспечения поступления  дополнительных доходов в федеральный  бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.

Таким образом, задачи реализации данной концепции управления федеральной  собственности являются приоритетными  для всех федеральных органов  исполнительной власти.

Также устанавливаются  меры ответственности федеральных  органов исполнительной власти, за реализацию предоставленных им полномочий по управлению и распоряжению государственным имуществом.

Информация о работе Принципы, формы и методы управления государственной собственностью