Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:28, курсовая работа
Основными целями курсовой работы являются:
- изучение понятия и сущности правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации в сфере обеспечения и защиты конституционных прав и свобод;
- выявление значения правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации;
- практическое значение правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации в сфере обеспечения и защиты конституционных прав и свобод.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и сущность правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации в сфере обеспечения и защиты конституционных прав и свобод……………………………………………….. 5
1.1.Общая характеристика правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации…………………………………………………………. 5
1.2.Прецедентное значение правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации………………………………………………………….11
Глава 2. Практическое значение и развитие правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации в сфере обеспечения и защиты конституционных прав и свобод………………………………………15
2.1. Влияние правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации на уголовно-процессуальное законодательство и практику обеспечения и защиты конституционных прав и свобод……………………..15
2.2. Генезис правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации………………………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….26
Сисок использованной литературы…………………………………………...28
Правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации в сфере обеспечения и защиты конституционных прав и свобод
Москва - 2010 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и сущность правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации в сфере обеспечения и защиты конституционных прав и свобод……………………………………………….. 5
1.1.Общая характеристика
правовых позиций Конституционного суда
Российской Федерации………………………………………………………
1.2.Прецедентное значение
правовой позиции Конституционного суда
Российской Федерации………………………………………………………
Глава 2. Практическое значение и развитие правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации в сфере обеспечения и защиты конституционных прав и свобод………………………………………15
2.1.
Влияние правовых позиций
2.2.
Генезис правовых позиций Конституционного
суда Российской Федерации………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
На современном этапе осуществления судебной реформы все большее значение в реализации прав личности приобретает деятельность Конституционного Суда РФ по защите основных прав и свобод человека и гражданина. Вступление мирового сообщества в XXI век характеризуется сложными и глубокими переменами во взаимоотношениях между государствами. Общественно-социальные изменения в конце 80-х - начале 90-х гг. в странах Восточной и Центральной Европы привели к появлению нового для этих стран института конституционного контроля - конституционных судов.
С созданием Конституционного Суда судебная власть впервые получила полномочие сказать законодателю "нет" и смогла реально стать его противовесом.
В современных
условиях формирование правовых позиций
Конституционного Суда РФ невозможно
без учета международно-
При определении роли норм международного права в решениях Конституционного Суда вопрос о системности правовых актов имеет первостепенное значение. Некоторые нормы международного права Конституцией России введены непосредственно в правовую систему государства. Включение европейских стандартов по правам человека в российскую правовую систему существенно повышает меру ответственности всех правозащитных механизмов.
Основными целями курсовой работы являются:
- изучение понятия и сущности правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации в сфере обеспечения и защиты конституционных прав и свобод;
- выявление значения правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации;
- практическое значение правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации в сфере обеспечения и защиты конституционных прав и свобод.
Постановка указанных целей определила формулирование и содержание задач настоящего исследования:
- дать комплексную характеристику правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации в сфере обеспечения и защиты конституционных прав и свобод;
- рассмотреть влияние правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации на уголовно-процессуальное законодательство и практику обеспечения и защиты конституционных прав и свобод;
Объектом исследования являются закономерности, обуславливающие:
- правовые отношения,
возникающие в процессе
Методологической основой исследования послужили основополагающие законы и категории материалистической диалектики и теории познания, общенаучный диалектический метод изучения социальных явлений. В курсовой работе реализован системно-структурный подход. Использовались также, историко-правовой, статистический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический методы.
Структура работы предопределена объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Понятие и сущность правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации в сфере обеспечения и защиты конституционных прав и свобод
1.1.Общая характеристика правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ осуществляет толкование Конституции РФ и соответствующих нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении всех дел, отнесенных законом к его компетенции. В результате такого толкования он формулирует правовые позиции.
Законодательного определения понятия «правовые позиции» нет. О нем упоминается лишь в двух статьях Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее по тексту - ФКЗ о Конституционном Суде РФ) - статьях 29 и 73. Согласно ст. 29 решения и другие акты Конституционного Суда РФ выражают соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий. Статья 73 содержит норму, в соответствии с которой, если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда Российской Федерации, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание.
В общем виде правовые позиции можно определить как обязательное для всех субъектов права толкование конституционных норм и норм отраслевого законодательства, данное Конституционным Судом РФ в своих решениях.
В юридической литературе даются различные определения данного понятия.
Так, Г.А. Гаджиев определяет правовую позицию Конституционного Суда как обнаруженный на примере исследования конституционности какой-то одной оспоренной нормы принцип решения группы юридических дел. Это своеобразные лекала, которые применимы и для разрешения других сходных юридических дел1.
Н.В. Витрук под правовыми позициями понимает правовые выводы и представления Суда как результат интерпретации (толкования) Судом духа и буквы Конституции РФ и истолкования им конституционного смысла (аспектов) положений отраслевых (действующих) законов и других нормативных актов в пределах его компетенции, которые снимают неопределенность в конкретных конституционно-правовых ситуациях и служат правовым основанием итоговых решений (постановлений) Конституционного Суда2.
Представляется, что изложенные определения нуждаются в некотором уточнении. Практика Конституционного Суда РФ показывает, что правовые позиции формулируются в любых решениях Конституционного Суда, в том числе и в «отказных» определениях, причем они имеют такое же значение, как правовые позиции, содержащиеся в итоговых решениях. Так, согласно п. 2 резолютивной части Определения Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. N 384-О3 выявленный в настоящем Определении конституционно-правовой смысл положений ч. 3 ст. 448 УПК РФ исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Аналогичное положение содержится и в п. 2 резолютивной части Определения Конституционного Суда РФ от 4 ноября 2004 г. N 342-О, в соответствии с которым выявленный в настоящем Определении конституционно-правовой смысл положений части первой ст. 74 УК Российской Федерации и части первой ст. 399 УПК Российской Федерации является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Правовые позиции характеризуются:
1) общим характером,
т.е. распространяются не
2) общеобязательностью,
т.е. имеют такую же
Указанный вывод следует:
во-первых, из норм ч. 5 ст. 125 Конституции РФ, ст. 3 ФКЗ о Конституционном Суде РФ, в соответствии с которыми Конституционный Суд РФ является единственным органом, обладающим правом официального толкования Конституции РФ, следовательно, содержание правовых позиций в решениях Конституционного Суда о толковании Основного закона Российского государства не может подвергаться сомнению или игнорироваться;
во-вторых, из положений ст. 6 ФКЗ о Конституционном Суде РФ, в силу которой решения Конституционного Суда РФ (правовые позиции являются их составной частью) обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений;
в-третьих, из норм ч. 1 ст. 43 ФКЗ о Конституционном Суде РФ, согласно которой Конституционный Суд РФ принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случае, если по предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу;
в-четвертых, из норм упомянутой выше ст. 73 ФКЗ о Конституционном Суде РФ, анализ которой свидетельствует об обязательности правовых позиций и для самого Конституционного Суда России;
в-пятых, из предписаний ч. 2 ст. 79 ФКЗ о Конституционном Суде РФ, в соответствии с которой юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта, что еще раз подчеркивает обязательность правовых позиций для законодательных органов;
в-шестых, из норм ч. 3 ст. 79, ч. 2 ст. 100 ФКЗ о Конституционном Суде РФ, в соответствии с которыми в случае, если Конституционный Суд РФ признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ, данное дело, во всяком случае, подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке;
в-седьмых, из положений ч. 4 ст. 79 ФКЗ о Конституционном Суде РФ, в соответствии с которой в случае признания Конституционным Судом РФ того или иного нормативного правового акта неконституционным и утратившим силу до принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ, т.е. такой акт не может быть положен в основу решения суда;
в-восьмых, из норм
ст. 80 ФКЗ о Конституционном Суде
РФ, в которой закреплена обязанность
государственных органов и
в-девятых, из норм ст. 81 ФКЗ о Конституционном Суде РФ, согласно которой неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом. В частности, такая ответственность предусмотрена УК РФ (ст. 285, 286, 293, 315 - злоупотребление должностными полномочиями, их превышение, халатность, неисполнение решения суда или иного судебного акта). Справедливости ради следует отметить, что в действительности ответственность за неисполнение решений Конституционного Суда РФ носит декларативный характер;
в-десятых, из положений ч. 2 ст. 87 ФКЗ о Конституционном Суде РФ, в соответствии с которой признание не соответствующим Конституции РФ федерального закона (в частности, Уголовного кодекса РФ) является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на признанных неконституционными нормативном акте либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными;
в-одиннадцатых, из норм ст. 106 ФКЗ о Конституционном Суде РФ, в соответствии с которой толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом РФ, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений;
в-двенадцатых, из Определения Конституционного Суда РФ от 7 октября 1997 г. N 88-О, в котором отмечается, что правовые позиции, содержащие толкование конституционных норм либо выявляющие конституционный смысл закона, на которых основаны выводы Конституционного Суда Российской Федерации в резолютивной части его решений, обязательны для всех государственных органов и должностных лиц4.
Кроме того, на
общеобязательность обращается внимание
и в Постановлении