Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 08:56, контрольная работа

Краткое описание

Конституция Российской Федерации в ст. 17 закрепляет положение о том, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Главной особенностью граждан как участников административных правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, т.е. реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не права государственных или негосударственных организаций, их должностных лиц.

Оглавление

1.Права и обязанности граждан в сфере государственного управления. 3
1.1.Обращения граждан. 7
2. Обеспечение законности при осуществлении государственного управления. 14
2.1. Гарантии законности: понятие и виды. 16
2.2. Способы обеспечения законности в государственном управлении: понятие и виды. 17
2.3. Государственный контроль: понятие и виды. 17
2.4. Государственный надзор: понятие, виды, характеристика. 23
2.5. Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления.27
2.6. Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления. 28
3. Список литературы. 32

Файлы: 1 файл

административное право контрольная.docx

— 57.19 Кб (Скачать)

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор: получение информации; применение мер административного предупреждения; применение мер административного пресечения; привлечение к административной ответственности; регистрация и учет; выдача разрешений (лицензий); нормотворчество.

Отличия государственного контроля и административного надзора:

  1. органы контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор;
  2. объектом контроля выступает как законность, так и эффективность деятельности; объект надзора– только законность деятельности;
  3. контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;
  4. контроль и надзор имеют разные субъекты осуществления;
  5. контроль и надзор различаются по методам осуществления: если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления и жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире.

Прокурорский надзор в  сфере государственного управления - деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Надзорная деятельность прокуратуры осуществляется:

  1. За исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  2. Соблюдением прав и свобод граждан этими органами и должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  3. Исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемую судом меру принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Формы реагирования прокурора  на нарушения законности:

  1. Протест прокурора;
  2. Представление прокурора;
  3. Постановление прокурора;
  4. Предостережение о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель  приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, который издал этот акт, либо обращается в суд в установленном порядке, где протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления, о чем сообщается прокурору, его принесшему.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Прокурор, исходя из нарушения  закона должностным лицом, выносит  мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся  деяниях прокурор или его заместитель  объявляет в письменной форме  должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

 

2.5. Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления.

 

Судебный контроль за законностью  в сфере государственного управления – это деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов, по привлечению виновных лиц к ответственности.

Субъектами судебного контроля являются федеральные суды (Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов, автономной области, районные суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ и суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды, мировые судьи).

Судебный контроль в сфере  государственного управления осуществляется:

  • при рассмотрении жалоб на действия и решения органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;
  • рассмотрении дел об административных правонарушениях (качество проведенного расследования, законность вынесенных постановлений и др.);
  • рассмотрении жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;
  • проверке законности нормативных правовых актов;
  • рассмотрении дел, возникающих из гражданско-правовых отношений;
  • рассмотрении уголовных дел;
  • рассмотрении жалоб юридических лиц.

 

2.6. Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления.

 

Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления представляет собой одну из форм отправления демократии, состоящую в реализации прав граждан и общественных объединений участвовать в управлении делами государства, наблюдении за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц по соблюдению ими законности, прав и свобод граждан и их объединений.

Особенности общественного контроля:

  1. Осуществляется гражданами и их объединениями (общественными объединениями, политическими партиями и др.);
  2. Объектом контроля является деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц;
  3. Широко применяются меры общественного воздействия;
  4. Имеет профилактическую и правовосстановительную направленность;
  5. Осуществляется во взаимодействии с другими способами обеспечения законности.

Субъекты общественного контроля: граждане (физические лица), общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, трудовые коллективы и др.

Основное средство реагирования граждан на факты нарушения законности – жалоба (административная и судебная).

Существуют общее право  граждан на обжалование (подача административной или судебной жалобы) и специальное  право жалобы (внесудебное и судебное обжалование).

При общем праве жалобы обжалованию подлежат коллегиальные  и единоличные действия (решения), в том числе представление  официальной информации, ставшей  основанием для совершения действия (решения), в результате которых: нарушены права и свободы граждан, созданы  препятствия осуществления гражданином  его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность  или он незаконно привлечен к  какой-либо ответственности.

Жалоба может быть подана в последовательном порядке (сначала  в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, а в случае ее неудовлетворения – в суд) или  в альтернативном порядке (жалоба подается по выбору субъекта или в вышестоящий  орган, вышестоящему должностному лицу или в суд).

При судебном обжаловании обращаются в суд с жалобой в срок:

  1. Три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
  2. Один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, общественного объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ (законом по отдельным категориям дел могут быть установлены другие сроки).

Решение суда по жалобе: установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Исполнение решения суда: решение суда, вступившее в законную силу, обязательную для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан, подлежит исполнению на всей территории РФ.

Суд информируется об исполнении решения не позднее чем в месячный срок со дня получения жалобы.

Судебные издержки возлагаются на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественное объединение, должностное лицо, государственного служащего в случае признания судом их действия (решения) незаконным, а также если поданная гражданином жалоба вышестоящему органу, должностному лицу была оставлена без ответа либо ответ был дан с нарушением срока.

Общие признаки права на специальную жалобу:

  • подается лицом, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания, от его имени адвокатом, потерпевшим, их законными представителями;
  • подается в письменной форме;
  • подается в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу об административном правонарушении, которое направляется субъекту, полномочному рассматривать жалобу в трехдневный срок;
  • направляется субъекту, полномочному рассматривать жалобу в десятидневный срок с момента вынесения постановления;
  • рассматривается вышестоящими органами (должностными лицами) или судом в десятидневный срок;
  • поданная в срок жалоба приостанавливает исполнение отдельных административных взысканий;
  • рассматривается в установленном процедурном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

2. СЗ. РФ. 1996. № 24. Ст. 2868.

  1. РГ. 2000. 6 дек.
  2. BBC. 1980. № 11. Ст. 192.
  3. BBC. 1988. № 6. Ст. 94.
  4. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.
  5. Бахрах Д. Н. « Административное право».
  6. Звоненко Д. П « Административное право».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бахрах  Д.Н. Административное право | Звоненко Д.П. Административное право | Костькова О.В. Административное право | Кушнир И.В. Административное право | Макарейко Н.В. Административное право

 

 


Информация о работе Права и обязанности граждан в сфере государственного управления