Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 08:56, контрольная работа

Краткое описание

Конституция Российской Федерации в ст. 17 закрепляет положение о том, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Главной особенностью граждан как участников административных правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, т.е. реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не права государственных или негосударственных организаций, их должностных лиц.

Оглавление

1.Права и обязанности граждан в сфере государственного управления. 3
1.1.Обращения граждан. 7
2. Обеспечение законности при осуществлении государственного управления. 14
2.1. Гарантии законности: понятие и виды. 16
2.2. Способы обеспечения законности в государственном управлении: понятие и виды. 17
2.3. Государственный контроль: понятие и виды. 17
2.4. Государственный надзор: понятие, виды, характеристика. 23
2.5. Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления.27
2.6. Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления. 28
3. Список литературы. 32

Файлы: 1 файл

административное право контрольная.docx

— 57.19 Кб (Скачать)

Содержание

 

1.Права и обязанности  граждан в сфере государственного  управления.                   3

1.1.Обращения граждан.                                                                                               7

2. Обеспечение законности  при осуществлении государственного  управления.     14

2.1. Гарантии законности: понятие и виды.                                                            16

2.2. Способы обеспечения  законности в государственном  управлении: понятие и виды.                                                                                                                  17

2.3. Государственный контроль: понятие и виды.                                                  17

2.4. Государственный надзор: понятие, виды, характеристика.                            23

2.5. Судебный контроль  за законностью в сфере государственного  управления.27

2.6. Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления.                                                                                                       28

3. Список литературы.                                                                                             32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

 

Конституция Российской Федерации  в ст. 17 закрепляет положение о  том, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому  от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы  других лиц.

Главной особенностью граждан  как участников административных правоотношений является то, что они выступают  в качестве частных лиц, т.е. реализуют  свои личные общегражданские права  и обязанности в сфере исполнительной власти, а не права государственных  или негосударственных организаций, их должностных лиц.

Права граждан в сфере  государственного управления можно  классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от механизма  их реализации на:

  • абсолютные - права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, а наоборот, защищать, например, право на отдых, право на труд и т.д.;
  • относительные - права, для реализации которых нужен акт государственного органа, например, приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности, и др.

В зависимости от круга  лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения  на:

  • общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления, например, право на обжалование действий государственных органов должностных лиц;
  • специальные права - это права граждан в той или иной сфере или отрасли управления, например, в сфере экономики - каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности.

По своему содержанию права  делятся на три вида:

право на участие в государственном  управлении. К таковым относятся, например, право на государственную  службу, право на получение необходимых  документов, пресечение противоправных действий со стороны других граждан, и др.;

  • право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций. К таковым можно отнести право на получение организационной, технической, санитарно-эпидемиологической, медицинской помощи и др.;
  • право на защиту. Основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, защита в административном производстве, право на помощь негосударственных организаций.

Основные права граждан  в административной сфере закреплены Конституцией Российской Федерации:

1.Право граждан участвовать в управлении государством, как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ). Оно подкрепляется их правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2.Право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ).

3.Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ). Порядок реализации указанного права регламентируется Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования».

4.Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

5.Право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более чем 48 часов (ст. 22 Конституции РФ). Основания и порядок применения административного задержания, а также административного ареста урегулированы законодательством об административных правонарушениях.

6.Право на неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ).

7.Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и возвращения (ст. 27 Конституции РФ). Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с режимом паспортной системы и регистрации.

8.Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (ст. 29 Конституции РФ). Осуществление этого права регламентируется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», а также отдельными Указами Президента, направленными на обеспечение этого права.

9.Право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ). Вред, причиненный гражданину незаконными действиями государственных органов, а также должностных лиц при исполнении ими обязанностей в области административного управления, возмещается на общих основаниях, установленных гражданским законодательством.

Имея права, граждане Российской Федерации вместе с тем выполняют  возложенные на них Конституцией Российской Федерации обязанности. 
Административно-правовые обязанности граждан Российской Федерации, подразделяются на два вида:

  • абсолютные - возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов и т.п.);
  • относительные - возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанность собственника автомобиля платить налоги, поступающие в дорожные фонды, и т.п.).

Обязанности граждан Российской Федерации как субъектов административного  права заключаются в следующем:

  • платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);
  • сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ);
  • защищать Отечество (ст. 59 Конституции РФ);
  • не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституция РФ);
  • соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Как видно из приведенного нами перечня, все обязанности граждан  Российской Федерации закреплены в  Основном Законе - Конституции Российской Федерации.

Важнейшей обязанностью граждан  как субъектов административного  права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной  власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

Невыполнение гражданами своих обязанностей в сфере государственного управления влечет за собой применение различных мер воздействия, включая  и средства административно-правового  характера. В этом случае, при наличии  достаточных к тому оснований, граждане могут быть привлечены к административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

 

    1. Обращения граждан.

 

Одним из важных элементов  административно-правового статуса  граждан является их конституционное  право обращаться лично, а также  направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Обращения  граждан в совокупности регулирующих их правовых норм представляют собой  сложный и достаточно разветвленный  институт административного права. Конечно, этот правовой институт нуждается  в модернизации, совершенствовании  механизма реализации обращений, учете  новых реалий, но тем не менее  он на протяжении многих лет сложился, функционирует и служит эффективным  средством демократизации общества, формирования правового государства, широким каналом участия граждан  в управлении делами общества и государства.

Обращения граждан могут  быть трех видов. Предложение - это обращение  граждан в государственные или  общественные организации, не связанные  с нарушением каких-либо субъективных прав или ущемлением законных интересов  граждан, они обычно направлены на улучшение, совершенствование работы органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, их должностных  лиц, государственных служащих. Заявление  есть обращение с просьбой об удовлетворении тех или иных прав и законных интересов  граждан, не связанных с их нарушением, либо сообщение о злоупотреблениях, нарушениях законности и иных нарушениях, не затрагивающих непосредственно  права и интересы заявителя. Жалоба - это устные или письменные, индивидуальные или коллективные обращения граждан  в государственные органы, органы местного самоуправления, негосударственные  организации, к должностным лицам  в связи с нарушением прав или законных интересов самого гражданина, других лиц либо общественных интересов.

Право на обращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым  правом гражданина. Каждый дееспособный человек может обратиться в любую  государственную или негосударственную  организацию, к любому должностному лицу, по любому значимому для него поводу и в любое время. Этому  праву граждан корреспондирует  обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и  их должностных лиц принимать  граждан, принимать обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения  и давать на них своевременные  ответы. Так, в соответствии с Федеральным  законом "О системе государственной  службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. [1] к основным обязанностям государственных служащих относится обязанность в пределах своей компетенции своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации.

В целях совершенствования  работы с обращениями граждан  Указом Президента РФ создано специальное  Управление в структуре Администрации  Президента по работе с обращениями  граждан. В Положении о нем  к основным функциям Управления отнесены централизованный учет письменных и  устных обращений граждан Российской Федерации, граждан СНГ, иностранных  граждан и лиц без гражданства, поступающих на имя Президента, в  адрес Правительства и Администрации  Президента; обеспечение рассмотрения обращений граждан, адресованных Президенту, Правительству и Администрации  Президента; информирование Президента, Правительства и руководителя Администрации  Президента о количестве и содержании обращений граждан и принятых по ним мерах.

Весьма обширны задачи Управления: это организационно-методическое взаимодействие с подразделениями  Администрации Президента РФ, Аппаратом Правительства РФ, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации по вопросам рассмотрения обращений граждан; своевременное рассмотрение поступивших письменных и устных обращений граждан, а также направление их для рассмотрения в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления по вопросам их компетенции; извещение граждан о результатах рассмотрения в Управлении их предложений, заявлений и жалоб; прием граждан работниками Управления в приемной Администрации Президента и Правительства, а также руководителями Администрации Президента РФ, министрами Правительства РФ и другими государственными служащими; осуществление контроля за своевременным и полным рассмотрением обращений граждан, направленных в федеральные органы государственной власти и органы власти субъектов Федерации; анализ и обобщение вопросов, которые ставят граждане в письмах и на личном приеме, и на основе этого оперативное и периодическое информирование Президента о характере обращений граждан; подготовка на основе анализа и обобщения обращений граждан предложений по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы, и некоторые другие задачи.

Информация о работе Права и обязанности граждан в сфере государственного управления