Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 08:56, контрольная работа

Краткое описание

Конституция Российской Федерации в ст. 17 закрепляет положение о том, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Главной особенностью граждан как участников административных правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, т.е. реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не права государственных или негосударственных организаций, их должностных лиц.

Оглавление

1.Права и обязанности граждан в сфере государственного управления. 3
1.1.Обращения граждан. 7
2. Обеспечение законности при осуществлении государственного управления. 14
2.1. Гарантии законности: понятие и виды. 16
2.2. Способы обеспечения законности в государственном управлении: понятие и виды. 17
2.3. Государственный контроль: понятие и виды. 17
2.4. Государственный надзор: понятие, виды, характеристика. 23
2.5. Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления.27
2.6. Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления. 28
3. Список литературы. 32

Файлы: 1 файл

административное право контрольная.docx

— 57.19 Кб (Скачать)

Так, в истекшем году в  адрес Президента поступили сотни  тысяч обращений от отечественных  и зарубежных авторов, причем каждое десятое из них - коллективное, нередко  с сотнями и тысячами подписей (резолюции митингов, собраний). Таким  образом, можно говорить о миллионах  граждан, проявивших желание или  необходимость обратиться к главе  государства со своими заботами и  суждениями о событиях в жизни  страны. Все эти обращения были зарегистрированы, рассмотрены компетентными  лицами и получили то или иное разрешение. Значительное число граждан были приняты в Управлении на личном приеме. Существенное развитие получает работа с обращениями, поступающими по сети Интернет. Такую возможность для  работы с обращениями граждан  получили многие федеральные органы исполнительной власти и регионы  страны.

Подобные Управлению Администрации  Президента РФ структурные подразделения  по работе с обращениями граждан  имеются и в составе федеральных  органов и органов государственной  власти субъектов Федерации. Например, приказом ФСБ России утверждена Инструкция о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организации  приема граждан в органах ФСБ, которой, в частности, определены формы  учета предложений, заявлений и  жалоб, контроля за ходом и сроками  исполнения каждого обращения, организации  приема граждан. Аналогичные правовые акты действуют и в других федеральных  органах исполнительной власти.

Повышению эффективности  обращений как способа защиты прав, свобод и законных интересов  граждан служит Указ Президента РФ "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" от 6 июня 1996г. [2]. Указом предусмотрен специальный порядок рассмотрения сообщений, опубликованных в средствах массовой информации. Руководители федеральных органов исполнительной власти и главы исполнительной власти субъектов Федерации обязаны рассматривать сообщения о нарушениях, допущенных подчиненными им должностными лицами и другими государственными служащими, федеральных законов и указов Президента РФ, о неисполнении или ненадлежащем исполнении указанных актов и вступивших в законную силу решений судов - не позднее трех дней. Ответ редакциям должен последовать не позднее двух недель с момента опубликования сообщений в средствах массовой информации. В федеральных органах исполнительной власти копии решений по этим сообщениям должны направляться в Контрольное управление Администрации Президента РФ.

Важное значение в этом деле имеет обращение Президента РФ к руководителям федеральных  органов исполнительной власти и  органов исполнительной власти субъектов  РФ, в котором, в частности, говорится: "Работу с обращениями граждан  прошу держать в поле постоянного  контроля, и ни один факт равнодушия, волокиты, недисциплинированности должностных лиц не должен оставаться без последствий" [3].

Основным нормативным  правовым актом, определяющим юридическую  природу, механизм реализации и порядок  осуществления обращений граждан, является Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб  граждан" от 12 апреля 1968 г., который  действует в редакции Указа от 4 марта 1980 г. [4] на территории Российской Федерации в части, не противоречащей законодательству РФ.

В целях усиления борьбы с анонимными наветами 2 февраля 1988 г. данный нормативный акт был  дополнен Указом Президиума Верховного Совета СССР следующего содержания: "Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа предложения, заявления  или жалобы также данные о месте  его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит" [5].

Данный нормативный акт  среди трех видов обращений выделяет жалобу или, как ее называют, - общую  административную жалобу, которая отличается от специальной административной жалобы, регламентируемой особыми нормативными актами (например, Кодексом об административных правонарушениях, Трудовым кодексом).

Общая административная жалоба также предусмотрена Федеральным  законом "Об обжаловании в суд  действий и решений, нарушающих права  и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. (в ред. от 14 декабря 1995 г.). Статья 4 названного Закона устанавливает, что  гражданин вправе обратиться с жалобой  на действия (решения), нарушающие его  права и свободы, либо непосредственно  в суд (где она будет рассмотрена  по правилам гражданского судопроизводства), либо к вышестоящему в порядке  подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию и объединению, общественному  объединению, должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо, государственный служащий обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться в суд, т.е. использовать свое право на судебное обжалование.

Общая административная жалоба характеризуется рядом особенностей:

1) право на жалобу не  ограничено по содержанию, т.е.  могут быть обжалованы незаконные, нецелесообразные и аморальные  действия и бездействие, индивидуальные  и нормативные акты в различных  сферах управления, производства, обслуживания;

2) по форме жалоба может  быть устной или письменной, индивидуальной  или коллективной;

3) объект обжалования  - неправильные, по мнению лица, подающего  жалобу, действия или бездействие  любого работника государственных  органов, организаций;

4) круг лиц, имеющих  право подать жалобу, не ограничен;

5) запрещается направление  жалобы на рассмотрение того  органа, должностного лица, государственного  служащего, на действие или  бездействие которого подана  жалоба;

6) подача такой жалобы  не ограничена каким-либо сроком, количеством жалоб по одному  поводу, и перечень органов, куда  может быть направлена жалоба, также не ограничен;

7) срок рассмотрения жалоб  и заявлений - один месяц, кроме  случаев, когда эти обращения  не требуют дополнительного изучения  и проверки, и они решаются  безотлагательно, но не позднее  15 дней; если для разрешения обращения  необходимо проведение специальной  проверки, истребование дополнительных  материалов, выезд за пределы  города, района, где осуществляется  проверка, либо принятие других  мер, срок рассмотрения обращения  (жалобы) может быть продлен руководителем  организации или его заместителем, но не более чем на один месяц. Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в сокращенные сроки.

Право на специальную административную жалобу дополняет право на общую  административную жалобу. Ее основания  и порядок разрешения регламентируются особыми административно-правовыми  актами - Кодексом об административных правонарушениях, Трудовым кодексом, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил и  другими законодательными и правительственными актами.

Специальная административная жалоба характеризуется рядом признаков, а именно: наличием специальных норм, устанавливающих особый порядок  ее рассмотрения; особыми основаниями  для обжалования, названными в нормативном  акте; определением в качестве субъектов  обжалования только лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей; установлением лишь письменной формы  жалобы; специальными сроками подачи жалобы и более краткими сроками  ее рассмотрения; особенностями процедуры  рассмотрения отдельных видов жалоб; юридическими последствиями подачи жалобы (например, подача жалобы на постановление  по делу об административном правонарушении приостанавливает исполнение некоторых  постановлений).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Обеспечение  законности при осуществлении  государственного управления.

 

 

Законность в государственном  управлении - режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном, строгом и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории государства нормативных правовых актов.

Общие черты законности:

  1. является принципом организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений и граждан;
  2. выступает обязательным требованием к деятельности субъектов государственного управления;
  3. является методом осуществления властных полномочий субъектов управленческой деятельности;
  4. основывается на действующем российском законодательстве;
  5. представляет собой режим должного поведения физических лип и коллективных субъектов в сфере государственного управления.

Принципы законности следующие.

Верховенство закона - состоит в требовании точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормативные правовые акты, действующие на территории государства; требовании соблюдать иерархию нормативных правовых актов; требовании соответствия нормативных правовых актов меньшей юридической силы тем, которые обладают большей юридической силой.

Равенство перед законом - перед законом все равны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к религии, других обстоятельств и несут равную обязанность соблюдать требования юридических норм, а в случае их нарушения несут равную юридическую ответственность.

Единство законности - действие законов, подзаконных нормативных правовых актов на территории всего государства единообразно, их толкование и применение не должны отличаться в зависимости от территориального масштаба действия; это прежде всего единство нормативной основы законности для всего государства.

Всеобщность и непререкаемость  законности - требования законности распространяются на деятельность как органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, так и граждан, общественных объединений; никто из субъектов управленческих отношений не может быть исключен из сферы законности.

Гарантированность прав и  свобод личности - состоит в конституционном закреплении основополагающих прав и свобод человека и гражданина, создании условий для их реализации.

Неотвратимость ответственности  за нарушения законности - каждый факт нарушения законности должен получить должную государственно-правовую оценку, которая выражается в обязанности виновных лиц нести установленные ограничения.

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности - заключается в том, что субъектам управленческих отношений предоставляется возможность выбрать наиболее целесообразный вариант поведения в пределах определенных юридических норм; в случае противоречия между законностью и целесообразностью приоритет отдается законности с учетом последующего изменения нормативной правовой базы.

 

 

2.1. Гарантии законности: понятие и виды.

 

Гарантии законности - совокупность объективных условий и субъективных факторов, а также специальных юридических средств, посредством которых обеспечивается режим законности в сфере государственного управления.

Гарантии законности делятся  на общие условия обеспечения  законности и специальные средства обеспечения законности.

Общие условия обеспечения  законности - совокупность экономических, политических, социальных и идеологических условий функционирования системы государственного управления. Их виды: экономические (состояние базисных, экономических отношений, организация и функционирование субъектов экономических отношений), политические (состояние государственной власти, развитие институтов демократии, степень участия населения в политических процессах в обществе), духовно-нравственные (уровень культуры общества, его членов, уровень сознания, в том числе правосознания).

Специальные средства обеспечения  законности - совокупность юридических и организационных средств, при помощи которых обеспечивается режим законности в сфере государственного управления.

К юридическим средствам относят: нормативно-правовое регулирование наиболее значимых отношений в сфере государственного управления, совершенствование действующего законодательства с учетом динамики управленческих отношений, средства предупреждения правонарушений в сфере управления, средства пресечения (прекращения) правонарушений в сфере управления, меры право восстановления (защиты) нарушенных прав в сфере управления, нарушенных в результате правонарушения, меры процессуального обеспечения (юридические процедуры), юридическую ответственность.

К организационным средствам относят: контроль за деятельностью субъектов государственного управления, надзор за деятельностью субъектов государственного управления, обучение, подготовка субъектов государственного управления и др.

Информация о работе Права и обязанности граждан в сфере государственного управления